Условие: даны плоскость, называемая экраном, и, на некотором расстоянии от нее, точечный источник света
. На плоскости экрана задана ортогональная система координат
. Между экраном и источником имеется другая ортогональная система координат
, про которую известно только то, что ее начало
лежит между экраном и источником, и что точка
является ортогональной проекцией точки
на экран. Известно также, что источник
лежит в плоскости
. Пусть имеется вспомогательная точка
, тень от которой можно наблюдать в системе
. Начальное положение точки
неизвестно, но точку, с некоторым ограничением, можно переводить из одного положения в другое, последовательно смещая ее вдоль осей
и
на известные величины
и
. Точку
можно также вращать на любой заданный угол вокруг оси
. Ограничение выражено условием
, т.е. траектория точка
не может пересекать плоскость
.
Вопрос: можно ли по измерениям положения тени точки
на экране определить угол
между осью
и линией пересечения плоскости
c экраном?
Мои попытки. Если бы точка
лежала в плоскости
, то для ответа на поставленный вопрос хватило бы двух измерений. Но точке
запрещено быть в этой плоскости. Можно найти тень, отбрасываемую на экран осью
, но что это даст, непонятно, так как ничего неизвестно про положение оси по отношению к экрану. В общем, я пытался решить задачу аналитически, а именно выписывал выражения для проекции (тени) точки на экран и уравнения преобразования из одной системы координат в другую. Получил систему уравнений с несколькими неизвестными, которую можно было даже решить, при условии, однако, что хотя-бы что-нибудь известно. Я нашел, что если бы угол
был известен, то конфигурацию системы можно было бы восстановить точно по нескольким проекциям точки
, т.е. найти координаты источника в системе
, расстояние
и взаимное расположение систем
и
. Но как найти сам угол по проекциям точки и возможно ли это в принципе, так и не понял. Буду благодарен за любой совет с Вашей стороны.