2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение13.12.2013, 08:23 


11/12/13

173
provincialka в сообщении #800054 писал(а):
Такое ощущение, что вы находитесь в состоянии войны с учениками и родителями!

1. Вы перешли на обсуждение моей личности.
2. Вам неинтересна крайне важная для системы образования тема.
offtop от имени модератора.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение13.12.2013, 08:29 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Нет. Не личности. Парадигмы.
В вашем тексте ученик - это объект для воздействия. Этакое бревно, которое надо обтесать, хочет он того или не хочет. Предварительно показав ему и его родителям, насколько он туп и неспособен.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение13.12.2013, 08:58 


11/12/13

173
provincialka в сообщении #800088 писал(а):
Нет. Не личности. Парадигмы.
В вашем тексте ученик - это объект для воздействия. Этакое бревно, которое надо обтесать, хочет он того или не хочет. Предварительно показав ему и его родителям, насколько он туп и неспособен.

Опять искажение текста моего сообщения.
1. Ученик не объект, а разумная личность, которая пребывает в начальной стадии своего развития. Насчёт объекта это ваша вольная интерпретация текста. Бревно в том числе.
2. Опять искажение текста. Ученик как личность не может быть тупым и неспособным, это ваши определения. Таким его делает существуюзая система образования.
Вы поняли только малую часть информации и уже сгущаете краски для чего? Слишком прямолинейное и однобокое понимание сути вопроса и информации, которая даётся в теме.
Условия воспитания в семье повсеместно устанавливаются стихийно. Результаты тестов помогут педагогу и родителяч создать необходимые условия для развития личности. При наличии необходимых условий эта личность начинает самостоятельно усваивать новую информацию.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение13.12.2013, 09:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Я говорю только о впечатлении, которое текст оставил на меня. Начиная с того, что преподавательская работа - неблагодарная и т.п.

Причин тут может быть две.
1. (доморощенный психоанализ) - в вашем тексте прорываются ваши установки, помимо вашего желания.
2. Просто неудачное построение текста. С нагнетанием.

А что касается содержания - не переживайте. Мы тут каждый можем написать много-много всяких идей. Но лучше они воспримутся в более конструктивной "обертке".

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение13.12.2013, 10:00 


10/02/11
6786
Говоря о психологических проблемах студентов, не плохо вспомнить о психологических проблемах преподавателей:

provincialka в сообщении #781238 писал(а):
Я первый раз читала Фихтенгольца в 8 классе (начало первого тома, разумеется). Для этого возраста темп подходящий. Для студентов - пожалуй, слишком неторопливо.

provincialka в сообщении #745770 писал(а):
Разве я помню? Наверное, понимала, Фихтенгольц пишет неторопливо. Помню, что "Рассказы о множествах" Виленкина читала в шестом. Было понятно. Я когда все это вспомнила, поняла, почему мне студенты в первые годы преподавания казались, мягко говоря "тугодумами". Пришлось приноравливаться.

provincialka в сообщении #768416 писал(а):
Особенно трудно было первые годы, мне казалрсь, что студенты такие тупые! Только потом я поняла, что не каждого отцы учили математике с детсадовского возраста, не каждый читал Рассказы о множествах в 6 классе, а Фихтенгольца - в 8-ом.

provincialka в сообщении #745329 писал(а):
Согласна, все индивидуально. Я читала Фихтенгольца в 8 классе, так что школьный учебник мне был не нужен.


provincialka в сообщении #745792 писал(а):
Это семья. У меня родители - математики. Отец занимался со мной с дошкольного возраста, а Фихтенгольц стоял на полке. Если бы отец не умер, когда я была на 3 курсе, я бы сейчас была сильным математиком, уж доктором наук - точно.

Простите, Вы действительно думаете, что чтением Фихтенгольца в 8 классе здесь можно кого-то удивить и, что докторская является венцом карьеры математика?

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение13.12.2013, 10:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Иногда вопрос больше говорит о вопрошающем, чем об отвечающем. А с чего вы взяли, что я кого-то собиралась удивлять? Информация была к теме, и только. Я начинаю подозревать, что вы сами пишете здесь для того, чтобы кого-то удивить. Иначе откуда такие мысли про меня?

