Всем спасибо за советы. По Excel понял.
Насчёт постановки - попробую раскрыть суть вопроса.
Как я уже сказал смысл задачи в расчёте плана формирования ускоренных грузовых поездов (далее просто "поездов") и определения схем их составов с учетом обеспечения бесперегрузочного освоения грузопотоков, сегментированных по типам грузовых мест.
Под "грузопотоком" понимается заданный объём грузов, следующий по определённому маршруту, например из Санкт-Петербурга в Москву или, как будет употреблено далее «грузопоток такой то корреспонденции». Для простоты взято 3 города – А, В и С.
Так как мы принимаем в задаче, что все грузы должны доставляться без перегрузки, то в соответствии с заданными городами получится три «назначения» поездов:
Назначение 1 от А до С
Назначение 2 от А до В
Назначение 3 от В до С.
Под "схемой (композицией) поезда" понимается, что поезд может состоять, как из однотипных вагонов – например, платформ - так и из вагонов разных типов - для простой задачи возьмём крытые вагоны и платформы. В задаче задано, что для каждого назначения поезда может быть определено (рассчитано) по 3 различных схемы (композиции). Выходит, что в задаче может быть до 9 композиций поездов. Да, длина состава фиксированная, порядок цифр 20-30 вагонов.
Под "типом грузового места" понимается, что в вагоне существует определённое пространство, куда может быть погружен груз в таре определённого типоразмера. Например, на платформу длиной 40 футов можно погрузить груз в одном контейнере длиной 40 футов, следовательно, в данном вагоне есть одно «грузовое место» для 40-футового контейнера и соответственно, если в поезд поставить таких платформ, то в поезде будет такое-то число мест для 40-футовых контейнеров. Для нашей задачи принято, что есть крытые вагоны и платформы, а в них грузовые места для пакетированных грузов и контейнеров соответственно. Соответственно в задаче фигурируют грузопотоки из грузов в контейнерах и из пакетированных грузов.
Размещаю ссылку на архив:
word-файл с описанием уравнений и переменных и lp-файл, который можно решить и получить результат; также .xls с проверкой результатов, но (пока) без пояснений.
https://yadi.sk/d/1Inxj2-xigpNdПо результатам:
Программа всё посчитала «просто» - получилось определённое число поездов за заданный временной период (месяц) по 3 назначениям. Для каждого назначения получилась одна своя композиция. Во всех случаях композиции получились «двойные» из вагонов-платформ и крытых вагонов.
И мне понятно, что при изменении исходных данных или усложнении задачи, так будет всегда – всегда будут поезда с композициями из двух типов вагонов одновременно. В жизни же наоборот предпочтительней, чтобы композиции поездов состояли из вагонов одного типа, но в текущей задаче это никак не задано.
Первопричина предпочтительности однородных композиций это терминальное обслуживание, но это может быть как простое жёсткое условие – поезда из вагонов только одного типа, без учёта каких либо дополнительных денежных затрат. Но даже если и задать дополнительные денежные затраты – то как их поместить в целевую функцию? Как программа будет знать композиция состоит из одного типа вагонов или из более чем одного?
В принципе, можно бы вообще отказаться от композиций – пусть все поезда будут из одного типа вагонов. Тогда задача сразу упрощается, но тогда и снижается её ценность в рамках моей диссертации.
Почему могут потребоваться двойные композиции – первопричина это частота обращения поезда по заданному маршруту. При однородной композиции частота может оказаться слишком низкой для того, чтобы поезд был востребован клиентами. Если собрать поезд из вагонов разных типов, а значит и перевезти грузы разных типов, то частота обращения таким путём будет повышена. Это при фиксированной длине состава.
Получается, что мы должны дополнительно учесть то что:
1) терминалы преимущественно специализированные;
2) композиции в целом несколько усложняют технологию, но я так с ходу даже не знаю, как это посчитать в деньгах;
3) с точки зрения конкурентоспособности может быть задана минимальная частота обращения поездов – пусть 21 раз в месяц (5 раз в неделю).
Рассмотрю разные варианты разрешения, пусть будет реализовано хотя бы частично.
Спасибо!