2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Рандомная генерация тестов
Сообщение10.11.2016, 15:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
В теме «Онлайн учебник»
я упомянул походя проблему:
    Munin в сообщении #1167734 писал(а):
    Насчёт рандомных тестов... Не так-то просто сделать, например, рандомную матрицу с целыми (и небольшими!) числами, чтобы при вычислении обратной матрицы тоже получились приличные целые числа.

И внезапно офтопик получил продолжение:
    VAL в сообщении #1167784 писал(а):
    Я поступал так:
    Генерил верхне(нижне)треугольную матрицу маленькими целыми элементами и единицами(минус единицами) по главной диагонали. А затем прибавлял к каждой строке, кроме первой (последней) первую (последнюю), умноженную на небольшой целый коэффициент.

Предлагаю в этой теме собирать подобные преподавательские рецепты и ноу-хау.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рандомная генерация тестов
Сообщение11.11.2016, 13:12 


15/11/15
1080
Наподобие генерил задачу:
Код:
var a = random( 2, 5 );
var b = random( 2, 5 );
// запомним правильный ответ для проверки
answer = b;
// выводим вопрос на экран с помощью MathJax
document.write( '\\[\\lim_{x \\to 0} \\frac{\\sin (' + b * a + 'x)}
{ ' + a + 'x} = ? \\]');

На выходе с разными коэф.:

$\lim_{x \to 0} \frac{\sin (8 x)} 
{ 4 x} = ? $

К правильному ответу answer добавляется или вычитается ненулевое число, и получается список ответов. При проверке выбранный сверяется на равенство с answer.

Я б показал на песочнице, но тут вроде как это считается саморекламой )

 Профиль  
                  
 
 Re: Рандомная генерация тестов
Сообщение11.11.2016, 20:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Это, простите, не тот уровень, для которого заводилась тема. Здесь не приходится "подгонять условия" под хороший ответ, здесь какие бы условия ни были заданы, ответ легко найти, и он не будет в среднем "плохим".

 Профиль  
                  
 
 Re: Рандомная генерация тестов
Сообщение12.11.2016, 08:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
gevaraweb в сообщении #1168060 писал(а):
На выходе с разными коэф.:

$\lim_{x \to 0} \frac{\sin (8 x)}
{ 4 x} = ? $

Это пример действий, доходчиво разъясняющий смысл высказывания "Гора родила мышь"? :shock:

 Профиль  
                  
 
 Re: Рандомная генерация тестов
Сообщение12.11.2016, 08:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11306
Hogtown
Brukvalub в сообщении #1168270 писал(а):
Это пример действий, доходчиво разъясняющий смысл высказывания "Гора родила мышь"? :shock:

Безусловно. После того как трое студентов пройдут этот тест и сверятся, все будут знать, какова задача и пойдет гулять шпора:
$$\lim_{x\to0}\frac{\sin (ax)}{bx}=\frac{a}{b}$$

 Профиль  
                  
 
 Re: Рандомная генерация тестов
Сообщение12.11.2016, 15:40 
Заслуженный участник


27/06/08
4062
Волгоград
Раз уж такая тема возникла, поностальгирую немного.
В конце 80-х годов прошлого века, когда у нас в вузе появились первые персональные компы, я разработал пакет генераторов индивидуальных заданий (На MSX-Basic, для "Ямахи"). Из-за этого пакета одну "Ямаху" с принтером не списывали после перехода на более современные компы лет 10-15.
В пакет входили генераторы индивидуальных заданий по различным темам преимущественно из алгебры и геометрии. Можно было составить примерный вариант, выбирая типы задач, и указав количество. Во многих случаях можно было настроить сложность (например, за счет изменения размерности).

