2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Оптимизация стоимости строительства дорог
Сообщение02.11.2017, 16:35 


14/01/17

40
Цитата:
Ферма в Сан-Андреасе

Правительства городов Лос-Сантос, Сан-Фиерро и Лас-Вентурас, расположенных в штате Сан-Андреас, решили построить общую ферму. Жители Лос-Сантоса заявили, что будут ездить на ферму только на метро, жители Сан-Фиерро — только на автомобиле, а жители Лас-Вентураса — только на электричке.
Известна сумма, которую необходимо потратить на строительство километра линии метро, километра автомагистрали и километра железнодорожных путей. Помогите выбрать место для фермы таким образом, чтобы потратить на строительство дорог всех типов как можно меньшую сумму.
Исходные данные
В первой строке записано число t — количество тестов. Каждый тест состоит из четырёх строк. В первой строке записаны координаты Лос-Сантоса, во второй — Сан-Фиерро, а в третьей — Лас-Вентураса. Все координаты целые, даны в километрах и не превосходят по модулю 1000. В четвёртой строке записаны стоимости строительства километра линии метро, автомагистрали и железной дороги. Эти стоимости целые, положительные, и не превосходят 1000.
Результат
Для каждого теста выведите в отдельной строке минимальную сумму, которую придётся потратить на строительство дорог всех типов, с абсолютной или относительной погрешностью не более 10 в −9.


Математическая постановка. Найти точку на плоскости, сумма расстояний от которой до трёх заданных точек, помноженных на заданные коэффициенты, минимальна.

Цитата:
Пример
исходные данные ______ результат
2 __________________ 1.9318516526
0 0
1 0
0 1
1 1 1

-3 0 _______________ 81.1600672826
3 5
0 -1
7 9 8


Решаю градиентным спуском. На примере проходит со скоростью спуска 0.0001. Отдельно рассматриваю размещение фермы в городах.
Задачу не засчитывают.

Моё решение:
код: [ скачать ] [ спрятать ]
Используется синтаксис C++

//оптимизируем цену, стартуя из точки startPoint
//A,B,C - координаты городов
//prices - цены для городов A,B,C
long double Price(vector<long double> A, vector<long double> B, vector<long double> C, vector<long double> prices, vector<long double> startPoint)
{
        vector<long double> center =                       //координаты фермы
                                       startPoint,    //точка начального приближения
                          grad = {1,1};
 
        vector<long double> center1;
        long double p1 = prices[0], p2 = prices[1], p3 = prices[2], //цены на строительство дорог из городов A,B,C
                                 speed=0.0001, //скорость спуска

        long double pCA = distance(center, A)*p1,
                          pCB = distance(center, B)*p2,
                          pCC = distance(center, C)*p3;
       
        speed = 0.0001*std::max(pCA, std::max(pCB, pCC)); //делаем скорость соответствующей входным данным

        price = 200000, newPrice = 200000, newPrice1 = 200000;
 
         //цены, если поместить ферму в город
         //если строить дорогу из этого города дорого или города на одной прямой, так бывает оптимально
        long double prA = p2*sqrtl(powl(B[0] - A[0], 2) + powl(B[1] - A[1], 2)) +
                 p3*sqrtl(powl(C[0] - A[0], 2) + powl(C[1] - A[1], 2));
 
        long double prB = p1*sqrtl(powl(A[0] - B[0], 2) + powl(A[1] - B[1], 2)) +
                 p3*sqrtl(powl(C[0] - B[0], 2) + powl(C[1] - B[1], 2));                  
 
        long double prC = p1*sqrtl(powl(A[0] - C[0], 2) + powl(A[1] - C[1], 2)) +
                 p2*sqrtl(powl(B[0] - C[0], 2) + powl(B[1] - C[1], 2));
 
