В чем разница?
Разница в том, что в канторовской "наивной" теории множеств не было внятно сформулировано, какие множества допускаются, а какие нет. И "по умолчанию" считалось, что строить можно какие угодно множества, в т.ч. и множество всех множеств.
С этой точки зрения, канторовская теория - вообще не теория в строгом смысле.
В аксиоматической теории множеств как раз и указывается, как можно строить множества, а как нельзя.
Если всё-таки попытаться канторовскую наивную теорию множеств сформулировать в строгом виде, то там допускаются любые множества вида
(множество всех элементов
, удовлетворяющих условию
; это условие может быть каким угодно). Например, если взять в качестве
условие
, которому, очевидно, удовлетворяют все возможные элементы, то как раз и получим "множество всех элементов" (что ничуть не лучше, чем "множество всех множеств").
Другими словами, в канторовской наивной теории множеств
постулируется существование каких угодно множеств, любых (при этом, если условие
противоречиво, то это будет просто пустое множество, и оно тоже существует - в этом пока нет противоречия). А в парадоксах показывается, что наоборот, некоторые множества не существуют. Вот это и есть противоречие, заставляющее отказаться от наивной теории и более строго формулировать (в аксиомах), какие множества строить допустимо, а какие нет.
Например, мы можем сформулировать утверждение в арифметике: "положительное натуральное число, сумма которого меньше этого числа".
Это не утверждение.