2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Задача про зеркало
Сообщение27.01.2014, 17:21 
Аватара пользователя


06/01/12
376
California, USA
Уважаемые форумчане. У меня возник следующий вопрос, и я хотел бы с ним как следует разобраться.
Прошу Вашей помощи и одновременно прощения за, быть может, некорректные формулировки.

Итак, напротив движущегося с релятивистской скоростью бесконечного плоского зеркала находится предмет с известной ориентацией в пространстве.
Как будет выглядеть изображение предмета в зеркале для неподвижного наблюдателя?

Для начала я хотел бы разобраться с "двумерным" случаем.
А точнее, для начала, под каким углом отражается от движущегося зеркала свет?

Предположим, что в л.с.о. фотон падает на зеркало под углом $\varphi_{0}$ к вертикали. Найдём энергию и горизонтальный импульс фотона в системе зеркала:$E'=\gamma (E_{0}-(\vec{V},\vec{p}\,));p'_{x}=\gamma(\frac{E_{0}}{c}\sin{\varphi_{0}}-\beta \frac{E_{0}}{c})$. После найдём то же самое, но в л.с.о. после отражения: $p_{x}=\gamma(\frac{E'}{c}\sin{\varphi_{0}}+\beta \frac{E'}{c})$
Тогда в итоге: $$\varphi=arctg \left ( \dfrac{p_{x}}{p_{y}} \right)=arctg \left (\dfrac{\gamma^{2}}{\cos{\varphi_{0}}} \left ( \sin{\varphi_{0}}-\beta\dfrac{(\vec{V},\vec{p}\,)}{E_{0}\right)}}\right)$$
Получается, если первоначальный горизонтальный импульс фотона и скорость зеркала сонаправлены, то угол отражения будет тем же, что и угол падения, если же нет, то $tg (\varphi)=tg (\varphi_{0}) \frac{1+\beta^{2}}{1-\beta^{2}}$ .
Неужели от направления движения зеркала должен зависеть угол отражения?

Буду рад, если у кого-нибудь найдётся время на то, чтобы проверить мои выкладки, и прокомментировать рассуждения. Заранее спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про зеркало
Сообщение27.01.2014, 18:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Проще всего с зеркалами работать в 4-мерном виде. Там работает простой закон отражения: угол падения равен углу отражения.

Соответственно, можно банально построить мнимое изображение предмета за зеркалом.

Для неподвижного предмета и движущегося зеркала, изображение будет двигаться вдвое быстрее (ну, понятно, что в смысле сложения скоростей СТО). Все релятивистские эффекты будут как при наблюдении такого быстродвижущегося предмета. Например, изменение энергии фотонов - это эффект Доплера для фотонов от быстродвижущегося тела.

Очевидно, если зеркало движется поперёк, в своей плоскости, то его движение никак на изображение не влияет.

-- 27.01.2014 19:17:56 --

Чтобы другие люди читали ваши выкладки, уделяйте побольше внимания объяснению своих обозначений. Что за вертикаль? Как расположены оси координат?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про зеркало
Сообщение28.01.2014, 15:18 
Аватара пользователя


06/01/12
376
California, USA
Munin в сообщении #819675 писал(а):
Очевидно, если зеркало движется поперёк, в своей плоскости, то его движение никак на изображение не влияет.

Поперёк чему, и почему "очевидно"? Я не понял, поясните пожалуйста?

Munin в сообщении #819675 писал(а):
Чтобы другие люди читали ваши выкладки, уделяйте побольше внимания объяснению своих обозначений. Что за вертикаль? Как расположены оси координат?

Да конечно, прошу прощения..
Вертикаль - это перпендикуляр к плоскости зеркала.
Оси направлены так: $Ox$ - вдоль зеркала, $Oy$ - по нормали.
Вот, если что пояснительный рисунок:
Изображение

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про зеркало
Сообщение28.01.2014, 16:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Omega в сообщении #819970 писал(а):
Поперёк чему, и почему "очевидно"? Я не понял, поясните пожалуйста?

"Поперёк" - это я плохо сказал. Я имел в виду, поперёк своего перпендикуляра в 3-мерном пространстве. Или, если смотреться прямо в зеркало, то поперёк луча зрения. Отсюда и слово.

Дальше я это уточнил: "в своей плоскости". Но видимо, только запутал сильнее.

Извините за неоднозначность.

----

Почему очевидно? Потому что при этом 4-мерная плоскость зеркала остаётся такой же, как и при неподвижном зеркале. А поскольку в законе отражения фигурирует только плоскость зеркала, а не направление движения атомов зеркала в этой плоскости, то, очевидно, эти два случая для оптики безразличны.

Omega в сообщении #819970 писал(а):
Да конечно, прошу прощения..
Вертикаль - это перпендикуляр к плоскости зеркала.
Оси направлены так: $Ox$ - вдоль зеркала, $Oy$ - по нормали.
Вот, если что пояснительный рисунок:

Спасибо. Итак, у вас зеркало движется как раз в своей плоскости. Тогда $\varphi=\varphi_0.$ Иду искать ошибку (теперь выкладки будут читаемы).

