2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
 Re: Формулы и теоремы - запоминать или выводить?
Сообщение24.05.2013, 17:16 


19/12/09
428
Shtorm в сообщении #727783 писал(а):
Munin в сообщении #727768 писал(а):
запомнится то, что нужно постоянно


Правильно, вот они и запоминаются - необходимые математические инструменты. В том числе и решение квадратного уравнения.
А вот студентов приходится заставлять учить эти математические инструменты - дабы наука впрок пошла.

И вырастают ремесленники. Лучше все же выводить как Гротендик, который сам открыл интеграл Лебега, чем догматически запоминать как Отче наш. Творец лучше узколобого ремесленника.

 Профиль  
                  
 
 Re: Формулы и теоремы - запоминать или выводить?
Сообщение24.05.2013, 17:22 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Tor, какие золотые слова Вы сказали......для золотых студентов и для физ-мат-теховских специальностей. А если, например студенты такой специальности - что им в профессии никогда не придётся что-то заново выводить? А при слове доказать и вывести они все поголовно морщаться и планируют забыть слово Математика после 2-го курса?

 Профиль  
                  
 
 Re: Формулы и теоремы - запоминать или выводить?
Сообщение24.05.2013, 17:30 


19/12/09
428
Shtorm в сообщении #727809 писал(а):
Tor, какие золотые слова Вы сказали......для золотых студентов и для физ-мат-теховских специальностей. А если, например студенты такой специальности - что им в профессии никогда не придётся что-то заново выводить? А при слове доказать и вывести они все поголовно морщаться и планируют забыть слово Математика после 2-го курса?

Ну либо эта наука им совсем не нужна либо они узколобые ремесленники, не надо от них этого скрывать. Лучше это узнать до обучения, чем после. А то занимался всю жизнь балетом, а потом при смерти печально думаешь - зачем убил свою жизнь на эту проституцию.

 Профиль  
                  
 
 Re: Формулы и теоремы - запоминать или выводить?
Сообщение24.05.2013, 17:39 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Tor в сообщении #727817 писал(а):
они узколобые ремесленники, не надо от них этого скрывать


Может и нужно кому-то сказать именно так: но как-то язык не поворачивается сказать это тем - которые и сами не знают где они будут работать. Но все в один голос утверждают, что ни в коем случае не математиками, не физиками, не конструкторами.
Но с другой стороны: некоторым выпускникам физ-мат классов и спец-школ, к тому же желающих получить хорошие оценки, всё равно хочется привить любовь к творческой математике. И вот я им начинаю что-то рассказывать, объяснять: и вдруг - бах, выясняется что они не занют формулы сокращённого умножения :shock: , бах - не знают как одну дробь на другую поделить :facepalm: А мы тут о высших материях.....
Поэтому - сначала основной инструмент, а потом уже - парить высокими материями в математической выси :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Формулы и теоремы - запоминать или выводить?
Сообщение24.05.2013, 23:00 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Shtorm в сообщении #727809 писал(а):
А при слове доказать и вывести они все поголовно морщаться

Правильно говорить "морщутьси". Но вообще-то мне такие ни разу не попадались. Главное -- взвешивать в курсе формальные д-ва с фактическими фактами; чтоб первые не перевешивали, но отнюдь и не отсутствовали как класс.

Shtorm в сообщении #727822 писал(а):
и вдруг - бах, выясняется что они не занют формулы сокращённого умножения :shock: ,

А это и не криминал. Мало ли кто какие формулки забыл. Тем более он и не забыл их, по большому-то счёту. Они просто отложились у них в долговременную память. И если об них напомнить -- активизируются.

 Профиль  
                  
 
 Re: Формулы и теоремы - запоминать или выводить?
Сообщение24.05.2013, 23:31 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
ewert, верно, в основном вспоминают после напоминания. Но есть и такие, которые не вспоминают. Но деление дробей! Особенно если число делится на дробь и всё это записано в виде выражения с двумя дробными чертами! Вот здесь и начинаются фокусы :lol:
Надеюсь Ваши студенты-технари не допускают ляпов в дробях. У меня-то гуманитарии...

 Профиль  
                  
 
 Re: Формулы и теоремы - запоминать или выводить?
Сообщение25.05.2013, 00:07 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Shtorm в сообщении #728025 писал(а):
Надеюсь Ваши студенты-технари не допускают ляпов в дробях.

Не замечал. Возможно, потому, что просто не обращал внимания. Если кто и ляпал, то либо под моим укоризненным взглядом мгновенно спохватывался, либо под дружное хихиканье аудитории.