Кстати, я по жизни общалась с талантливыми ребятами и "вундеркиндами", так они бы меня за пояс заткнули. Считаю свой случай нормальным для профессионала. И вообще я говорила об этом в том духе, что мне-то было легко, мне жизнь помогала, а вот другим - трудно. И они - молодцы.

(Оффтоп)

Спасибо за внимание к моему "творчеству" :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение13.12.2013, 10:14 
Админ форума
Аватара пользователя


19/03/10
8952
Klark в сообщении #800086 писал(а):
offtop от имени модератора.
 !  Klark, Вы ничего не перепутали? (вопрос риторический, ответа не требует)
Замечание за попытку самостоятельного модерирования.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение13.12.2013, 10:45 
Модератор
Аватара пользователя


16/02/11
3788
Бурашево
Klark в сообщении #799581 писал(а):
Инерция мышления или генетически заложенный алгоритм экономии знергии, потребляемой мозгом, и определяющий лень как самый эффективный способ достижения названной цели.
Что такое инерция мышления?

Каким экспериментом вам удалось установить сущестование "алгоритма экономии энергии"? Это не пустая придирка. Дело в том, что наряду с принципом экономии энергии для живых систем рассматривают принцип максимума информации, который, как показывется, инкапсулирует принцип минимума энергии: чем большей информацией и способностью по её обработке владеет живой организм, тем меньше, в конечном итоге, для него составляют энергетические затраты по существованию. Элементарно: умение читать карты мне позволит выбрать наиболее кротчайший путь к цели и, соответственно, пройти меньшее расстояние и затратить меньшую энергию. Вместе с этим выдвигается гипотеза о таком устройстве мозга, при котором для него активное функционирование является состоянием более энергетически выгодным, чем просто нахождение в бездейственном состоянии готовности. Мозг функционирует даже во сне, как будто бы не желая экономить энергию.
Klark в сообщении #799581 писал(а):
Причём чем гениальнее мозг, тем более изощрённые методы он изобретает для достижения этой цели.
Пустое, бессодержательное предложение, простите. Что такое гениальность?
Klark в сообщении #799581 писал(а):
2. Недостаточное или неполноценное питание
Печально, с питанием нынче плохо.
Klark в сообщении #799581 писал(а):
тратится много энергии
Опять спорно. Тратится или позволяет мозгу находится в состоянии, позволяющим экономить энергию?
Klark в сообщении #799581 писал(а):
Для организма одной из главных является задача продолжения рода. И, если освоение новой информации не даёт возможности её выполнения, то новая информация будет просто отброшена
Спорный тезис. Кроме инстинкта размножения, организмам надо добывать пищу и питаться, организовывать жилище, его охрану и оборону, организовывать иерархическую структуру группы подобных организмов, реализовывать другие инстинкты. Организм решает комплекс взаимосвязанных задач и получаемая в каком-то конкретном опыте информация может обеспечивать продолжение рода косвенно.
Klark в сообщении #799581 писал(а):
В процессе освоения новой информации обучающийся убеждается в своей неполноценности или глупости. Он не видит для себя возможности проявить себя как лидер. Стать лидером это вторая генетически заложенная программа мозга.
Возможно как одна из психологических причин для низкопримативных особей.
Klark в сообщении #799581 писал(а):
Невежество преподавателей и их формальное отношение к студентам.
Встречается. Печально.
Klark в сообщении #799581 писал(а):
Подача материала без учёта нейрофизиологии мозга и индивидуальных особенностей психики каждого студента.
Обучение предполагает в первую очередь адаптацию обучающегося к внешнему воздействию организуемому и осуществляемому учителем в определённых целях и достижение понимания того, что окружающий мир никогда не будет таким, каким бы обучаемый субъект хотел его видеть. Потом кто сказал, что при обучении не учтена нейрофизиология? - Процедуры обучения в человеческой цивилизации - веками сложившиеся процедуры, проходящие по примерно одинаковым сценариям, эволюционировавшим вместе с самой цивилизацией. Нейрофизиология мозга в них учтена косвенно, как один из определяющих факторов развития методик преподавания.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение13.12.2013, 11:47 


11/12/13

173
profrotter в сообщении #800145 писал(а):
Klark в сообщении #799581 писал(а):
Инерция мышления или генетически заложенный алгоритм экономии знергии, потребляемой мозгом, и определяющий лень как самый эффективный способ достижения названной цели.