        //минимальная цена, если поместить ферму в город
        long double pr_point = std::min(prC, std::min(prA,prB));
 
        long double sq1,sq2,sq3;
        int iter = 0;
        int mul = 0;
        do
        {
                price = newPrice;
                sq1 = sqrtl(powl(A[0] - center[0], 2) + powl(A[1] - center[1], 2)); //расстояния от текущего положения фермы до городов
                sq2 = sqrtl(powl(B[0] - center[0], 2) + powl(B[1] - center[1], 2));
                sq3 = sqrtl(powl(C[0] - center[0], 2) + powl(C[1] - center[1], 2));
                if(sq1<=1e-18)break;
                if(sq2<=1e-18)break;
                if(sq3<=1e-18)break;
                long double grad01 = - p1*(A[0] - center[0]) / sq1;
                long double grad02 = - p2*(B[0] - center[0]) / sq2;
                long double grad03 = - p3*(C[0] - center[0]) / sq3;
                long double grad11 = - p1*(A[1] - center[1]) / sq1;
                long double grad12 = - p2*(B[1] - center[1]) / sq2;
                long double grad13 = - p3*(C[1] - center[1]) / sq3;
 
                grad[0] = grad01 + grad02 + grad03; //компоненты градиента цены по координатам фермы
                grad[1] = grad11 + grad12 + grad13;
 
                //пытаемся как можно больше продвинуться в направлении градиента
                mul = 64;
                while(mul >= 0)
                {
                        center1 = center + grad * (-1.0) * mul * speed; //перемещаем ферму
                        long double sq11 = sqrtl(powl(A[0] - center1[0], 2) + powl(A[1] - center1[1], 2));
                        long double sq21 = sqrtl(powl(B[0] - center1[0], 2) + powl(B[1] - center1[1], 2));
                        long double sq31 = sqrtl(powl(C[0] - center1[0], 2) + powl(C[1] - center1[1], 2));
                        newPrice1 = p1 * sq11 + p2 * sq21 + p3 * sq31; //новая цена после перемещения фермы
                        if(newPrice1 < price)break;
                        if(mul == 0)break;
                        mul = mul / 2;
                }
 
                center = center1;
                newPrice = newPrice1;

               pCA = distance(center, A)*p1; //цены которые получаются сейчас
               pCB = distance(center, B)*p2;
               pCC = distance(center, C)*p3;
       
        speed = 0.0001*std::max(pCA, std::max(pCB, pCC)); //корректируем скорость в зависимости от текущих значений

                ++iter;
        }
        while(newPrice - price < 0); //двигаемся пока цена уменьшается
 
        if(pr_point < price)return pr_point; //а вдруг лучше поместить ферму в один из городов?
 
        return price;
}

//оптимизируем цену, стартуя из разных точек
long double optimizedPrice(vector<long double> A, vector<long double> B, vector<long double> C, vector<long double> prices)
{
                        long double P1 = Price(A,B,C,prices,(A+B)/2.); //середина сторона AB
                        long double P2 = Price(A,B,C,prices,(A+C)/2.); //середина сторона AC
                        long double P3 = Price(A,B,C,prices,(B+C)/2.); //середина сторона BC
                        long double P4 = Price(A,B,C,prices,(A+B+C)/3.); //центр треугольника
                       
                       
                       long double d = std::min(P4, std::min(P1,std::min(P2,P3)));
                       return d;
}

 


Какие здесь могут быть проблемы? Локальных минимумов по графику вроде нет.
Изображение
Если уменьшать скорость, не проходит по времени.
Как лучше это решать?
Нет ли явной формулы для этой точки?

 Профиль  
                  
 
 Re: Оптимизация стоимости строительства дорог
Сообщение03.11.2017, 20:17 
Заслуженный участник


12/07/07
4523
Обычно в качестве результат ожидаются координаты фермы.
Обозначим через $S$ — суммарную стоимость.
В первом «тесте»
(0.211324865, 0.211324865), $S_{min}$ = 1.9318516526
Во втором тесте
(-0.25935186240, -0.057886665118), $S_{min}$ = 81.1600672826.

Т.е. "минимумы" у меня совпали, с приведенными Вами.

 Профиль  
                  
 
 Re: Оптимизация стоимости строительства дорог
Сообщение03.11.2017, 21:50 
Заслуженный участник


26/05/14
981
Вам нужна задача Вебера.