Поясню основные идеи алгоритма на примере одной из задач:
Выяснить взаимное расположение двух двумерных плоскостей, заданных своими параметрическими уравнениями в 5-мерном пространстве.
Распределим вероятность возникновения возможных ответов так, чтобы возникали все возможные ответы, но более общие, все же, несколько чаще, чем те, что почти невозможны при тупом генерировании коэффициентов уравнений. Например,
1) скрещивание - 30%;
2) пересечение в точке - 20%;
3) частичная параллельность - 20%;
4) пересечение по прямой - 10%;
5) параллельность - 10%;
6) совпадение - - 10%
Сгенерируем случайное натуральное число в диапазоне 1-10. Если выпадет:
число от 1 до 3 - сконструируем случай 1;
. . .
10 - сконструируем случай 6.
Пусть, например, выпал именно последний случай.
Сгенерируем начальную точку первой плоскости с небольшими координатами и два направляющих вектора с совсем маленькими координатами (например, от -2 до 3).
Далее сгенерируем 5 линейных комбинаций двух этих векторов с маленькими коэффициентами. Один новый вектор отложим от начальной точки первой плоскости и получим начальную точку второй. Остальные две пары примем на направляющие векторы первой и второй плоскостей (разумеется, проверив, не получились ли случайно направляющие одной плоскости коллинеарными).

Остальные случаи генерируются аналогично.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рандомная генерация тестов
Сообщение14.11.2016, 13:57 
Заслуженный участник


25/02/11
1797
Munin в сообщении #1167843 писал(а):
    VAL в сообщении #1167784 писал(а):
    Я поступал так:
    Генерил верхне(нижне)треугольную матрицу маленькими целыми элементами и единицами(минус единицами) по главной диагонали. А затем прибавлял к каждой строке, кроме первой (последней) первую (последнюю), умноженную на небольшой целый коэффициент.

Для этой конкретной задачи случайной генерации вполне достаточно. Пусть все элементы матрицы из множества $\{1,-1,2,-2\}$. У меня получилось, что для порядка $n=3$ определитель, по модулю равный единице, из $10^5$ матриц имеют примерно $4000$, для $n=4$ $\vphantom{aa}$ ${\sim}1400$ и для $n=5$ $\hphantom{aa}$ ${\sim}480$. Так что для нахождения требуемой матрицы пять на пять надо в среднем около 200 попыток, что для современных компьютеров немного. Несколько вариантов контрольных составить нет проблем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рандомная генерация тестов
Сообщение14.11.2016, 14:53 
Заслуженный участник


27/06/08
4062
Волгоград
Vince Diesel в сообщении #1168957 писал(а):
Для этой конкретной задачи случайной генерации вполне достаточно. Пусть все элементы матрицы из множества $\{1,-1,2,-2\}$. У меня получилось, что для порядка $n=3$ определитель, по модулю равный единице, из $10^5$ матриц имеют примерно $4000$, для $n=4$ $\vphantom{aa}$ ${\sim}1400$ и для $n=5$ $\hphantom{aa}$ ${\sim}480$. Так что для нахождения требуемой матрицы пять на пять надо в среднем около 200 попыток, что для современных компьютеров немного. Несколько вариантов контрольных составить нет проблем.
Элементы из множества $\{1,-1,2,-2\}$ - это уныло :-(
В описанном мной методе я генерировал элементы исходной матрицы в диапазоне от $-3$ до $3$, а коэффициенты, на которые умножалась ведущая строка, как раз, из Вашего множества.
При таком подходе элементы итоговой матрицы находятся в диапазоне от $-9$ до $9$. Ждать от матрицы со случайными коэффициентами из такого диапазона определителя $\pm1$ можно для второго пришествия. Тем более, что вычисление определителя требует времени $O(n^3)$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рандомная генерация тестов
Сообщение14.11.2016, 16:29 
Заслуженный участник


25/02/11
1797
VAL в сообщении #1168972 писал(а):
Элементы из множества $\{1,-1,2,-2\}$ - это уныло

Это же учебная задача. Но если надо $-$ в квадрат матрицу возвести, там и побольше 9 коэффициенты могут получиться. А то еще раз в квадрат, чтобы студентам жизнь медом не казалась :-)
VAL в сообщении #1168972 писал(а):
Тем более, что вычисление определителя требует времени $O(n^3)$.