Shtorm в сообщении #728025 писал(а):
У меня-то гуманитарии...

Ну, я тоже пару раз читал каким-то там полугуманитариям. Не буквально гуманитария, нет, но навроде. Что-то там насчёт какого-то там менеджмента и управления качеством. И скажу, что те девицы были в среднем не менее вменяемы, чем пацаны в параллельных технических группах. Девицы, поскольку в тех манагерских группах пацанов было приблизительно полтора, и вот они-то как раз были откровенно невменяемы. В отличие от технических групп, где в гендерном отношении было всё в точности наоборот (не в том смысле, что техдевицы проваливались -- нет, конечно; просто в отношении гендерного составу наоборот).

 Профиль  
                  
 
 Re: Формулы и теоремы - запоминать или выводить?
Сообщение25.05.2013, 08:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407

(Оффтоп)

ewert в сообщении #728014 писал(а):
И если об них напомнить -- активизируются.

Розгами...

 Профиль  
                  
 
 Re: Формулы и теоремы - запоминать или выводить?
Сообщение25.05.2013, 12:44 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Кстати, совсем недавно выяснился такой момент: в обычных школах не в физ-мат классах (по крайней мере во многих по словам моих студентов) вообще теперь никаких теорем не доказывают. Кто что знает по этому поводу?

 Профиль  
                  
 
 Re: Формулы и теоремы - запоминать или выводить?
Сообщение26.05.2013, 14:42 


29/05/12
238
Shtorm в сообщении #728175 писал(а):
в обычных школах не в физ-мат классах ... вообще теперь никаких теорем не доказывают. Кто что знает по этому поводу?

Занимаюсь с учеником обычного 8-го класса. Скажу, что на уроках теоремы они доказывают.

-- 26.05.2013, 16:18 --

Занимаясь с учениками, заметил один интересный момент!!!
В учебнике курсивом выделены разные теоремы, якобы, их нужно обязательно знать. Не спорю. Но среди этих теорем полно таких, которые не применяются при решении задач. Например: около правильного многоугольника можно описать окружность, при том только одну; тоже самое про вписанную окружность; высоты в треугольнике пересекаются в одной точке и т.д. Многие теоремы, на мой взгляд, следует дать в качестве определения, требуется просто запомнить соответствующий факт. При этом следует уделить большое внимание (также выделить курсивом) некоторым утверждениям, которые широко используются при решении задач ГИА и ЕГЭ. Первые, что приходят на ум, так это про пропорциональность отрезков, рождаемых биссектрисой в треугольнике; о соотношении секущей и касательной и т.д. Таких формул полно. К сожалению, внимание учеников сосредоточено на том, что выделено. А последние две, упомянутые мною, идут какими-то задачами среди кучи других рутинных, они там просто теряются, и внимание ученика на них не акцентируется.
Например, в тренировочном задачнике ГИА за 2012 и 2013 года под номером 26 очень часто попадают задачи такого характера: "биссектриса угла А в треугольнике АВС делит медиану, проведенную из вершины В, в отношении 5:4, считая от вершины В. В каком отношении, считая от вершины С, эта бисс-са делит медиану, проведенную из вершины С". И множество вариаций на такую тему. Поэтому не удивительно, что многие ученики морщатся при виде задач по геометрии!

 Профиль  
                  
 
 Re: Формулы и теоремы - запоминать или выводить?
Сообщение26.05.2013, 22:03 


19/12/09
428
kda_ximik в сообщении #728555 писал(а):
Многие теоремы, на мой взгляд, следует дать в качестве определения, требуется просто запомнить соответствующий факт. При этом следует уделить большое внимание (также выделить курсивом) некоторым утверждениям, которые широко используются при решении задач ГИА и ЕГЭ. Первые, что приходят на ум, так это про пропорциональность отрезков, рождаемых биссектрисой в треугольнике; о соотношении секущей и касательной и т.д.