 Профиль  
                  
 
 Re: Оптимизация стоимости строительства дорог
Сообщение03.11.2017, 23:32 


14/01/17

40
GAA
Приведённый тест проходит. Не проходит следующий, который неизвестен.
Исправил алгоритм изменения скорости, и ещё несколько косяков: когда градиент заводит в город, когда перепрыгиваем через минимум.
Во втором тесте теперь не ошибка в ответе, а не проходит по лимиту времени.

код: [ скачать ] [ спрятать ]
Используется синтаксис C++

//оптимизируем цену, стартуя из точки startPoint
//A,B,C - координаты городов
//prices - цены для городов A,B,C
long double Price(vector<long double> A, vector<long double> B, vector<long double> C, vector<long double> prices, vector<long double> startPoint)
{
        vector<long double> center =                       //координаты фермы
                                       startPoint,    //точка начального приближения
                          grad = {1,1};
 
        vector<long double> center1;
        long double p1 = prices[0], p2 = prices[1], p3 = prices[2], //цены на строительство дорог из городов A,B,C
                                 speed=0.0001, //скорость спуска

        long double pCA = distance(center, A)*p1,
                          pCB = distance(center, B)*p2,
                          pCC = distance(center, C)*p3;
       
        speed = 0.0001*std::max(pCA, std::max(pCB, pCC)); //делаем скорость соответствующей входным данным

        price = 200000, newPrice = 200000, newPrice1 = 200000;
 
         //цены, если поместить ферму в город
         //если строить дорогу из этого города дорого или города на одной прямой, так бывает оптимально
        long double prA = p2*sqrtl(powl(B[0] - A[0], 2) + powl(B[1] - A[1], 2)) +
                 p3*sqrtl(powl(C[0] - A[0], 2) + powl(C[1] - A[1], 2));
 
        long double prB = p1*sqrtl(powl(A[0] - B[0], 2) + powl(A[1] - B[1], 2)) +
                 p3*sqrtl(powl(C[0] - B[0], 2) + powl(C[1] - B[1], 2));                  
 
        long double prC = p1*sqrtl(powl(A[0] - C[0], 2) + powl(A[1] - C[1], 2)) +
                 p2*sqrtl(powl(B[0] - C[0], 2) + powl(B[1] - C[1], 2));
 
        //минимальная цена, если поместить ферму в город
        long double pr_point = std::min(prC, std::min(prA,prB));
 
        long double sq1,sq2,sq3;
        int iter = 0;
        long double mul = 0;
        int nm=0,nm1=1,nm2=2,iter_speed=0;
        vector<vector<long double> > moves(3); //история 3 ходов
        moves[0] = {0,0};
        moves[1] = {1,11};
        moves[2] = {223,2};
begin_:
        do
        {
                price = newPrice;
                sq1 = sqrtl(powl(A[0] - center[0], 2) + powl(A[1] - center[1], 2)); //расстояния от текущего положения фермы до городов
                sq2 = sqrtl(powl(B[0] - center[0], 2) + powl(B[1] - center[1], 2));
                sq3 = sqrtl(powl(C[0] - center[0], 2) + powl(C[1] - center[1], 2));
                //пришли в город, тогда меняем скорость и начинаем сначала
                if(sq1<=1e-15){
                        moves[0] = {1,8}; nm=0;nm1=1;nm2=2;moves[1] = {0,4}; moves[2] = {32,24}; iter = 0; newPrice = pr0; center = center0; speed = speed / 1.234234224; goto begin_;}
                if(sq2<=1e-15){moves[0] = {1,8}; nm=0;nm1=1;nm2=2;moves[1] = {0,4}; moves[2] = {32,24}; iter = 0;newPrice = pr0;center = center0; speed = speed / 1.2624252523; goto begin_;}
                if(sq3<=1e-15){moves[0] = {1,8}; nm=0;nm1=1;nm2=2;moves[1] = {0,4}; moves[2] = {32,24}; iter = 0;newPrice = pr0;center = center0; speed = speed / 1.2564333; goto begin_;}
                long double grad01 = - p1*(A[0] - center[0]) / sq1;
                long double grad02 = - p2*(B[0] - center[0]) / sq2;
                long double grad03 = - p3*(C[0] - center[0]) / sq3;
                long double grad11 = - p1*(A[1] - center[1]) / sq1;
                long double grad12 = - p2*(B[1] - center[1]) / sq2;
                long double grad13 = - p3*(C[1] - center[1]) / sq3;
 
                grad[0] = grad01 + grad02 + grad03; //компоненты градиента цены по координатам фермы
                grad[1] = grad11 + grad12 + grad13;
 
