2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Что такое "Плотность учебной работы обучающихся"
Сообщение14.11.2017, 02:31 


17/10/08

1313
Есть такой замечательный документ "Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях", а в нем раздел "X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса."

А в разделе этом встречается фраза "Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80 %.".

И еще ниже есть фраза "Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.".

Если "плотность" на уроке физкультуры я еще могу понять (стою в очереди на шест 30%, а 70% лезу по нему), то что такое "плотность" на уроке математики - уже с трудом. Хотелось бы услышать мнение преподавателей, что бы это могло значить. Может быть на примере.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое "Плотность учебной работы обучающихся"
Сообщение14.11.2017, 07:10 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
В моем понимании плотность обучения - это некое отношение вовлеченности внимания ученика к максимально возможной на коротких промежутках.
Достигается обычно разнообразием. Человек неспособен концентрировать внимание все 45 минут урока. Он все-равно волей-неволей будет отвлекаться. Но этими моментами отвлечения на самом деле можно руководить. Руководить с помощью экскурсов например в историю предмета или примерами из повседневной жизни или из смежных дисциплин. Я знаю, многие учителя категорически против такого подхода, что мол учитель - это не массовик-затейник. Но все-же лекции настоящих артистов своего дела гораздо легче усваиваются, если учитель не бубнит подряд материал, а использует дополнительные эмоциональные пружины. Тем самым демонстрируя, что и он сам видит в своей науке искусство. Рутинные задачи следует перемежать с необычными задачами. Чтобы у учеников постоянно возникало желание "а дальше". Как в детской сказке. Такое преподавание гораздо легче осуществлять один на один с учеником. А вот держать внимание целого класса под силу только настоящим гениям преподавания.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое "Плотность учебной работы обучающихся"
Сообщение14.11.2017, 12:05 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
fred1996 в сообщении #1265082 писал(а):
А в разделе этом встречается фраза "Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80 %.".
Формально это действительно доля времени урока, занятая полезными действиями.

Практически объективных методов контроля этого показателя, как и конкретных методов его достижения, не существует, так что не обращайте внимания. В нормативных документах подобной чуши навалом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое "Плотность учебной работы обучающихся"
Сообщение14.11.2017, 15:12 
Аватара пользователя


14/02/12

841
Лорд Амбера
Pphantom в сообщении #1265155 писал(а):
fred1996 в сообщении #1265082 писал(а):
А в разделе этом встречается фраза "Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80 %.".
Формально это действительно доля времени урока, занятая полезными действиями.

Практически объективных методов контроля этого показателя, как и конкретных методов его достижения, не существует, так что не обращайте внимания. В нормативных документах подобной чуши навалом.

Если есть в документах, значит измеряют. Придет методист из районо в школу к молодому учителю с секундомером и попеняет ему потом. За низкую вовлеченность - за что вам только платят, за высокую - кто вам дал право эксплуатировать детей, вы не знаете основ детской психологии.
Хотя каких там 60-80%. На уроках иностранного языка по традиционной школьной методике хорошо если 5% набиралось. Отсюда и знания.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое "Плотность учебной работы обучающихся"
Сообщение14.11.2017, 15:26 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Korvin в сообщении #1265235 писал(а):
Если есть в документах, значит измеряют. Придет методист из районо в школу к молодому учителю с секундомером и попеняет ему потом.
Если методист с секундомером сможет доказать, что в данный конкретный момент ученик думает о предмете (или, наоборот, не о предмете), то да. Но, боюсь, для этого ему придется научиться читать мысли.

Вот с физкультурой, трудовым обучением и т.п. это действительно измеримо. Но там и проблемы нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое "Плотность учебной работы обучающихся"
Сообщение14.11.2017, 16:12 
Заслуженный участник


20/08/14
11062
Россия, Москва
Не могут ли за показатель вовлечённости счесть время записывания в тетради лекции плюс времени самостоятельного решения задач? Это легко измеримо объективно и телепатия не нужна. Насколько оно в действительности соответствует вовлечённости учеников - вопрос просто не поднимать.
Я не в теме, мне просто интересно как могли бы это измерять при необходимости объективного контроля.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое "Плотность учебной работы обучающихся"
Сообщение14.11.2017, 16:35 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Понятно, что само явление существует. И понятно, что его оценка в реальности чисто субъективная. Сам я ни с какими методичками на эту тему не знаком. Но эффективность преподавания еще никто не отменял. И об этом приходится постоянно думать и быть, что называется, в тонусе. Кстати, подфорумы ПРР этого форума являются прекрасной площадкой, где можно хотя бы в какой то форме репетировать навыки "плотного" преподавания.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое "Плотность учебной работы обучающихся"
Сообщение14.11.2017, 19:24 


17/10/08

1313
Спасибо за помощь, примерно понял.