1. Что такое инерция мышления?
2. Каким экспериментом вам удалось установить сущестование "алгоритма экономии энергии"? Это не пустая придирка. Дело в том, что наряду с принципом экономии энергии для живых систем рассматривают принцип максимума информации, который, как показывется, инкапсулирует принцип минимума энергии: чем большей информацией и способностью по её обработке владеет живой организм, тем меньше, в конечном итоге, для него составляют энергетические затраты по существованию. Элементарно: умение читать карты мне позволит выбрать наиболее кротчайший путь к цели и, соответственно, пройти меньшее расстояние и затратить меньшую энергию. Вместе с этим выдвигается гипотеза о таком устройстве мозга, при котором для него активное функционирование является состоянием более энергетически выгодным, чем просто нахождение в бездейственном состоянии готовности. Мозг функционирует даже во сне, как будто бы не желая экономить энергию.
3.
Klark в сообщении #799581 писал(а):
Причём чем гениальнее мозг, тем более изощрённые методы он изобретает для достижения этой цели.
Пустое, бессодержательное предложение, простите. Что такое гениальность?
4.
Klark в сообщении #799581 писал(а):
2. Недостаточное или неполноценное питание
Печально, с питанием нынче плохо.
5.
Klark в сообщении #799581 писал(а):
тратится много энергии
Опять спорно. Тратится или позволяет мозгу находится в состоянии, позволяющим экономить энергию?
6.
Klark в сообщении #799581 писал(а):
Подача материала без учёта нейрофизиологии мозга и индивидуальных особенностей психики каждого студента.
Процедуры обучения в человеческой цивилизации - веками сложившиеся процедуры,... Нейрофизиология мозга в них учтена косвенно, как один из определяющих факторов развития методик преподавания.

По пп. 1,2.3 и 5 полные ответы для меня даёт д.м.н. Савельев. Его видеовыступления для моего уровня дают полные и ясные ответы. Ранее я пришёл к аналогичным выводам, а выступоения Савельева и информация из его книг только подтвердили правильность моих по большей части интуитивных догадок.
4. Не просто плохо, а катострофически плохо. Жизненные обстоятельства заставили меня с этим вопросом разобраться. Заодно освоил секреты кулинарии.
6. Косвенно? Система сложилась стихийно и практически не изменилась за последние 100 лет. Для себя я применяю свою методику и никаких проблем с освоением новой информации нет. Много в плане разработки методики помогли врачи психиаторы и психологи.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение13.12.2013, 12:29 
Модератор
Аватара пользователя


16/02/11
3788
Бурашево
Klark в сообщении #800174 писал(а):
Ранее я пришёл к аналогичным выводам
Как вам удалось к ним прийти? И, знаете, ссылки на имена и звания ни разу не аргумент и всё тут.
Klark в сообщении #800174 писал(а):
Косвенно?
Косвенно. Все методики преподавания, которые не дают результатов (а, стало быть, не учитывают нейрофизиологии хотя бы косвенно) рано или поздно исключаются. Вот, например, сегодняшнее веяние в виде лекций с проекором. Сидит чистенький, не перепачканный в мелу преподаватель, показывает слайды с формулами и комментирует их. Студенты фотографируют слайды. Формально занятие имело место. Усвояемость - нулевая.

При добросовесном подходе к преподаванию выживают сильнейшие методики. Учат нас. Аналогично учим мы, пробуем немножко изменить подход, смотрим что из этого получилось. Изменяем, пробуем, передаём ученикам.

Учёт же крайней индивидуальности должен иметь место не на занятиях, где задаётся общий тренд в некоторой области знаний,характеризуемый неоднократно проверенной экспериментально возможностью усвоения большими группами учащихся, а в процессе самостоятельной работы студента: при выполнении домашних заданий, индивидуальных работ в виде типовых расчётов, курсовых работ; при выполнении работ, предполагающих творчество, инициативность и индивидуальность решений таких, как рефераты, курсовые проекты, дипломные проекты, работы магистров и бакалавров. Индивидуальный подход также может иметь место при сдаче зачётов по учебным дисциплинам. Индивидуальный подход, таким образом, в случае наиболее распространённой системы преподавания, обеспечивается как составляющая более общего - комплесного подхода, предполагающего сочетание групповой и индивидуальной практик.

