А удар какой - упругий, неупругий, что-то промежуточное?
Удар человека об автобус - неупругий, конечно же. Как мокрой тряпки или мешка с песком.
И откуда вообще следует, какой будет тип удара? Или бывает по-разному?
Это следует из того, из какого вещества человек устроен. И автобус.
1. Человек гораздо менее прочен, чем автобус. Например, автомобиль с автомобилем сталкиваются так, что разрушаются оба. А вот при столкновении человека с автомобилем, автомобиль остаётся цел. Так что автобус можно аппроксимировать как твёрдое тело.
2. Человек состоит из мяса и костей. Мясо - это гель, твёрдофазная (сравнительно мягкая) матрица, пропитанная жидкостью. Оценить, насколько упруго сталкивается мясо, можно, если шмякнуть куском говядины об стол (размороженным). А кости сами по себе были бы упругими, но мешают два фактора:
- кости находятся внутри мяса (внутренний скелет, а не внешний);
- на больших скоростях столкновения кости довольно легко ломаются. А это опять неупругий удар.
В принципе, у человека есть голова, которая наоборот, как будто имеет внешний скелет. То есть, удар конкретно головы может быть довольно упругим (пока кости не ломаются). Но в целом это мало что изменит, голова прикреплена к остальному телу, и составляет малую долю общей массы.
Например, в более реалистичной ситуации, когда человек сбит движущейся машиной, я могу интуитивно представить себе и так, что он просто угодит под колёса (неупругий удар), и так что его отбросит на несколько метров прочь (упругий удар). Или второй вариант всё же реалистичнее?
Если человека отбрасывает, то не потому что удар упругий, а потому что срабатывает малая доля упругости, которая в ударе всё-таки имеет место. Человек приобретает скорость автомобиля, но почти, примерно. Небольшой добавочной скорости хватает, чтобы отлететь. Тем более что и сам автомобиль часто тормозит в этот момент.
Попадание под колёса сразу - затруднительно, для этого надо лежать на земле. Реалистичнее, когда удар неупругий, человек останавливается относительно машины, не может стоять, и падает вниз, и тогда автомобиль его переезжает. Тот же эффект будет, если при мало-упругом ударе человека отбрасывает прямо вперёд, и вниз на асфальт (не забудем, что об асфальт трение никуда не девается), а автомобиль не успевает затормозить.
-- 21.06.2016 15:50:59 --Надо бы поэкспериментировать...
Да экспериментов на эту тему море. На манекенах, конечно. Но механические свойства манекенов пытаются делать реалистичнее.
Интуитивно, можно предположить, что чем больше
, тем более упругий будет удар - но так ли это?
Скорее, наоборот: чем больше
тем больше разрушений в теле, и тем меньше упругость.