Появился еще вопрос с "чередованием":
Цитата:
10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Если имеем два смежных урока одной группы предметов (сложных, например), то "плохо" - не чередуются. Но это в течение дня.
А что такое чередование в течение недели? Есть какой-нибудь "чередовательный" критерий?

Наверное все знают, но на всякий случай доп. информация. Предметам в школе присваивается балл сложности, на основании которого предмет относят к сложным. Чередование в течение недели по сложности, в принципе, можно охарактеризовать - через "колебания" дневного суммарного балла.

Но если "основные предметы" не самые сложные? Или такого не должно быть?

Каков будет критерий по неделе для "предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами"? Получается только по количеству, без учета трудности... или я чего-то не понял.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое "Плотность учебной работы обучающихся"
Сообщение14.11.2017, 21:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
Вспоминая свои школьные (ещё советские) расписания, рискну предположить, что имеется в виду более-менее разумное (равномерное) распределение каждого из сложных предметов по дням недели. Не очень хорошо будет поставить всю математику в первые три дня недели, а все иностранные языки -- в оставшиеся. Даже если при этом в течение каждого дня будет должное чередование простых и сложных.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое "Плотность учебной работы обучающихся"
Сообщение14.11.2017, 21:43 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
В принципе да. Наверное правильнее всего чередовать естественные предметы с гуманитарными. Для кого-то одни сложные, а другие просые, для кого-то наоборот.
Не то чтобы мне гуманитарные казались сложными. Но весьма противоестественными. Если с этой противоестественностью бороться несколько уроков подряд, начнут развиваться противоестественные психические склонности. Всяко нужна разрядка в виде естественных предметов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое "Плотность учебной работы обучающихся"
Сообщение14.11.2017, 22:10 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
mserg, у Вас это реальная проблема или общий интерес?

Если первое - не тратьте время. Желающий придраться проверяющий все равно найдет, к чему придраться, разумный проверяющий на подобное смотреть не будет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое "Плотность учебной работы обучающихся"
Сообщение14.11.2017, 22:19 


17/10/08

1313
Развлекаюсь с составлением расписаний - перевожу требования в (линейные) ограничения и критерий.

Чередование в течение недели, похоже, действительно это равномерное распределение (или проведение хотя бы через день) отдельных предметов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое "Плотность учебной работы обучающихся"
Сообщение14.11.2017, 22:22 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Pphantom
Думаю, что эта тема из разряда как Художественное Впечатление в фигурном катании.
Количество и качество сложных фигур уже оценено в оценке за технику. Но хочется еще и удобства восприятия информации. Как его оценивать? На Западе его скорее оценивают сами учащиеся, которые и выставляют оценки своим преподавателям. Может это будет пообъективнее оценок проверяющих.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое "Плотность учебной работы обучающихся"
Сообщение15.11.2017, 00:05 
Аватара пользователя


29/03/12
2427
Нигредо
Pphantom в сообщении #1265337 писал(а):
разумный проверяющий

Да кто ж при здравом разумного на проверки посылает? Если проверяющий вернулся не нашедши нарушений он зря землю топ...съездил с проверкой, т.е. профнепригоден. Разумный знает что совершенство не достижимо в принципе, а иди... хорошему проверяющему пофиг это совершенство, ему недочёты с проколами в протоколах притаранить начатльству жизненно необходимо. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое "Плотность учебной работы обучающихся"
Сообщение15.11.2017, 00:08 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Xugin в сообщении #1265363 писал(а):
Да кто ж при здравом разумного на проверки посылает?
Знаете, бывает и такое. :-) Если же проверяющему нужно до чего-то докопаться, то обсуждаемая проблема как раз вполне подходит: отбиться от последующих претензий очень легко, да и всерьез эту чушь никто воспринимать не будет.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 24 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group