2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Фундаментальные понятия в университетских курсах
Сообщение10.08.2013, 00:50 
Заслуженный участник


09/05/13
8904
 i  Deggial: Обсуждение отделено от темы Вопросы про открытое подмножество..
Если название темы неудачно - пишите ЛС, исправлю.


JMH в сообщении #753661 писал(а):
Меня интересует другая сторона вопроса: верно ли методически вводить такие понятия, как открытые множества, пользуясь метрикой? Ведь её, метрики, может и не быть...

В курсе математического анализа так часто делают, уступая топологические пространства другим дисциплинам, более поздним. В конце концов, анализу - анализово, на конечномерных пространствах, которые там рассматриваются с сугубо утилитарной целью, метрика вводится все равно, и даже норма. И даже скалярное произведение. Так пуркуа бы и не па, раз все равно все этим кончится?

-- 10.08.2013, 02:52 --

JMH в сообщении #753661 писал(а):
Термин стандартный - множество крайних точек или край множетсва - это пересечение замыкания множества с замыканием его дополнения.

Никогда не слышала, честно сказать, этот термин. Граница, множество граничных точек - да.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы про открытое подмножество.
Сообщение10.08.2013, 01:07 
Аватара пользователя


25/02/10
687
Otta в сообщении #753663 писал(а):
В курсе математического анализа так часто делают, уступая топологические пространства другим дисциплинам, более поздним. В конце концов, анализу - анализово, на конечномерных пространствах, которые там рассматриваются с сугубо утилитарной целью, метрика вводится все равно, и даже норма. И даже скалярное произведение. Так пуркуа бы и не па, раз все равно все этим кончится?
Мне лично гораздо проще двигаться от общего к частному, а не наоборот. И вобще, в классических курсах анализа много чего делают по традиции, например, по традиции же, теорема Хана-Банаха в КФ присутствует в двух экземплярах: для действительных чисел и для комплексных. Кому от этого лучше? Мне кажется, такие традиции нужно менять.

Otta в сообщении #753663 писал(а):
Никогда не слышала, честно сказать, этот термин. Граница, множество граничных точек - да.
И так пишут и эдак, возможно ранние переводы виноваты.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы про открытое подмножество.
Сообщение10.08.2013, 01:16 
Заслуженный участник


09/05/13
8904
JMH в сообщении #753664 писал(а):
Мне лично гораздо проще двигаться от общего к частному, а не наоборот.

Мне тоже, и когда читала анализ, всегда читала топологические пространства.
Боюсь, однако, что это не всегда и не везде возможно. Скажем, я не рискнула бы делать это сейчас - на любой специальности первого курса, а тем более, на нематематической.

Более того, точно знаю, что наши местные математики теперь выпускаются, даже не столкнувшись с упоминанием о топологических пространствах. Такова, к сожалению, селяви. Далека она от идеального представления о ней.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы про открытое подмножество.
Сообщение10.08.2013, 01:36 
Аватара пользователя


25/02/10
687

(Оффтоп)

Думаю, это уже не совсем в тему и, чтобы не получить нахлобучку от модера, сдвигаюсь в оффтопик :-)

