Вроде сам разобрался. Вот что у меня получилось -
Сто лет назад неправильное понимание самого явления "двигаться с какой-то скоростью" сменилось на правильное, т.е это случилось в начале прошлого века трудами Эйнштейна.
Ранее, до этого, было всё просто с пониманием: одно время, одна линейка, и, соответственно, одна скорость, тут и понимать-то особо нечего. Воспользуюсь (унифицированным) примером с паровозиком -
Ныне современное правильное понимание "двигаться с какой-то скоростью" наверно можно сформулировать так: "и паровоз относительно дороги и дорога относительно паровоза имеют одинаковую скорость движения, но пройдут они этот путь с разными значениями времени и расстояния".
Вот обобщающие расчеты если кто захочет сам в экселе поэкспериментировать:
Вот пояснительный случай когда измерение скорости производится относительно дороги:
Вот пояснительный случай когда измерение скорости производится относительно поезда:
В теории выглядит очень красиво, и, как я понимаю, именно такое состояние дел в природе надежно подтверждено множеством экспериментов.
Если не очень понятно с паровозиком и дорогой, то, видимо, можно и такое наглядное сравнение предоставить - если мы запустим космический аппарат с Земли на Луну, то до прилунения он:
а) если будет двигаться со скоростью 11,2 км/с (2-я косм.ск) преодолеет в полете расстояние 400000 км за время 9 час 20 минут
б) а если будет двигаться со скоростью 112000 км/с (0,37с) преодолеет в полете расстояние лишь 350000 км но за время 3,2 сек (3,4 сек если по земным часам)
Мне вот лично стало больше понятно. Спасибо
Muninу. Ну или если опять понял неправильно - то прошу прощения. В любом случае попытаться разобраться мне было интересно.
Только пока не совсем понятно что будет происходить со значениями если я скорость буду измерять не часами и расстоянием, а в оборотах колеса, ведь лоренцево сокращение тоже наверно и на форму колеса действует. Но да ладно, над этим подумаю позже.