2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Боязнь начать решать.
Сообщение01.02.2014, 19:35 
Заблокирован
Аватара пользователя


29/01/13

217
11 класс. Задачи по термодинамике на циклы. Рассказываю по сути, мол, уравнение Менделеева-Клапейрона в каждой точке, плюс для каждого участка цикла писать первое начало термодинамики. Различные формулы для КПД ребята знают.
Но недавно услышал, что мол, это самые сложные задачи в термодинамике, чему собственно был крайне удивлен.
Я не знаю в чем проблема. Задачи все алгоритмичные. Разве, что сейчас в школах не приучают и к выполнению работы по алгоритму? Возможно у людей есть страх решения задач в связи с тем, что мало опыта?
Что нужно-то? Дома у них ничего не получается, а разобранные на уроке задачи, видимо, проходят мимо. Сидеть с каждым и говорить, что именно писать?

 Профиль  
                  
 
 Re: Боязнь начать решать.
Сообщение01.02.2014, 20:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Может, это сходно с "боязнью белого листа" на сочинениях?
Пусть решают на черновике, начиная с середины, потом напишут начало и конец.
Меня в школе удивляло, насколько полезно использовать черновик на физике и математике, и насколько это было неведомо моим одноклассникам. Меня родители научили, повезло.

 Профиль  
                  
 
 Re: Боязнь начать решать.
Сообщение01.02.2014, 22:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань

(Навеяло)

Не совсем в тему, но все же. Как-то привелось мне вести Логику (не математическую). В какой-то момент предложила ребятам (10 класс) написать 2-3 любых предложения, все равно о чем. Ступор был поголовный. Они вообще ничего написать не могли! От чего ступор произошел уже со мной.

 Профиль  
                  
 
 Re: Боязнь начать решать.
Сообщение02.02.2014, 09:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/12/10
1600
spb
А может они не пытаются разбираться, поголовно? Вот вы голову себе и ломаете, а они халявят.

 Профиль  
                  
 
 Re: Боязнь начать решать.
Сообщение02.02.2014, 09:51 
Заблокирован


30/12/13

254
В школе учатся все-таки дети. Только в институте происходит ломка мышления. В лучшую сторону.

 Профиль  
                  
 
 Re: Боязнь начать решать.
Сообщение02.02.2014, 10:24 
Заблокирован
Аватара пользователя


29/01/13

217
SpBTimes в сообщении #821841 писал(а):
может они не пытаются разбираться


скорее всего так и есть

(Оффтоп)

но это же школа, я вот не помню, чтобы сидел и разбирал задачки разобранные в классе.. скорее пытался сам (сейчас мне кажется, что это было больше бессознательно, чем сознательно), а потом звонил друзьям или лично их спрашивал.

думаю, что бы ни говорить им на занятии, опыт осмысленного решения придет намного позже...
под осмысленно я имею в виду следующее: решать, если не получается искать похожее, находить в таких задачах схожее и различное, пытаться одно свести к другому, а в конце конечно же проанализировать ответ...

 Профиль  
                  
 
 Re: Боязнь начать решать.
Сообщение02.02.2014, 10:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/12/10
1600
spb
exitone
Так может пытаться их к этому приучать как-то? Пригодится же!

 Профиль  
                  
 
 Re: Боязнь начать решать.
Сообщение03.02.2014, 18:17 


11/03/08
524
Петропавловск, Казахстан
SpBTimes в сообщении #821841 писал(а):
А может они не пытаются разбираться, поголовно? Вот вы голову себе и ломаете, а они халявят.

Присоединюсь к этому мнению.
exitone

Вы уточните все дети из класса не могут? Или полкласса? Или отдельные ученики, которые другие темы понимают хорошо?

 Профиль  
                  
 
 Re: Боязнь начать решать.
Сообщение06.02.2014, 20:34 


22/03/11
53
Цитата:
Возможно у людей есть страх решения задач в связи с тем, что мало опыта?
Есть индуцированный страх.

Считается "в народе", что те или иные разделы - аццки какие сложные. Человек настраивается соответствующим образом, и в итоге зарабатывает реальные проблемы. Обычно это из-за того, что вносят кучу ненужных усложнений. А другой человек по каким-то причинам не знает, что "этого надо бояться", берет и делает. Простой вариант, но рабочий. И только потом узнает, что это, оказывается, была "страсть какая-то".

