2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Про центростремительное ускорение
Сообщение20.12.2017, 21:24 


23/02/16
20
Задача. Велотрек имеет закругление радиусом 40 м. В этом месте он наклонен на 40 градусов к горизонту. На какую скорость езды рассчитан такой наклон?

Решение-то я знаю, но чего-то недопонимаю в этой теме. Что будет, если ехать с неподходящей скоростью? Вот что я думаю.
Если велосипедист будет ехать с большей скоростью, то будет и больше центростремительное ускорение, а значит, он наклонится к центру закругления. Если же велосипедист будет ехать с меньшей скоростью, то ему нужно будет наоборот отклониться от центра, иначе упадет.
Правильны ли мои рассуждения, а, главное, причинно-следственные связи? Вот тут например: (большая скорость $\Rightarrow\;$наклонится) или (наклонится$\Rightarrow$большая скорость)?

 Профиль  
                  
 
 Re: Про центростремительное ускорение
Сообщение20.12.2017, 21:29 


21/10/15
196
Вопрос состоит в том, при какой скорости велосипеды будут ехать, будучи перпендикулярными поверхности полотна.
(Если трек сильно скользкий, то они могут ехать, не падая, только в таком положении.).
Формулировка, конечно, малость размыта. Но не бессмысленна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Про центростремительное ускорение
Сообщение20.12.2017, 21:42 


23/02/16
20
se-sss в чем вопрос в задаче, это я поняла. Мне непонятно, что из чего следует. Но из ваших слов получается, скорость изменяется в зависимости от наклона, а не наклон изменяется в зависимости от скорости?

 Профиль  
                  
 
 Re: Про центростремительное ускорение
Сообщение20.12.2017, 21:47 


21/10/15
196
Siropchik в сообщении #1276816 писал(а):
se-sss в чем вопрос в задаче, это я поняла. Мне непонятно, что из чего следует. Но из ваших слов получается, скорость изменяется в зависимости от наклона, а не наклон изменяется в зависимости от скорости?

Изменяется оптимальная (в некотором роде)скорость от наклона, а не просто скорость.

Это как знак ПДД 6.2 "Рекомендуемая скорость" для максимально безопасного движения, а не для гонки.

 Профиль  
                  
 
 Re: Про центростремительное ускорение
Сообщение20.12.2017, 21:55 


23/02/16
20
А не, я не так выразилась. Если велосипедист наклонится под углом к самому велотреку, то его скорость изменится (и перестанет быть оптимальной), и тогда при скользкой дороге он упадет, так? А если он начнет крутить педалями быстрее/медленнее? То он наклонится к дороге? То есть тут такая связь шо ли $\Longleftrightarrow$

 Профиль  
                  
 
 Re: Про центростремительное ускорение
Сообщение20.12.2017, 22:04 
Аватара пользователя


11/12/16
13854
уездный город Н
Siropchik
Попробуем переформулировать задачу.
Есть такой цирковой номер - "гонки по вертикали". Там "трек" закруглен по радиусу цирковой арены, а стенки "трека" вертикальны.
Вопросы:
1. На какую скорость езды рассчитан такой наклон?
2. Имеет ли смысл первый вопрос?
3. Почему?
4. Почему и в каком смысле имеет смысл вопрос в задаче из стартового поста?

 Профиль  
                  
 
 Re: Про центростремительное ускорение
Сообщение20.12.2017, 22:25 


23/02/16
20
EUgeneUS
1. Ни на какую
2. Нет
3. Потому что нет силы, которая бы сообщила это самое центростремительное ускорение
4. В задаче ускорение сообщается равнодействующей силы тяжести и силы реакции опоры. Смысл вопроса в том, что если ездок не будет трепыхаться, а позволит внешним силам управлять его движением, то с какой скоростью он будет ехать по этому закруглению. Уф, может, надо научиться ездить на велосипеде, чтобы понять?

 Профиль  
                  
 
 Re: Про центростремительное ускорение
Сообщение20.12.2017, 22:58 
Аватара пользователя


11/12/16
13854
уездный город Н
Siropchik в сообщении #1276829 писал(а):
Смысл вопроса в том, что если ездок не будет трепыхаться, а позволит внешним силам управлять его движением, то с какой скоростью он будет ехать по этому закруглению.


Окей. Пусть теперь трек не вертикальный, а горизонтальный. Вопросы почти те же самые:
1. На какую скорость езды рассчитан такой наклон?
2. Имеет ли смысл первый вопрос?
3. Почему?

