И что, неужели вузов не кончали? Ну или хотя бы пару лет все таки учились, а потом обстоятельства?
Ладно уж, расскажу как есть. В юности я мечтал стать физиком, но в силу веских причин, о которых не хочу рассказывать, был ограничен в выборе города, где могу учиться. А в этом городе максимальным приближением к мечте был очень плохой педагогический вуз, в котором можно было учиться на школьного учителя физики (ещё в этом городе можно было выучиться на агронома или врача).
В этом вузе я приобрёл мало знаний. Курс математики был очень сжатый и скомканный. Собственно, был предмет "высшая математика", в таком объёме примерно: ангем - более или менее нормально, даже с коническими сечениями; линал - только матрицы/определители и СЛАУ, без линейных пространств, операторов и билинейных форм; матан - пределы, производные и интегралы даже без рядов; обыкновенные дифуры - два-три простейших частных случая а-ля "разделяющиеся переменные"; теорвер - только простейшие задачки про кубики, вообще без случайных величин; ТФКП, тензоров, ДУЧП, вариационного исчисления и т.д. не было вообще. К тому же половина и того, что было, читалась профессионально непригодными преподавателями, и это не моя личная оценка, а факт - их вскоре и уволили, когда наводили в вузе подобие порядка, но наш поток ещё "попал под раздачу". Так что и тому, чему меня "учили", мне годы спустя пришлось учиться по книжкам самостоятельно.
Физика, правда, читалась хорошо и в относительно приличном объёме, но без должной математической подготовки для меня уравнение Шрёдингера или там Лагранжа смотрелись заклинаниями, которых я был не в силах постичь. Преподаватели физики понимали ситуацию (уж для них качество нашей математической подготовки не было секретом) и задачи нам задавали только такие, которые мы могли решить, т.е. из задачников по "общей физике".
Остальное учебное время было заполнено бессмысленной трескотнёй про Песталоцци и Яна Амоса Коменского.
Можно ли было компенсировать недостаток знаний самостоятельно? Наверное, да. Но моя влюблённость в науку не доходила до того, чтобы, отсидев пять пар и выполнив домашние задания (и обязательно подготовьте рефератик!), несколько часов дополнительно заниматься математикой и физикой. Мне было от шестнадцати до двадцати одного, очень хотелось к девушкам, на концерт, в театр, потрещать на философские темы с друзьями за пивком, почитать Стругацких, написать стихотворение. Сам виноват? Да, наверное. Не проявил, так сказать. Иногда я говорю, что у меня нет высшего образования, и не вру. То, что у меня есть, я не могу назвать высшим образованием.
Сейчас я человек средних лет (юность давно миновала, до пенсии тоже далеко). Всю жизнь я ошиваюсь около науки. Работал научным журналистом. Работал в НИИ (выполняя в основном программистские обязанности) и по этому поводу имею в соавторстве некоторое количество публикаций, но приличные люди хирш на публике не достают, тем более маленький. Ещё кое-кем работал и работаю. И продолжаю, как могу и сколько могу, изучать точные науки, хотя исследователем мне, конечно, уже не стать. Просто, как говорится, "беги к своей мечте, не можешь бежать - иди, не можешь идти - ползи, не можешь ползти - лежи головой к мечте". Иначе я не умею.