2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Задачки по линейной алгебре
Сообщение22.10.2007, 16:20 
Аватара пользователя


23/10/06
42
Доброго времени суток!
Помогите, пожалуйста с решением.

1) Разложить матрицу в произведение верхне-треугольной на ортогональную.
(-1 -1 0)
( 1 -2 -1)
( 1 -2 2)

Должно быть что-то очень стандартное, но у меня как-то не получается...

2) Найти в стандартном базисе матрицу оператора проектирования на плоскость, перпендикулярную вектору (-6 6 6 -5)

В трехмерном пр-ве я решал подобную задачку. А тут что-то торможу - вроде как для этого вектора есть одна перпендикулярная ему гипер-плоскость и две 2х мерных. Здесь, видимо, имеется ввиду гипер-плоскость.

3) Найти инвариантные подпространства оператора, заданного матрицей
(x 1 0)
(0 x 0)
(0 0 y)

x<>y x<>1 y<>1

Здесь даже не знаю как подходить к задаче...


Заранее спасибо за помощь

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение22.10.2007, 16:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
a239 писал(а):
Найти в стандартном базисе матрицу оператора проектирования на плоскость, перпендикулярную вектору (-6 6 6 -5)
По столбцам матрицы оператора в базисе расположены координаты образов базисных векторов в этом базисе. Вот и найдите эти координаты.
a239 писал(а):
Найти инвариантные подпространства оператора, заданного матрицей
Это проще всего делать в Жордановом базисе, но можно попробовать и так. Например, одномерные инвариантные подпространства определяются с помощью собственных векторов.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение22.10.2007, 16:48 
Аватара пользователя


23/10/06
42
Brukvalub писал(а):
Это проще всего делать в Жордановом базисе


Можно поподробнее про это? Мне, скорее всего, надо именно так.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение22.10.2007, 17:18 
Экс-модератор


17/06/06
5004
a239 писал(а):
Найти инвариантные подпространства оператора, заданного матрицей
(x 1 0)
(0 x 0)
(0 0 y)
Brukvalub писал(а):
Это проще всего делать в Жордановом базисе, но можно попробовать и так.
Так она и есть в жордановом базисе уже ...

a239 писал(а):
1) Разложить матрицу в произведение верхне-треугольной на ортогональную.
Я таких задач не решал, но существование такого разложения доказывается применением к матрице метода вращений. Ну то есть там домножают матрицу слева на повороты вокруг разных координатных осей, пока она не станет верхнетреугольной. Потом можно найти обратную матрицу. Наверное, это - не самый короткий способ. Могу подробнее рассказать.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение22.10.2007, 17:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
AD писал(а):
Так она и есть в жордановом базисе уже ...
Согласен
:D (я писал ответ, не вглядываясь в конкретный вид матрицы).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение22.10.2007, 18:32 
Аватара пользователя


23/10/06
42
С первой задачей я разобрался - это действие "представление произвольной матрицы в виде произведения ортогональной на треугольную" называется QR-факторизация и делается через ортогонализацию Грама-Шмидта.

Вторая задача тоже поддалась. До ответа еще не довел, но решение понятно.

Так что осталась задача про инвариантные подпространства... Из ответов выше я понял, что это простая задача. Можете кратко изложить шаги решения?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение22.10.2007, 18:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
a239 писал(а):
Так что осталась задача про инвариантные подпространства... Из ответов выше я понял, что это простая задача. Можете кратко изложить шаги решения?
А Вы знаете, как строение Жордановой формы связано с количеством линейно независимых собственных векторов и т.п.?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение22.10.2007, 19:09 
Аватара пользователя


23/10/06
42
К сожалению, про Жорданову форму я знаю пока только то, что написано про нее в википедии. Был бы благодарен за какой-нибудь информативный источник.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение22.10.2007, 19:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
К Вашим услугам: http://www.dep805.ru/education/kk/jmatrix/part1.htm

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение22.10.2007, 19:41 
Аватара пользователя


23/10/06
42
Большое спасибо, буду изучать! ))

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение23.10.2007, 07:04 
Экс-модератор
Аватара пользователя


30/11/06
1265
 !  a239
На форуме принято записывать формулы, используя нотацию ($\TeX$; введение, справка).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.10.2007, 19:23 
Экс-модератор
Аватара пользователя


30/11/06
1265
сообщение AntoHa отделено в новую тему.

xxx минут спустя

И ещё два, вместе с замечанием за захват темы.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение27.10.2007, 18:59 
Аватара пользователя


23/10/06
42
По поводу моей третьей задачи - решается она так. Берем 0-мерное пр-во, элемент из него, умножаем на данную матрицу. Что было инвариантным, надо чтобы совпало с собой. Совпадает, ок. Аналогично с 1-мерным (берем вектор, домножаем на матрицу, должны получить вектор, параллельный ему). Ну и так далее.

Так что с задачами разобрался, но еще остался общий вопрос:

Я прочитал материалы, ссылку на которые любезно предоставил Brukvalub, но я все равно не понял, что такое Жорданов базис...
Т.е. там описано как его находить, но не более.

Как вот. В чем суть Жорданова базиса, что это такое?

UPD: все, разобрался. Вот здесь - http://window.edu.ru/window/library?p_rid=26924 есть ссылка на pdf файл, в котором хорошо описана тема

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group