Примус - аналог прямоточного двигателя. Засорение форсунки - техническая проблема, а помпаж в ТРД- следствие некоторого физического явления. Суть его в том, что при определенных режимах компрессор перестает быть компрессором. Задайтесь вопросом, почему бы ему не работать всегда, если только он исправен и лопасти крутятся?
Помпаж - любое нарушение ламинарного потока газа или жидкости. Но жидкость несжимаема и в ней большее значение
имеет кавитация.
Но вы, в основном, правильно понимаете физический смысл помпажа компрессора ТРД.
Вернемся к двигателю АЛ-7Ф.
В инструкции по эксплуатации этого двигателя не рекомендуется резко изменять обороты в диапазоне 75% - 50%.
При плавном уменьшении оборотов ниже 75% (при условно отказавшей автоматике компрессора) вначале появляется
"предупреждающий помпаж" в виде периодических толчков тяги двигателя с частотой 1 - 2 гц.
Это первый сигнал о том, что компрессор выходит из устойчивого режима. Это означает, что последние ступени
компрессора (5 - 9) уже не могут пропустить через себя весь воздух, поступающий из первых ступеней и происходит задержка потока.
Процесс происходит достаточно быстро. В замедленном темпе происходит следующее.
Как только часть воздуха задерживается у 5-ой ступени, передние ступени (1 - 4) выходят из расчетного режима
и начинают просто перемешивать воздух как миксер. Это первый тормозной толчок тяги двигателя.
Производительность первых ступеней падает, нагрузка на компрессор уменьшается и обороты двигателя автоматически возрастают,
что приводит к увеличению производительности последних ступеней и они "проталкивают" через себя лишний воздух.
Это второй ускоряющий толчок тяги.
Как только устойчивый процесс компрессора на короткое время восстанавливается, обороты двигателя возвращаются
в ранее заданный режим, т.е.менее 75%, и все повторяется снова.
Для выхода из этого помпажа достаточно добавить "газу" и компрессор полностью восстанавливает расчетный режим.
Но это не все. Ведь при посадке все равно придется убирать обороты до малого газа (50%)
На этот счет есть специальные указания в инструкции (т.н. особый случай)
А вот если резко убрать обороты до малого газа при неработающей автоматики компрессора, произойдет настоящий помпаж, вплоть до выключения двигателя.