Понятие "функция" для школьника и вправду довольно сложное, и знакомиться с ним стоит постепенно. Когда ему будут знакомы многие примеры функций, он сможет их обобщить и интуитивно понимать.
Начинать можно с простых функций, заданных
формулами. Формулы просто дают способ вычисления функции в любой числовой точке: мы подставляем вместо переменной число (или вместо переменных - числа), и проводим вычисления. Например, многочлены - это как раз такие функции.
Вместе с этим, функцию можно задать как график (хотя если нарисовать график от руки, то это будет несколько приблизительно; в идеале здесь понимается график как геометрическая бесконечно тонкая линия). Или её можно задать таблицей значений. Или алгоритмом вычисления - это основная идея
функции в программировании.
Если обсуждать разные формулы, то на каком-то этапе становится понятно, что они хоть и устроены сложно, но в некоторых аспектах напоминают числа. И точно так же, как от идеи простой дроби или конечной десятичной дроби мы приходим к бесконечной десятичной дроби, можно представить себе функции, которые потребовали бы "бесконечной формулы" для записи. Во всём остальном они вполне нормальны: у них может быть график, они позволяют вычислять ответ в каждой точке
с некоторой точностью, причём можно увеличивать точность, продолжая вычисления. (Это похоже, например, на вычисление квадратного корня, или другого целого корня.) Более того, несколько видов таких типовых "бесконечных формул" отдельно обсуждается в математике: это, например,
ряды и
цепные дроби. Ещё, по сути, к ним относятся, но в таком виде не всегда записываются, например,
интегралы и
специальные функции. И даже школьные функции "синус" и "косинус" - тоже не могут быть записаны в виде формулы, поэтому для них и вводят специальные обозначения.
И вот наконец, всё это можно обобщить в идею, что функция вообще как-то ставит в соответствие числу - число. (Или элементу множества
- элемент множества
) Это очень общая идея, и поэтому довольно сложная в обращении. При таком широком понимании, функциями становятся многие "патологические примеры", например, для которых нельзя нарисовать от руки график. (Например, функция Дирихле - функция, которая принимает значение 1, если её аргумент рациональный, и значение 0, если её аргумент иррациональный.) Навыки работы с функциями, полученные раньше, здесь часто отказывают. Вместо "натоптанной тропинки" вы оказываетесь посреди "топкого болота". Многому надо учиться заново, и прежде всего - тщательно обосновывать каждый шаг своих рассуждений и вычислений. Но рядом есть и "сухая почва": можно оговорить, что мы имеем дело не с любыми функциями, а с теми или иными "хорошими" (есть несколько их разновидностей).