-- 28.01.2014 17:07:17 --

P. S. Если рисунок не слишком широкий, его можно вставлять и прямо так, а не в виде thumbnail-а. Это удобней при чтении темы: можно смотреть на формулы и на рисунок, не переключаясь между окнами.

-- 28.01.2014 17:55:49 --

Omega в сообщении #819659 писал(а):
После найдём то же самое, но в л.с.о. после отражения: $p_{x}=\gamma(\frac{E'}{c}\sin{\varphi_{0}}+\beta \frac{E'}{c})$

Итак (пренебрегая ошибками в знаке), ошибка в этом месте. Вы берёте для связи энергии и горизонтальной составляющей импульса коэффициент $\sin\varphi_0,$ в то время как угол падения в системе зеркала изменился, и составляет уже $\arcsin(p_x'c/E').$

Разумеется, после подстановки правильного угла, вы получите $p_x=p_{0x}.$

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про зеркало
Сообщение28.01.2014, 17:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Omega в сообщении #819659 писал(а):
Тогда в итоге: $$\varphi=arctg \left ( \dfrac{p_{x}}{p_{y}} \right)=arctg \left (\dfrac{\gamma^{2}}{\cos{\varphi_{0}}} \left ( \sin{\varphi_{0}}-\beta\dfrac{(\vec{V},\vec{p}\,)}{E_{0}\right)}}\right)$$

Вот про эту формулу (за исключением, опять же, ошибок в знаке) ничего плохого не могу сказать. Видимо, вы её не выводили из предыдущей, а взяли как-то иначе, или предыдущую переписали на форум с ошибками.

Omega в сообщении #819659 писал(а):
Получается, если первоначальный горизонтальный импульс фотона и скорость зеркала сонаправлены, то угол отражения будет тем же, что и угол падения, если же нет, то $tg (\varphi)=tg (\varphi_{0}) \frac{1+\beta^{2}}{1-\beta^{2}}$ .
Неужели от направления движения зеркала должен зависеть угол отражения?

Этот вывод, видимо, целиком и полностью обязан своим происхождением вашим ошибкам в знаках.

Давайте объясню. Чтобы не ошибаться в знаках, необходимо:
1. Выбрать раз и навсегда "условно-положительные" направления всех осей и линий. Желательно сделать это одинаковым и "естественным" образом, например, выбирать положительные значения для $x$ и $p_x$ в одну сторону. Иногда это не получается (например, в электрических цепях со сложными контурами), тогда просто выбрать как угодно. Обязательно зафиксировать этот выбор, нарисовав чёткие и ясные рисунки, в которых вы сами не будете путаться. Начиная с этого момента, все ваши буквенные величины "алгебраические", то есть принимают значения со знаком.
2. Выписать уравнения, связывающие между собой величины со знаком, глядя на рисунок. Не держать их в голове! Не использовать несколько разных способов связи (то есть, например, придерживаться одного из вариантов $p_x,$ $p\sin\varphi,$ $(\vec{p},\vec{\imath}),$ и не смешивать их между собой).
3. Тщательно следить за знаком при преобразованиях формул. Первичный путь - формально точное преобразование формулы, по законам действий, уравнений и неравенств. Путь для проверки - интуитивная оценка знаков в исходной и в преобразованной формуле. Ни в коем случае не наоборот!
4. Для ответа (при коротких преобразованиях) и несколько раз в ходе выкладок (при долгих преобразованиях), особенно в конце логических шагов и при получении физически ясных промежуточных результатов, оценивать знак получившегося выражения, и сравнивать его с физически осмысленным знаком для этой величины. Внимание: не всегда правильный знак будет совпадать с интуитивно кажущимся! Если такое произошло, разобраться глубже в физических причинах другого знака. Иначе, искать ошибку в знаке в выкладках.

Как искать ошибки в выкладках - отдельная тема. (И как не делать - тоже.) Например, помогает чтение выкладок "задом наперёд": так глаз не скользит по уже "замыленному" пути, и описки больше бросаются в глаза.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про зеркало
Сообщение29.01.2014, 06:42 
Аватара пользователя


06/01/12
376
California, USA
Munin, преисполнен Вам благодарности. Большое спасибо.
Как же много вышло лишней мороки из-за того, что я каким-то неясным образом в преобразованиях импульса не ту компоненту использовал. Сам удивлён. :-(
Ещё раз спасибо.
Проверил выкладки и действительно: не важно как падает свет, и куда движется зеркало, - угол падения равен углу отражения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про зеркало
Сообщение29.01.2014, 18:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
В общем, всё, что вы сейчас делаете, все годы, пока вы учитесь в вузе - вы, по сути, тренируетесь делать выкладки. Ошибки - это нормально. Но вы должны целенаправленно двигаться к тому, чтобы делать их без ошибок. Длинные, сложные, с разнообразными проверками, и без ошибок.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group