Есть такое явление в аэродинамике - помпаж.
Возникает при определённых условиях в авиадвигателях, компрессорах и прочих подобных устройствах. Явление это малоизученное и очень неприятное, приводящее зачастую к разрушению устройств.
Хотелось бы поподробнее обсудить возможные причины, механизм и физические условия и аспекты возникновения подобного явления. От чего оно зависит - температура, давление, скорость набегающего и выходящего газа и т.п. Возможно ли это явление в жидкости или оно возникает только в упругой среде ? И прочее...
Цитата из Вики:
Цитата:
Помпаж возможен для всех компрессоров кинетического сжатия (осевых, центробежных). При помпаже резко ухудшается аэродинамика проточной части, компрессор не может создавать требуемый напор, при этом, давление за ним на некоторое время остаётся высоким. В результате происходит обратный проброс газа. Давление за компрессором уменьшается, он снова развивает напор, но при отсутствии расхода напор резко падает, ситуация повторяется. При помпаже вся конструкция испытывает большие динамические нагрузки, которые могут привести к её разрушению. Помпаж зачастую связан с явлением гидроудара.
Основным способом борьбы с помпажом является применение нескольких соосных валов в двигателе, вращающихся независимо друг от друга с различными скоростями вращения. Каждый из валов несет часть компрессора и часть турбины. Первая (от воздухозаборника) часть компрессора (компрессор низкого давления, КНД) соединяется с последней частью турбины (турбина низкого давления). Современные двигатели имеют обычно два или три вала. Валы более высокого давления вращаются с более высокими скоростями, сообщая воздуху высокого давления требуемую кинетическую энергию