Интересно, какого у вас порядка учебные линейные системы? Для пятого компьютер может за секунду много определителей посчитать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рандомная генерация тестов
Сообщение14.11.2016, 16:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
А какие ещё типовые задания можно дать, используя такие "хорошо обратимые" матрицы?

А то мы что-то сосредоточились на одном узком примере, только gevaraweb попытался выйти за его рамки...

Что насчёт матанализа (calculus)?

-- 14.11.2016 16:41:22 --

По поводу порядка: имхо, давать вручную обращать матрицы $n>3$ - ненужный садизм. СЛАУ ну где-то $n\leqslant 4,$ если гауссом. С ростом порядка, количество описок, которое понаделает студент, растёт слишком быстро, и обнуляет ценность всего труда. Произведение матриц - ну где-то до $m\times n\sim 2\times 5.$ (И 3, максимум 4 матрицы в цепочке.) С.в. и с.з. - до $n=3.$

 Профиль  
                  
 
 Re: Рандомная генерация тестов
Сообщение14.11.2016, 21:59 
Заслуженный участник


27/06/08
4062
Волгоград
Vince Diesel в сообщении #1168990 писал(а):
Интересно, какого у вас порядка учебные линейные системы?
В зависимости от выбранного преподавателем уровня сложности 3. 4 или 5.

-- 14 ноя 2016, 22:04 --

Munin в сообщении #1168994 писал(а):
А какие ещё типовые задания можно дать, используя такие "хорошо обратимые" матрицы?
Например, "Найти собственные векторы и собственные значения".
Я генерировал жорданову форму матрицы и строил подобную ей матрицу, умножая справа и слева на взаимно обратные целочисленные матрицы, получаемые описанными выше способом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рандомная генерация тестов
Сообщение05.12.2016, 11:16 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Munin в сообщении #1167843 писал(а):
Не так-то просто сделать, например, рандомную матрицу с целыми (и небольшими!) числами, чтобы при вычислении обратной матрицы тоже получились приличные целые числа.

Последний раз я генерировал подобную задачу на прошлой неделе. Речь шла о преобразовании матрицы оператора при замене базиса. Матрицы, естественно, 3 на 3, и с плюс-минус единичным определителем матрицы перехода. И поскольку так, а времени было мало, то я поступал очень тупо: абсолютно случайно выбирал элементы исходной матрицы и матрицы перехода, а потом отбраковывал всё, что не даёт единичного определителя и все варианты, в которых хоть в одной из матриц (обратного перехода, результирующей и после умножения исходной как справа, так и слева) появлялись элементы, большие девятки.

Методом научного тыка выяснилось, что разумные результаты получаются, если ограничить элементы матрицы перехода тройкой, а исходной -- пятёркой. При этом пятьдесят вариантов генерируются секунд за 3 - 5. Ну а куда быстрее-то?

 Профиль  
                  
 
 Re: Рандомная генерация тестов
Сообщение25.12.2016, 18:45 


15/11/15
1080
Доброго! Вот хочу, для теории игр, сгенерировать матрицу, допустим, 4 на 4, так, чтобы она обязательно имела седловую точку (лучше, наверно, !). Подскажите алгоритм, заодно обогатимся рецептом (ну а я реализую :-) ) Подразумевается матричная игра двух игроков с нулевой суммой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рандомная генерация тестов
Сообщение25.12.2016, 20:59 
Заслуженный участник


25/02/11
1797
Взять неотрицательные (целочисленные) наборы $\{x_i\}$, $\{y_j\}$, $i,j=1,\ldots,n$, и положить $a_{ij}=x_i-y_j$. Минимакс и максимин совпадают и равны $\max x_i-\max y_j$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Рандомная генерация тестов
Сообщение25.12.2016, 21:41 


15/11/15
1080
Vince Diesel, извиняюсь, но так минимальные элементы строк находятся все в одном столбце, и наоборот. Как-то нехорошо...

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group