2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
 
 Re: Помпаж в авиадвигателях
Сообщение13.07.2015, 14:52 


31/12/10
1555
aircraft+ в сообщении #1036601 писал(а):
3. Воздух после каждой ступени компрессора ускоряется и вследствие уравнения Бернулли и уравнения неразрывности давление после каждой ступени должно падать. Однако проточная часть компрессора сконфигурирована так, что давление там не падает, а скорее наоборот, увеличивается за счёт сужения проточной части.
Однако это справедливо только для номинальной скорости вращения. Для других скоростей давление на последних ступенях компрессора может как повышаться выше номинального, так и понижаться, создавая разрежение, которое и является третьим фактором, всасывающим воздух в компрессор из атмосферы.

На двигателе АЛ-7Ф девять ступеней компрессора, степень сжатия около 10.
Следовательно каждая ступень повышает степень сжатия более чем на 1.
Говорить о разряжении просто неуместно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помпаж в авиадвигателях
Сообщение13.07.2015, 15:12 


06/07/15

24
vorvalm в сообщении #1036622 писал(а):
Говорить о разряжении просто неуместно.
Это на номинальных оборотах в нормальном режиме. Но мы рассматриваем не нормальный режим.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помпаж в авиадвигателях
Сообщение13.07.2015, 18:11 


06/07/15

24
vorvalm в сообщении #1036622 писал(а):
На двигателе АЛ-7Ф девять ступеней компрессора, степень сжатия около 10.
Следовательно каждая ступень повышает степень сжатия более чем на 1.
Что значит "каждая ступень повышает степень сжатия более чем на 1" ? То есть, нет сжатия ?
Если предположить, что сжатие в десять раз распределено между ступенями равномерно, то степень сжатия одной ступени не более 1.3. То есть, давление перед ступенью и за ней при номинальной частоте отличаются не более, чем на 30%. Это не так много. Поэтому изменение частоты вращения может легко привести к тому, что за одной ступенью компрессора может возникнуть понижение давления относительно входа.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помпаж в авиадвигателях
Сообщение14.07.2015, 20:31 


04/05/13
313
Xey в сообщении #1034226 писал(а):
Да, компрессор сжимает небольшой объём воздуха до давления немного выше чем в камере сгорания. А турбину крутит большой объём продуктов сгорания.

Ну, что Вы, право... Авиационный двигатель - это не ракетный двигатель. Принцип реактивного движения - выбрасывание за борт некоторой массы с большой относительной скоростью. Масса эта называется рабочим телом. В ТРД это, в основном, воздух (да и в других авиационных двигателях-тоже). Воздух - это азот и кислород. Кислород, естественно, окисляет керосин, но дела это не меняет. Если Вы думаете, что рабочее тело керосин - то глубоко заблуждаетесь. Напомню, что керосин, сгорая, дает воду H2O и углекислый газ CO2. Атомный вес углерода 12, кислорода 16, азота 14. Азота в воздухе 80% - он не горит, кислорода - 20%. Именно ускоренный воздух и есть это самое рабочее тело. И сколько его влетит в воздухозаборник, столько же и вылетит. А керосин нужен, чтобы этот воздух нагреть, тогда он, расширяясь в сопле вылетит с большей скоростью, чем влетел. Компрессор же нужен, чтобы воздуха набрать побольше. И, поскольку объем двигателя ограничен, приходится его сжимать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помпаж в авиадвигателях
Сообщение14.07.2015, 22:28 
Заслуженный участник


07/07/09
5408
Компрессор сжимает небольшой объём воздуха. В камере сгорания воздух нагревается и его объём увеличивается, но давление не превышаеат давления, создаваемого компрессором. Большой объём воздуха (а не маса) крутит турбину.
Что не так?

 Профиль  
                  
 
 Re: Помпаж в авиадвигателях
Сообщение15.07.2015, 06:10 


04/05/13
313
Xey в сообщении #1037103 писал(а):
Компрессор сжимает небольшой объём воздуха. В камере сгорания воздух нагревается и его объём увеличивается, но давление не превышаеат давления, создаваемого компрессором. Большой объём воздуха (а не маса) крутит турбину.
Что не так?

Да как-то все не в струю... Компрессор в единицу времени пропускает через себя некоторое количество (а количество в физике - масса) воздуха. Это количество он сжимает и оно подается в камеру сгорания где, опять таки, в единицу времени с его помощью сжигают некоторое количество керосена, и температура образовавшегося газа увеличивается. Как именно достигается тот результат, что этот горячий газ не прет обратно в комрессор, а расширяясь и ускоряясь устремляется на лопатки турбины, я не знаю, но другого способа, кроме как устроить хитрый профиль камеры сгорания, не вижу. А дальше этот газ, имея определенную скорость, то есть кинетическую энергию, передает ее небольшую часть (какую - не знаю) лопаткам турбины, за которой продолжает расширяться и ускоряться. На выходе этот газ, в сопутствующей системе самолета, имеет определенный удельный импульс, ну и по закону сохранения импульса...
Судя по картинке на первой странице, профиль давлений по сечениям двигателя весьма непростой. Принципиально важным с точки знения возникновения помпажа является то, что в сечении, где воздух из полости копрессора попадает в камеру сгорания, градиент давления отрицательный, то есть сжатый воздух таки идет из компрессора в камеру сгорания, а не наоборот. Автоматика двигателя должна так дозировать подачу топлива, чтобы этот градиент, во всяком случае, был всегда отрицательным, иначе двигатель просто заглохнет.
Предположим, в какой-то момент что-то воспрепятствовало попаданию в воздухозаборник нужного количества воздуха (например, резко изменился угол атаки по отношению к набегающему потоку), давление за компрессором начинает падать, подача воздуха в камеру сгорания падает, керосин не сгорает, обороты падают, давление за компессором падает, усугубляя ситуацию. Вот и положительная обратная связь.
Вероятно, есть и другие механизмы. Было бы неплохо разобраться, как работает компрессор, а это, судя по рисунку, штука непростая...
Мне не нравятся раззговоры о том, что давление за каждой ступенью равномерно повышается. Компрессор занимается тем, что на выходе задает воздушному потоку тангенциальную скорость, а давление создается тем, что где-то этот поток во что-то упирается. Скорость падает, а давление в этом месте растет. Вот тут-то оно и работает, противодействуя давлению нагреваемого газа при сжигании керосина.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помпаж в авиадвигателях
Сообщение15.07.2015, 08:43 


