В выпускном классе школы дают основы СТО.
Не-а, это обман. СТО показывают издалека, и рассказывают про неё пару анекдотов.
Школьникам можно было бы дать СТО (сильным), но этого не делается, и увы, это традиция на много десятилетий.
Самостоятельно сильный школьник может изучить СТО по книге
Тейлор, Уилер. Физика пространства-времени.(есть и другие хорошие книги, но обычно уже студенческого уровня).
В качестве примера "релятивистского замедления времени" мне привели увеличение времени жизни нестабильных частиц в ускорителях, особо подчеркивая, что ускорение не влияет на время жизни. На вопрос "почему" учитель ответил,что неинерциальные системы отсчета-юрисдикция ОТО,а не СТО.
И то и другое правильно, но к сожалению, вместе получилась бессвязица.
Ускоренные системы отсчёта - это совсем не то же самое, что ускоренное движение самих частиц.
- Ускоренные системы отсчёта требуют ОТО (грубо говоря, не будем лезть в нюансы).
- Ускоренное движение частиц прекрасно рассматривается в СТО.
- Ускоренное движение неточечных тел - тоже можно изучить в СТО, но только если помнить главное: при таком движении тела деформируются, и их приходится рассматривать как совокупность точечных частиц.
На вопрос "почему":
- во-первых, это экспериментальный факт, проверенный с огромной точностью;
- во-вторых, это однозначно следует из теории элементарных частиц.
На время жизни частицы влияет только скорость её движения, а не ускорение. И на квантовом уровне понятие "ускорение" вообще исчезает, потому что частицы движутся от столкновения к столкновению с постоянной скоростью. (В том числе, в ускоряющем электромагнитном поле, плавное ускорение оказывается ломаной линией, состоящей из событий поглощения виртуальных фотонов.)
К сожалению, изложить математику этой теории школьникам нереально. Вот наиболее близкий и понятный аналог:
Допустим, мы пускаем волны по воде (квантовые частицы - это волны в пространстве-времени), и измеряем расстояния между точками по количеству длин волн, которое между этими точками укладывается. Тогда на открытой воде расстояния будут соответствовать просто расстояниям по прямой линии. Возьмём "волновод" - длинный и узкий канал. Такой "волновод" может идти не по прямой линии, и изображать собой ускоренное движение (в пространстве-времени ускоренное движение идёт по искривлённой траектории, а неускоренное - по прямой). Но волны вдоль волновода всё равно будут идти в соответствии с его длиной, а кривизна волновода не повлияет на количество волн, которые укладываются вдоль него от начала до конца.
У меня сложилось впечатление(вероятно обусловленное недостаточным уровнем мат.подготовки),что в ОТО вообще нет строгих ИСО и ответ бессодержателен.
В ОТО нет ИСО, потому что под ИСО вы понимаете обычно систему отсчёта, охватывающую всё пространство и время. Но в ОТО всегда можно выбрать такой маленький кусочек пространства и времени, в котором можно пренебречь искривлением пространства-времени.
Всё это не относится к частицам и к заданным вопросам.
2)Как это согласуется с принципом эквивалентности?
Никак не противоречит. Принцип эквивалентности говорит об ускорениях, а здесь речь только о скорости. Ускорение не влияет на время жизни и на замедление времени.
(Только в том смысле, что вы можете взять интеграл от ускорения, и получить скорость, которая на время жизни влияет. Но если вы ускоряете две частицы с разными ускорениями до одной и той же конечной скорости, то эти частицы в итоге будут иметь одинаковое замедление времени.)
-- 19.04.2017 15:50:55 --Полистал Эйнштейновский сборник
Закройте его обратно! Это статьи для хорошо подготовленных читателей. Не ниже студентов 3-го курса, прошедших СТО и уже ещё что-нибудь.