Меня всегда напрягает использование стереотипов в математике и особенно пренебрежительное (подчёркиваю: в стандартных курсах!) отношение к фундаментальным вещам. Вопиущий пример: изучают сложные свойства сложных структур, определённых на числовых множествах и забывают о том, что ни разу не давали определение натурального числа, каковое даётся только в фундаментальных курсах аксиоматической теории множеств.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы про открытое подмножество.
Сообщение10.08.2013, 03:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
JMH в сообщении #753668 писал(а):
Думаю, это уже не совсем в тему и, чтобы не получить нахлобучку от модера, сдвигаюсь в оффтопик :-)
Это вообще интересная тема, возможно ее стоит обсудить в дискуссионном разделе или педагогическом.
JMH в сообщении #753668 писал(а):
Меня всегда напрягает использование стереотипов в математике и особенно пренебрежительное (подчёркиваю: в стандартных курсах!) отношение к фундаментальным вещам. Вопиущий пример: изучают сложные свойства сложных структур, определённых на числовых множествах и забывают о том, что ни разу не давали определение натурального числа, каковое даётся только в фундаментальных курсах аксиоматической теории множеств.
Здесь на самом деле много серьезных проблем.
Во-первых, основания математики и теория множеств --- это тема достаточно большая и где-то ее все-таки нужно отсекать. На мой личный взгляд, если уж давать определение натуральных чисел через множества, то на этом останавливаться нельзя, потому что что такое множество - это тоже вопрос сложный, и для достаточного понимания надо прочитать хотя бы теорему Геделя о полноте, теорему Геделя о неполноте и сказать о нестандартных моделях.
Во-вторых, несмотря на то, что традиционно всегда кивают на ZFC, фактически это не единственная возможная и не всем нужная система оснований математики. В некоторых разделах алгебры, например, практически никогда теоретико-множественная природа объектов не нужна, и более естественным там будет что-нибудь основанное на теории категорий (топосы или теории типов). Для тех же натуральных чисел совершенно не важна природа собственно самих натуральных чисел, достаточно сказать, что это инициальная алгебра функтора $(1+\cdot)$..
В-третьих (наверное это переформулировка во-вторых, но все-таки напишу еще раз), на самом деле для изучения "сложных свойств сложных структур" не нужно знать, что эти структуры существуют, и в каком именно смысле они существуют, надо только знать простые свойства сложных структур. То есть когда определяют те же натуральные или действительные числа аксиоматически и не показывают конкретную модель, на самом деле это никому особо не важно, потому что всем известно, что действительные числа действительно работают, и в математике и на практике, и это достаточное обоснование возможности изучения объекта с такими свойствами, с некоторой точки зрения гораздо более достаточное, чем существование теоретико-множественных моделей, которые существуют в какой-то там теории множеств, которая сама по себе сомнительна гораздо больше, чем натуральные или действительные числа.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопросы про открытое подмножество.
Сообщение10.08.2013, 04:23 
Аватара пользователя


25/02/10
687
Xaositect в сообщении #753672 писал(а):
Во-первых, основания математики и теория множеств --- это тема достаточно большая и где-то ее все-таки нужно отсекать. На мой личный взгляд, если уж давать определение натуральных чисел через множества, то на этом останавливаться нельзя, потому что что такое множество - это тоже вопрос сложный, и для достаточного понимания надо прочитать хотя бы теорему Геделя о полноте, теорему Геделя о неполноте и сказать о нестандартных моделях.
Я всегда полагал, что аксиоматическая теория множетсв довольно-таки независима и может быть построена посредством $L_1 \text{ Set}$. Может быть потому, что мои взгляды на математику, в значительной степени, сформированы книгами Бурбаки... Мне казалось, да и сейчас кажется, что слово "множество" - синоним слова "терм" и всю аксиоматику ZFC можно строить не давая формального определения тому, что такое множество и не зная теории моделей и теории типов.

Xaositect в сообщении #753672 писал(а):
Во-вторых, несмотря на то, что традиционно всегда кивают на ZFC, фактически это не единственная возможная и не всем нужная система оснований математики.
Полностью согласен, можно дать одну модель и, для сравнения, краткий обзор NBG - хотя бы для того, чтобы не создавалось ложного впечатления черезмерного благополучия :-)

А вобще, сама идея углублённого изучения оснований мне нравится - в конце концов цель университета, как мне представляется, не в том, чтобы дать студентам практические знания, а в том, чтобы научить думать. Я, разумеется, не говорю, что не нужно учить анализу :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Фундаментальные понятия в университетских курсах
Сообщение10.08.2013, 10:20 


10/02/11
6786
у меня как-то создается впечатление, что "основания математики" в широком смысле этого слова, мат. логика, теория множеств и тд, это какие-то разделы сами в себе. Есть большой блок родственных математических дисциплин, которые между собой сильно сообщаются: фунциональный анализ (я сюда включаю и матан и тфкп и тфдп), дифференциальная геометрия, дифференциальные уравнения ( и обыкновенные и урчп) , теория вероятностей. И такое ощущение, что они вполне обходятся наивной теорией множеств+аксиома выбора :D . Ну, естественно, надо еще какие-то тривальные вещи понимать, типа того, что нельзя думать о множестве всех множеств.
Вот для людей, которые урчп занимаются, пространства Соболева это очень важный раздел математики. Но стоит ли студентам кафедры мат.логики читать годовой курс по этим пространствам?