31/12/10
1555
dvb в сообщении #1037269 писал(а):
Компрессор в единицу времени пропускает через себя некоторое количество (а количество в физике - масса) воздуха.

АЛ-7ф пропускает 115 кг воздуха в секунду.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помпаж в авиадвигателях
Сообщение15.07.2015, 10:56 
Заслуженный участник


07/07/09
5408
Камера сгорания у паровоза или у ракеты нужна для увеличения объёма рабочего тела (путём увеличения его температуры) . В область нагрева насосом закачивается холодный газ, вода или компоненты горючего. Увеличившиеся в объёме рабочее тело толкает поршень, крутит турбину или создаёт силу реакции.
Если в котле паровоза 100 атмосфер, то и воду в него заканчивают под таким же давлением. На закачку воды тратят энергию, но пар из этой воды производит больше энергии, чем затратили.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помпаж в авиадвигателях
Сообщение18.07.2015, 08:44 


31/12/10
1555
vorvalm в сообщении #1037286 писал(а):
АЛ-7ф пропускает 115 кг воздуха в секунду.

Для полного сжигания 1 кг керосина необходимо 15 кг воздуха.
При таком расходе воздуха сколько же надо керосина?

 Профиль  
                  
 
 Re: Помпаж в авиадвигателях
Сообщение18.07.2015, 12:25 
Заслуженный участник


07/07/09
5408
Хорошо бы уточнить какого типа этот двигатель, пропускающий 115 кг воздуха.
Турбореактивный
Турбовентиляторный
Турбовинтовой

 Профиль  
                  
 
 Re: Помпаж в авиадвигателях
Сообщение18.07.2015, 13:43 


31/12/10
1555
Xey в сообщении #1038305 писал(а):
Турбореактивный

 Профиль  
                  
 
 Re: Помпаж в авиадвигателях
Сообщение20.07.2015, 05:29 


04/05/13
313
vorvalm в сообщении #1037286 писал(а):
АЛ-7ф пропускает 115 кг воздуха в секунду.

С ума сойти! При нормальном давлении 1 кг воздуха - примерно кубометр. То есть, двигатель прогоняет через себя 115 кубометров в секунду.
vorvalm в сообщении #1038266 писал(а):
Для полного сжигания 1 кг керосина необходимо 15 кг воздуха.
При таком расходе воздуха сколько же надо керосина?

Значительная часть (какая - не знаю) воздуха проходит мимо камеры сгорания, охлаждая ее снаружи. В конструкции масса дырок, через которые циркулирует сжатый воздух. Военные керосин не экономят, а граданские двигатели довольно экономичны.
Нас, однако, интересует механизм помпажа. Он связан с режимом работы компрессора. Думаю, в деле участвуют три параметра: скорость набегающего потока, обороты компрессора и давление в камере сгорания.
Вот что пишут в Википедии "Помпаж (авиация)"
Цитата:
Возникающие при срыве потока со спинок лопаток вихри неустойчивы и имеют тенденцию к самовозрастанию. Образующаяся вихревая пелена, распространяясь в межлопаточном канале, уменьшает эффективное сечение потока, в результате чего расход воздуха значительно уменьшается. Наступает момент, когда вихри полностью заполняют межлопаточные каналы, подача воздуха компрессором при этом прекращается. В последующее мгновение происходит смывание вихревой пелены, при этом возможен выброс воздуха на вход в компрессор. Повторное и многократное поджатие одной и той же порции воздуха в компрессоре при помпаже приводит к повышению температуры воздуха на входе в компрессор (в результате многократного подвода энергии к одной и той же массе воздуха).

Физики тут не густо, чего стоит, например, термин "вихревая пелена", которая и есть турбулентный поток, но, к слову сказать, содержательное физическое описание турбулентного состяния мне не попадалось - там голая эмпирика. Известно только, что давление в таком потоке скачет от точки к точке, а в среднем оно ниже окружающего ламинарного потока, поскольку локальные скорости среды большие.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помпаж в авиадвигателях
Сообщение20.07.2015, 10:14 
Аватара пользователя


27/01/09
814
Уфа
Вы рассматриваете компрессор - лопаточную машину, поэтому кроме осевой скорости потока и окружной скорости ротора, важным параметром является скорость потока относительно лопаток (геометрическая разность осевой скорости и окружной скорости), а именно угол атаки потока. Уменьшается расход воздуха - увеличивается угол атаки, увеличивается окружная скорость - увеличивается угол атаки. Угол атаки выше критического - начинаются срывы потока на спинках лопаток.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4

Модераторы: photon, profrotter, Парджеттер, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group