Наверно, вы хотели сказать давать такие теоремы как теоремы без доказательства. Определение это другое.
Вы упираете на ГИА и ЕГЭ, как будто школьное образование в основном проводится для того, чтобы сдать тесты и получить бумажные права (корочки), чтобы потом получать другие права (корочки). Доказательства теорем учат школьника рассуждать логически, собственно школьная геометрия основой курс где этому учат. А вы хотите эту основу думающего человека ослабить и вместо будущих творцов штамповать узколобых ремесленников. Ну на кой взрослому человеку, если он не учитель математики, в совершенстве, быстро, на автомате уметь решать задачи с медианами и биссектрисами? Ну, решил школьник несколько таких задач, понял как это делается, потом еще повторил в самостоятельных работах и хватит. Понадобиться, быстро вспомнит по учебнику или справочнику, а если умеет хорошо логически мыслить, то может и сам выведет необходимые формулы. Да и потом такие задачи итак встречаются в дальнейшем школьном обучении, т.е. школьник основу - определения медианы и биссектрисы не забудет. Вот умение рассуждать логически взрослому в жизни нужно постоянно. Я бы наоборот добавил в программу обучения школьника дополнительный курс математической логики, который, кстати, когда-то давно в школьной программе был.

 Профиль  
                  
 
 Re: Формулы и теоремы - запоминать или выводить?
Сообщение27.05.2013, 03:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
kda_ximik в сообщении #728555 писал(а):
Но среди этих теорем полно таких, которые не применяются при решении задач. Например: около правильного многоугольника можно описать окружность, при том только одну; тоже самое про вписанную окружность; высоты в треугольнике пересекаются в одной точке и т.д.

В общем, все они применяются при решении задач. Может, вы задачи решаете слишком лёгкие?

 Профиль  
                  
 
 Re: Формулы и теоремы - запоминать или выводить?
Сообщение27.05.2013, 07:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


21/12/05
5904
Новосибирск
Ох уж эти формулы - постоянно приходится обращать внимание студентов, что не нужно раскрывать скобки и искать дискриминант для решений уравнений типа $(x-1)^2=9$.

(Оффтоп)

Только всё равно заливают костёр из чайника, сколько ни говори ... :-(

 Профиль  
                  
 
 Re: Формулы и теоремы - запоминать или выводить?
Сообщение27.05.2013, 09:02 


29/05/12
238
Tor в сообщении #728750 писал(а):
kda_ximik в сообщении #728555 писал(а):
Наверно, вы хотели сказать давать такие теоремы как теоремы без доказательства. Определение это другое.
Вы упираете на ГИА и ЕГЭ, как будто школьное образование в основном проводится для того, чтобы сдать тесты и получить бумажные права (корочки), чтобы потом получать другие права (корочки). Доказательства теорем учат школьника рассуждать логически, собственно школьная геометрия основой курс где этому учат. А вы хотите эту основу думающего человека ослабить и вместо будущих творцов штамповать узколобых ремесленников.


Внимательнее читайте мой пост. Я не прошу отменить "умение доказывать", "логические рассуждения" как методологический аспект обучения. Ни в коем случае! Я сам учу своих подопечных мыслить и рассуждать, учу их смотреть на условие задачи с разных сторон, учу их редуцировать задачу и т.д. Доказательства нужны! Но в тоже время очень важно акцентировать внимание не только на то, что выделено в учебнике, но и на то, что ученик будет применять при решении задач как на уроке, так и при сдаче экзаменов. А ведь ЕГЭ имеет широкую шкалу баллов, в соответствии с которыми его возьмут в тот или иной ВУЗ. Это с одной стороны. С другой стороны доказательство теоремы "около правильного многоугольника можно описать окружность" по объему и характеру рассуждений не уступает доказательству теоремы "о пропорциональных отрезках", за которое я голосую. Просто вместо первой теоремы можно поставить вторую, естественно, вместе с доказательством. А первую дать как определение.
А что касается логики как школьного передмета, так я только "за"

-- 27.05.2013, 10:19 --

Munin в сообщении #728829 писал(а):
Может, вы задачи решаете слишком лёгкие?

Munin! Извините, но Вы меня обижаете! Мы сейчас говорили о школьной программе, а не об "аффинных преобразованиях". Прилагаю максимум усилий, чтобы мои ученики смогли решить на экзамене задачи с максимальным баллом.
А что касается применения той или иной теоремы, так могу сказать, что ученик при виде цитаты "в треугольник вписана окружность" не копается в голове в поисках теоремы "в правильный многоугольник можно вписан можно вписать окр-ть, при том только одну", а сразу строит из центра окр-ти радиус в точку касания и тут же рисует на бумаге $S=rp$. Кстати, последняя формула дается в учебнике опять-таки без курсива, без доказательства, а где-то среди кучи других задач, а она очень полезна. Поэтому всем своим ученикам всегда даю ее док-во

 Профиль  
                  
 
 Re: Формулы и теоремы - запоминать или выводить?
Сообщение27.05.2013, 11:14 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
kda_ximik в сообщении #728870 писал(а):
А первую дать как определение.

Определение чего?...

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 43 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group