У меня так было с физикой. Вот говорили, что математическая физика и квантовая механика - это страсть какая жуткая штука. Но я слишком занята была учебой и про это не знала. Спокойно решала задачи на кафедре, получила "автомат" по урматфизу. Физики у нас почти не было, но я чисто ради удовольствия читала фейнманский курс лекций и решала задачи к нему. И не увидела ничего ужасного.

Мне, правда, говорят - ты типа неглубоко понимаешь и если бы по-настоящему занималась, то увидела бы, какая это сложная штука. А я отвечаю - да, я только основы знаю, но мне больше и не надо. И вообще - лучше уверенно освоить небольшую базу, чем залезть с головой в дебри, утонуть в них и потом всем страсти всякие рассказывать про такие красивые науки.

 Профиль  
                  
 
 Re: Боязнь начать решать.
Сообщение06.02.2014, 22:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Chipa в сообщении #823506 писал(а):
Физики у нас почти не было, но я чисто ради удовольствия читала фейнманский курс лекций и решала задачи к нему. И не увидела ничего ужасного.

Честно говоря, фейнмановский курс по сравнению со стандартными советскими курсами общей физики - примерно как уроки лепки из пластилина в детском садике. Без обид, но прочитайте, например, Матвеева. Это не страшно, но просто посерьёзней, и сил потребует побольше.

Chipa в сообщении #823506 писал(а):
Мне, правда, говорят - ты типа неглубоко понимаешь и если бы по-настоящему занималась, то увидела бы, какая это сложная штука.

Не сложная, конечно. Но более трудоёмкая, чем то, что вы одолели de facto.

Chipa в сообщении #823506 писал(а):
А я отвечаю - да, я только основы знаю, но мне больше и не надо.

Фейнман даёт не основы. То, что он даёт, тоже очень полезно, но это не основы. Это кое-что другое. (Что именно, я готов назвать и обсудить, но с человеком, который "общую физику" читал.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Боязнь начать решать.
Сообщение06.02.2014, 22:42 
Заслуженный участник


25/02/08
2961
Munin

(Оффтоп)

Курс ФЛФ хорош тем, что после Сивухина читаешь Фейнмана и получаешь удовольствие от того, как человек умеет объяснять довольно сложные вещи(для первоначального понимания) и обходит всякие подводные камни. Отличный взгляд, местами с других ракурсов. Лично для меня это был достаточно хороший скачок в понимании "вещей", и серьёзно подстегнул интерес к физике.

 Профиль  
                  
 
 Re: Боязнь начать решать.
Сообщение06.02.2014, 23:27 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407

(Ms-dos4)

В общем, почти те же ощущения, и даже почти теми же словами :-)
Правда, подводные камни Фейнман не обходит. На некоторых он наоборот акцентирует внимание. А некоторые просто остаются в стороне от его линии рассказа.

 Профиль  
                  
 
 Re: Боязнь начать решать.
Сообщение07.02.2014, 05:30 


22/03/11
53
Цитата:
фейнмановский курс по сравнению со стандартными советскими курсами общей физики - примерно как уроки лепки из пластилина в детском садике. Без обид, но прочитайте, например, Матвеева
А зачем? Я от советских курсов наоборот ушла потому, что много времени и сил требуют. Считаю сложность и серьезность скорее недостатком, который должен быть чем-то оправдан. Лучше уж для начала научиться хорошо лепить из пластилина, чем замахиваться на ваяние из мрамора и забросить, не осилив :)
Цитата:
Не сложная, конечно. Но более трудоёмкая, чем то, что вы одолели de facto
Трудоемкость - это другое дело, ее бояться не стоит.
Цитата:
Лично для меня это был достаточно хороший скачок в понимании "вещей", и серьёзно подстегнул интерес к физике
Для меня тоже.

Это хорошая иллюстрация двух подходов:
а)можно усложнить, пытаясь дать серьезно и полно
б)можно пожертвовать сложностью и объемом, выиграв увлекательностью и доступностью изложения

Вариант б) лучше уже вот из каких соображений: после варианта а) велика вероятность, что человек бояться задач начнет и вообще физику забросит (еле-еле осилив "базу"). Так со мной и случилось - до того сложной программой по физике нас пичкали, что мы ее возненавидели.
После варианта б) интереса к физике прибавляется. Будет необходимость (или желание) - всегда можно будет углубиться дальше. Я из-за этого вновь начала физикой заниматься (хотя в совсем другой сфере).

Усложнять - просто, а вот упрощать - сложно. Поэтому выше надо ценить тех, кто может из сложного сделать простое и показать: "не так страшен черт, как его малюют".