                //пытаемся как можно больше продвинуться в направлении градиента
                mul = 1000;
                while(mul >= 1e-15)
                {
                        center1 = center + grad * (-1.0) * mul * speed; //перемещаем ферму
                        long double sq11 = sqrtl(powl(A[0] - center1[0], 2) + powl(A[1] - center1[1], 2));
                        long double sq21 = sqrtl(powl(B[0] - center1[0], 2) + powl(B[1] - center1[1], 2));
                        long double sq31 = sqrtl(powl(C[0] - center1[0], 2) + powl(C[1] - center1[1], 2));
                        newPrice1 = p1 * sq11 + p2 * sq21 + p3 * sq31; //новая цена после перемещения фермы
                        if(newPrice1 < price)break;
                        if(mul == 0)break;
                        mul = mul / 2.;
                }
 
                center = center1;
                newPrice = newPrice1;

               pCA = distance(center, A)*p1; //цены которые получаются сейчас
               pCB = distance(center, B)*p2;
               pCC = distance(center, C)*p3;
       
        ++iter;
             
             moves[(iter-1)%3] = center;
             if(iter > 2)
             {
                nm = (iter - 1)%3;
                if(nm<0)nm+=3;
                nm1 = nm - 1;
                if(nm1<0)nm1+=3;
                nm2 = nm - 2;
                if(nm2<0)nm2+=3;
                //скалярное произведение ходов на шагах nm,nm-1,nm-2
                if(dot(moves[nm1]-moves[nm2], moves[nm]-moves[nm1]) < 0) //перескочили через минимум туда и обратно
                {
                        speed = speed / 2.; //уменьшаем скорость
                }
             }

                ++iter;
        }
        while(newPrice - price < 0); //двигаемся пока цена уменьшается
 
        if(pr_point < price)return pr_point; //а вдруг лучше поместить ферму в один из городов?
 
        return price;
}

//оптимизируем цену, стартуя из разных точек
long double optimizedPrice(vector<long double> A, vector<long double> B, vector<long double> C, vector<long double> prices)
{
                        long double P1 = Price(A,B,C,prices,(A+B)/2.); //середина сторона AB
                        long double P2 = Price(A,B,C,prices,(A+C)/2.); //середина сторона AC
                        long double P3 = Price(A,B,C,prices,(B+C)/2.); //середина сторона BC
                        long double P4 = Price(A,B,C,prices,(A+B+C)/3.); //центр треугольника
                       
                       
                       long double d = std::min(P4, std::min(P1,std::min(P2,P3)));
                       return d;
}

 

 Профиль  
                  
 
 Re: Оптимизация стоимости строительства дорог
Сообщение04.11.2017, 10:49 
Заслуженный участник


12/08/10
1677
Используется синтаксис C++
 speed = 0.0001*std::max(pCA, std::max(pCB, pCC)); //делаем скорость соответствующей входным данным

Как минимум скорость должна быть порядка расстояний между точками, а не расстояний домноженных на коэффициент. Коэффициенты все 3 могут быть маленькими или большими, возможно стоит их нормировать и не забыть потом домножить на коэффициент нормы.
Так же возникает вопрос в случае когда 2 точки близко, а 3яя далеко. У вас может получиться большой шаг - длиннее короткой стороны.

 Профиль  
                  
 
 Re: Оптимизация стоимости строительства дорог
Сообщение04.11.2017, 14:42 


14/01/17

40
Null
Во второй версии вообще не важно какую начальную скорость поставить.
Наверное авторы хотели решения без какого-либо поиска.
С формулой отсюда задача проходит:
https://arxiv.org/pdf/1208.3324v1.pdf

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Модераторы: Karan, Toucan, PAV, maxal, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group