(Оффтоп)

Всё упирается в трактовку, чтобы это означало: "На какую скорость езды рассчитан такой наклон?".
Можно сказать, что "трек рассчитан на такую скорость езды, чтобы плоскость велосипеда (нуда, конь сферический, а велосипед плоский) была перпендикулярна плоскости трека". Хотя трек и не плоский. Но в каком-то приближении, считая, что размер велосипеда много меньше радиуса трека....
И все посчитать, что Вы и сделали.
Но эта "скорость езды рассчитанная на такой наклон" совсем не означает, что по этому треку нельзя ездить с другой скоростью. И этот совсем другая задача.


-- 20.12.2017, 23:09 --

Siropchik в сообщении #1276829 писал(а):
3. Потому что нет силы, которая бы сообщила это самое центростремительное ускорение


Сила-то есть. Но она никогда не будет горизонтальной (так как всегда есть вертикальная составляющая), upd: если не учитывать силу трения.

Siropchik в сообщении #1276829 писал(а):
В задаче ускорение сообщается равнодействующей силы тяжести и силы реакции опоры.


Это только в том случае, если плоский маленький велосипед в вакуууме на плоском треке перпендикулярно ему.
А так-то еще сила трения есть.

 Профиль  
                  
 
 Re: Про центростремительное ускорение
Сообщение21.12.2017, 03:18 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Siropchik
Собственно, в таких задачах можно просто попытаться решить их исходя из второго закона Ньютона. Ведь на велосипедиста действуют всего три силы. Сила гравитации - строго вниз. Сила реакции опоры - перпендикулярно полотну. Сила трения - параллелно полотну. Эту задачу можно решать как в стационарной системе, так и во вращающейся с велосипедистом - разницы нет. В результате вы сосчитаете и реакцию опоры, и силу трения. Значит сосчитаете и их соотношение. Откуда можно будет определить, возможно ли в принципе такое движение без проскальзывания вбок. А вот угол наклона к полотну в ИС вряд ли можно просто так сосчитать. Поскольку велосипедиста уже надо рассматривать не как материальную точку, а как твердое тело. В ИС у него будет не совсем простое поступательно вращательное движение. Так что лучше сразу перейти во вращающуюсе не ИС. В этой системе велосипедист покоится, поэтому задачка просто сведется к задаче статики твердого тела. То есть надо будет приравнять нулю общий момент сил, например вокруг точки касания колес полотна. Так мы сразу исключим и силу трения, и силу реакции опоры. И у на останется только две силы с противоположными моментами - сила гравитации и фиктивная центробежная сила.

 Профиль  
                  
 
 Re: Про центростремительное ускорение
Сообщение21.12.2017, 13:35 
Заслуженный участник


01/06/15
1149
С.-Петербург
Siropchik в сообщении #1276820 писал(а):
А не, я не так выразилась. Если велосипедист наклонится под углом к самому велотреку, то его скорость изменится (и перестанет быть оптимальной), и тогда при скользкой дороге он упадет, так? А если он начнет крутить педалями быстрее/медленнее? То он наклонится к дороге? То есть тут такая связь шо ли $\Longleftrightarrow$
Причинно-следственные связи, как Вы выразились, несколько иные.

Скорость велосипедиста зависит от того, как быстро он крутит педали, а не от наклона.
Наклон зависит от телодвижений велосипедиста, а не от скорости велосипеда.

В данном случае удобно перейти в СО, связанную с велосипедистом, и рассмотреть все силы и их моменты, учитывая центробежную. Тогда видно, что устойчивое положение будет, когда момент равнодействующей силы относительно точки (точнее, линии, т.к. колеса 2) касания трека равен 0. А для этого велосипедисту надо "подвигать телом" - наклониться.

Величина центробежной силы зависит от скорости, а потому есть оптимальное соотношение между скоростью и углом наклона, когда велосипедист не опрокидывается.

Однако, если велосипедист наклонится под углом к велотреку, то кроме силы реакции велотрека, направленной перпендикулярно поверхности трека, в игру включается сила трения покоя, направленная вдоль поверхности трека. Чтобы исключить силу трения (понятно, что при фиксированном радиусе это возможно только для какой-то одной конкретной скорости) поверхность велотрека делают наклонной.

 Профиль  
                  
 
 Re: Про центростремительное ускорение
Сообщение21.12.2017, 15:20 
Заслуженный участник


20/08/14
11780
Россия, Москва
Пожалуй тут изначально стоит добавить что рассматривается лишь стационарное движение, в положении равновесия. Иначе можно ехать и с другой скоростью, но придётся в процессе менять или наклон, или скорость, или радиус. Если же допустить ненулевую силу трения покоя, то допустимой становится не одна единственная скорость, а некий её диапазон, для которого сила трения не выходит за рамки силы трения покоя.

 Профиль  
                  
 
 Re: Про центростремительное ускорение
Сообщение21.12.2017, 17:45 


23/02/16
20
Мм, ну вроде я почти догнала. Надо только самостоятельно поразмыслить и утрамбовать.
Огромное спасибо за помощь.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group