 Профиль  
                  
 
 Re: Боязнь начать решать.
Сообщение07.02.2014, 08:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Chipa в сообщении #823634 писал(а):
А зачем? Я от советских курсов наоборот ушла потому, что много времени и сил требуют. Считаю сложность и серьезность скорее недостатком, который должен быть чем-то оправдан.

Хорошо. Он действительно оправдан: в результате получается эрудиция: знание о разнообразных физических явлениях и о математике их моделей и решений.

Chipa в сообщении #823634 писал(а):
Лучше уж для начала научиться хорошо лепить из пластилина, чем замахиваться на ваяние из мрамора и забросить, не осилив :)

Лучше просто не останавливаться потом на уровне пластилина, и говорить о себе "я знаком с физикой". Это ещё не знакомство.

Chipa в сообщении #823634 писал(а):
Трудоемкость - это другое дело, ее бояться не стоит.

Разумеется. О ней всего лишь надо быть в курсе.

Chipa в сообщении #823634 писал(а):
Это хорошая иллюстрация двух подходов:
а)можно усложнить, пытаясь дать серьезно и полно
б)можно пожертвовать сложностью и объемом, выиграв увлекательностью и доступностью изложения

А можно и то и другое совместить.

Chipa в сообщении #823634 писал(а):
Усложнять - просто, а вот упрощать - сложно. Поэтому выше надо ценить тех, кто может из сложного сделать простое и показать: "не так страшен черт, как его малюют".

Безусловно, это всё так, и мы Фейнмана очень ценим. (Кроме Фейнмана, хотя и в меньшей степени, я могу сказать такое же о Киттеле, Уилере, Хелзене и Мартине, Рубакове.) Если вы подумали, что я плохо отзываюсь о Фейнмане, вы меня не поняли. Более того, пример Фейнмана заразителен, и после него тянет и самому показывать внутреннюю простоту.

Но тут проходит очень важная, и непростая граница, между тем, чтобы делать из сложного простое, и тем, чтобы портить сложное, подменяя его простым. Первый путь правильный, но сложный, а второй намного легче и заманчивее, и неосторожный энтузиаст может легко ступить на него. Он - настолько распространённая методологическая ошибка, что даже имеет собственное название: переупрощение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Боязнь начать решать.
Сообщение07.02.2014, 19:29 


22/03/11
53
Цитата:
в результате получается эрудиция: знание о разнообразных физических явлениях и о математике их моделей и решений
Никто не спорит, что получается эрудиция. Но тут очень важно соотношение между сложностью и трудоемкостью курса, с одной стороны - и получаемым объемом этой самой эрудиции с другой стороны. Проблема преподавания физики и математики в том, что с возрастанием уровня изучения сложность резко возрастает, а "отдача" в виде эрудиции резко падает. В итоге наблюдается "перебегание" математиков в другие сферы, где этот эффект не выражен так резко. У нас полкафедры - бывшие физики и математики...

И это действительно проблема. Далеко не у всех такой интерес и такие способности, чтобы осилить сложный курс до конца. Поэтому хороший преподаватель должен уметь вот этот резкий "скачок" сглаживать.
Цитата:
Это ещё не знакомство
Про любой уровень можно сказать, что он "слишком низкий". Но вот это завышение планки, достаточной для "знакомства", отталкивает людей.
Цитата:
А можно и то и другое совместить
Можно. Но это мало у кого получается.
Цитата:
второй намного легче и заманчивее, и неосторожный энтузиаст может легко ступить на него. Он - настолько распространённая методологическая ошибка, что даже имеет собственное название: переупрощение.
Не получится. Если математику "переупростить" еще можно, то в физике такие попытки приводят к тому, что все еще больше запутывается (когда студент берет и спрашивает, а как истолковать то или иное реальное явление). Чтобы упростить физику и не потерять при этом ее связи с реальным миром - надо быть Фейнманом...

Особо хочу отметить, что "переусложнение" (точнее, разрыв между объективной сложностью курса и субъективными интересами ученика) встречается гораздо чаще и ущерба от него куда больше.
Отсюда и страхи.

В этом плане мне вспоминается замечательный человек, который читал нам математику (выпускник МФТИ, причем один из лучших на курсе): он сначала как раз "переупрощал" курс (чтобы мы увидели: не так страшен черт, как его малюют). А потом, когда мы осилили тему, получили пятерку и возрадовались - показывал нам, что не все так просто. Но поскольку к этому моменту уверенность у нас уже была, отрекаться от науки мы не хотели и "возвращали" себе эту уверенность, разобравшись с этими новыми трудностями.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 24 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group