Последний раз редактировалось olgmtv 19.04.2015, 23:39, всего редактировалось 5 раз(а).
Еще небольшой отрывок из одной книженции
Теперь несколько замечаний по методике измерений и наблюдения релятивистских эффектов. Одним из основных условий правильности измерений является точность и согласованность показаний или, как еще говорят, синхронность часов, расположенных в разных точках лаборатории. Для наблюдателей, едущих в поезде, это - часы, размещенные в разных вагонах, для наблюдателей на платформе - часы, установленные в разных точках платформы.
В тех случаях, когда можно обойтись одними-единственными часами, особых вопросов не возникает. Достаточно обеспечить высокую точность часов. Так, скорость света можно измерить с помощью одних-единственных часов, по-сылая световой импульс к зеркалу и принимая его после возвращения от отражающего свет зеркала. Зная расстояние между источником света и зеркалом и измерив время распространения света туда и обратно одними и теми же часами, можно рассчитать скорость света. Все измерения скорости света на практике осуществлялись именно таким образом. Именно таким образом был доказан и тот факт, что скорость света не зависит от скорости системы отсчета. Определенная таким образом в движущемся относительно платформы поезде и на платформе скорость света оказалась бы одинаковой и равной фундаментальной постоянной c.
Кажется, что измерить скорость света можно и другим путем, например используя двое пространственно разнесенных синхронно идущих часов и отправляя световой импульс от одних часов к другим. Зная расстояние между часами и засекая разными часами моменты испускания импульса источником и прихода импульса в конечную точку, нетрудно определить скорость света.
Но сколь бы естественным этот способ ни казался, им никто и никогда скорость света не измерял.
Мало того, иногда утверждается, что измерить ее таким образом вообще невозможно, так как невозможно однозначно синхронизировать часы. Синхронизация часов - очень болезненный вопрос в специальной теории относительности. Мы обратимся к нему ниже. Пока же будем считать, что часы данной системы отсчета идут синхронно, если наблюдатель, стоящий в средней точке между двумя любыми часами данной системы отсчета, видит одинаковые показания этих часов.
Синхронные часы в специальной теории относительности требуются на каждом шагу. Без них невозможно измерить даже длину проходящего поезда, ибо для измерения длины проносящегося мимо платформы поезда стоящие на плат-форме наблюдатели должны в один и тот же момент засечь положение головы и хвоста поезда и измерить расстояние между точками платформы, в которых в этот момент находились голова и хвост поезда. Так же, но используя свои син-хронизированные часы, измеряли бы длину проносящейся мимо них платформы и наблюдатели, едущие в поезде.
В случае несинхронности часов, находящихся на платформе, измеренное на ней значение длины проходящего поезда окажется неверным. Неверным оно окажется и в том случае, если положение головы и хвоста поезда засекать, исходя из условия одновременности показаний часов поезда, даже если часы поезда идут точно и по отношению к самому поезду синхронно, т.е. если наблюдатели, едущие в голове и хвосте поезда, по своим часам одновременно оставят метки (на-пример, краской с помощью кисти) на железнодорожном полотне, а наблюдатели, стоящие на платформе, измерят расстояние между оставшимися на полотне метками, то длина едущего мимо платформы поезда окажется неверной - она будет не меньше, а больше длины того же поезда, пребывающего в состоянии относительного покоя. То, что это так, видно хотя бы из того факта, что наблюдатели в поезде в момент нанесения меток на платформе будут воспринимать платформу укороченной (поэтому по меньшей мере одну метку наблюдателям в поезде придется оставить именно на железнодорожном полотне, а не на платформе.
Физики говорят по поводу этого, что длина поезда, измеренная таким образом, измерена неверно.
Запомните, пожалуйста, это замечание.
Набор точных синхронных часов нужен и для того, чтобы в нужный момент времени сфотографировать с платформы поезд. Дело в том, что если сфотографировать поезд одним фотоаппаратом, то полученное на фотографии изображение поезда вряд ли устроит наблюдателей на платформе. Угол обзора фотоаппарата вряд ли позволит получить снимок всего длинного поезда - платформа находится близко к поезду, и хорошо будет, если в кадр поместится часть вагона. Конечно, можно себе представить фотоаппарат с углом обзора в 180°, но тогда сохраняется другая проблема. Полученный снимок поезда не будет мгновенным снимком - снимком в данный момент. Условию данного момента отвечает только изображение ближайшего вагона. Изображения же дальних вагонов в силу конечности скорости света будут соответствовать вагонам в более ранние моменты времени. По этой причине изображение поезда в целом окажется искаженным.
Поэтому лучше всего произвести фотосъемку поезда множеством фотоаппаратов, расставленных вдоль платформы. Тогда, делая в какой-то момент времени одновременно снимки всеми аппаратами, а затем совмещая полученные снимки, можно сделать фотомонтаж всего поезда в данный момент времени. В дальнейшем мы будем часто прибегать к методу фотомонтажа отдельных кадров воображаемой фото- или киносъемки рассматриваемых объектов.
Заметьте, что группа наблюдателей в поезде и группа наблюдателей на платформе синхронизируют часы независимо одна от другой. Нельзя ли это осуществить единым образом для всех наблюдателей в целом?
Нельзя, потому что невозможно согласовать темп хода часов в разных системах отсчета. Если бы стоящие на платформе наблюдатели понаблюдали за одними из часов, находящимися в поезде, и сравнили в разных местах платформы показания этих часов и показания часов, находящихся на платформе, то они обнаружили бы, что разница показаний проезжающих часов (одних и тех же!) в этих местах платформы всегда меньше разницы показаний соответствующих часов (разных!), стоящих на платформе, т.е. темп хода проезжающих часов оказался бы меньше темпа хода часов платформы.
|