Чисто индивидуальные системы преподавания я бы рассматривал лишь как вредный эффект, рождённый капитализмом (попросту рекламу): индивидуальный подход, как правило, предполагает и индивидуальную оплату. И это уже повод, чтобы подобные идеи развивались в ключе "я пришёл к выводу". Даже во времена, когда учитель позволял себе слишком мало учеников, ученик учился у учителя, а не требовал у учителя адаптировать себя и знание к особенностям своей психики, нейрофизиологии и тп. Лишь потом, осовив полученное знание, ученик имел задачей превосходить учителя, что являлось лучше тому наградой.

Ну и, наконец, к вам ещё один вопрос: о каких особенностях нейрофизиологии Вы пишете и как их учитывают при преподавании?

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение13.12.2013, 14:21 


11/12/13

173
Ответ будет в течение нескольких дней и по частям, если не возражаете. Нужно подумать и изложить понятно, а это у меня получается медленно. Могу сообщить, что система тестирования, которую я описал в вышеприведённых сообщениях содержит почти все элементы названной методики.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение13.12.2013, 16:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Klark в сообщении #800263 писал(а):
Нужно подумать и изложить понятно, а это у меня получается медленно.

Поправка: не получается вообще.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение13.12.2013, 17:42 
Заблокирован
Аватара пользователя


23/11/13

147
Мои 5 копеек. В вопросе преподавания колоссальную роль играет личность преподавателя. Я терпеть не мог химию, но у нас был такой классный лектор, что главный зал всегда переполнялся. И ненавистную химию я почему-то усвоил лучше всех остальных предметов.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение16.12.2013, 07:44 


11/12/13

173
Методика запоминания информации с учётом нейрофизиологии мозга основана на одновременном использовании сенсорных, моторных и ассоциативных структур.
Для этого обязательно пишется конспект. Пишется последовательно, желательно с рисунками и ссылками. Лектор должен подавать информацию блоками. После каждого блока рисунок или простейшая задача. Чем медленней и "красивее" будет написан конспект, тем больше моторных и ассоциативных центров мозга будет задействована.
Правильно записанный конспект должен "всплывать" из памяти постранично в нужном месте или при повторном чтении сразу становится понятна информация о записанном. Следует отметить, что полная ясность и понимание записей в конспекте происходит в течение нескольких месяцев.
Надо заметить, что заставить обучаемого записывать "ненужный", как он считает, конспект очень сложно. При появлении малейшей возможности этого не делать конспект не будет написан. В этом случае применяется метод "смещённой" активности. Для этого запрещаются все варианты учебных действий, кроме ведения конспекта. Иными словами, прямое требование ведения конспекта ВСЕГЛА будет подавляющим большинством студентов игнорироваться.
Я в свое практике конспекты пишу постоянно. и не жалею о "потерянном" времени, которое потом возвращается многократной экономией времени, если приходиться возвращаться к ранее изученной тематике.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение16.12.2013, 09:35 
Заслуженный участник


02/08/11
6874
Klark в сообщении #801855 писал(а):
Чем медленней и "красивее" будет написан конспект, тем больше моторных и ассоциативных центров мозга будет задействована.

И тем меньше студент поймёт в этой лекции. Запомнит больше, но поймёт меньше. Механическая память - это очень плохо.

Например, я не помню уравнения Шрёдингера для электрона, я помню общее уравнение Щрёдингера с гамильтонианом, связь гамильтониана с оператором импульса и оператор импульса. Таким образом, я могу вывести нужное мне уравнение практически моментально. То, чего я не помню, я могу посмотреть в справочнике. И одновременно это указывает на проблемы. Например, я не помню лагранжиана электромагнитного поля. Почему? Потому что я не могу написать его сам. И потому что я сам не выводил из него уравнения поля. Значит мне нало сесть, записать по общему правилу лагранжиан, а потом вывести из него уравнения Максвелла. И когда я это сделаю, я его запомню очень хорошо, потому что он будет не изолирован, а зацеплен за уравнения Максвелла, калибровочную и лоренц-инвариантность.

Возможно для истории, политологии ваш метод полезен, не знаю. Может быть для философии. Но для физики, экономики, математики он очень вреден.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 77 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group