-- Сб авг 10, 2013 10:32:24 --

JMH в сообщении #753664 писал(а):
И вобще, в классических курсах анализа много чего делают по традиции, например, по традиции же, теорема Хана-Банаха в КФ присутствует в двух экземплярах: для действительных чисел и для комплексных. Кому от этого лучше?

не лучше не хуже, т.к. это слишком просто. Вот то, что геометрические версии теоремы Хана-Банаха в стандартные курсы редко попадают, вот это грустно.
а вот ввести в стандартный курс функана локально выпуклые пространства, это действительно следовало бы имхо. И формулировать классические теоремы линейного функана в терминах локально выпуклых пространств.

 Профиль  
                  
 
 Re: Фундаментальные понятия в университетских курсах
Сообщение11.08.2013, 16:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
JMH в сообщении #753675 писал(а):
Я всегда полагал, что аксиоматическая теория множетсв довольно-таки независима и может быть построена посредством $L_1 \text{ Set}$. Может быть потому, что мои взгляды на математику, в значительной степени, сформированы книгами Бурбаки... Мне казалось, да и сейчас кажется, что слово "множество" - синоним слова "терм" и всю аксиоматику ZFC можно строить не давая формального определения тому, что такое множество и не зная теории моделей и теории типов.
С такой формалистской точки зрения большинству математиков ZFC вообще не нужна. Я, честно говоря, мало знаю тот же функциональный анализ, но вряд ли там часто нужно выходить за пределы $2^{2^{2^{\mathbb{R}}}}$, так что тут достаточно аксиоматического задания действительных чисел и наивной теории множеств. Детали ZFC совершенно не обязательны для того, чтобы говорить о семействах подмножеств действительной прямой.

JMH в сообщении #753675 писал(а):
Полностью согласен, можно дать одну модель и, для сравнения, краткий обзор NBG - хотя бы для того, чтобы не создавалось ложного впечатления черезмерного благополучия :-)
Как раз про NBG достаточно пары слов, потому что это та же ZFC (консервативное расширение). А про теорию типов можно бы и сказать, тем более что она используется в современных полуавтоматических пруверах типа Coq.

Oleg Zubelevich в сообщении #753687 писал(а):
у меня как-то создается впечатление, что "основания математики" в широком смысле этого слова, мат. логика, теория множеств и тд, это какие-то разделы сами в себе. Есть большой блок родственных математических дисциплин, которые между собой сильно сообщаются: фунциональный анализ (я сюда включаю и матан и тфкп и тфдп), дифференциальная геометрия, дифференциальные уравнения ( и обыкновенные и урчп) , теория вероятностей. И такое ощущение, что они вполне обходятся наивной теорией множеств+аксиома выбора :D . Ну, естественно, надо еще какие-то тривальные вещи понимать, типа того, что нельзя думать о множестве всех множеств.
Насколько я знаю, небольшие проблемы возникают в алгебраической геометрии, потому что приходится рассматривать функторы между большими категориями. Но я не специалист.

 Профиль  
                  
 
 Re: Фундаментальные понятия в университетских курсах
Сообщение11.08.2013, 20:34 
Аватара пользователя


25/02/10
687
Xaositect в сообщении #753895 писал(а):
А про теорию типов можно бы и сказать, тем более что она используется в современных полуавтоматических пруверах типа Coq[выделение моё - JMH]
А не подскажете, где про это можно почитать?

 Профиль  
                  
 
 Re: Фундаментальные понятия в университетских курсах
Сообщение12.08.2013, 15:33 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
JMH в сообщении #753956 писал(а):
А не подскажете, где про это можно почитать?
Наиболее распространенные proof assistants (не знаю, как это обычно переводится) - это coq (http://coq.inria.fr/documentation) и agda (http://wiki.portal.chalmers.se/agda/pmw ... rtutorials).

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group