Продолжаем разбираться с размерностями.
Итак, мы выяснили, что в число базовых размерностей - то есть понятий, имеющих не математический, а
физический смысл входят как минимум три - понятия длины, времени и массы. На самом деле их чуть побольше (в системе СИ - семь), но остановимся для наглядности на этих трех.
Обратите внимание: это не математическая теорема, требующая доказательств. не математическая абстракция, требующая каких-либо выводов из теории множеств или еще откуда нибудь. Набор базовых параметров, требующих введения своих собственных, базовых, фундаментальных единиц измерения - определяется из
физических соображений. То есть - из
опыта.
Все остальные величины
по определению должны получаться комбинацией из базовых.
___
Вернемся к простым выражениям вида 5м=5 раз по одному метру=5*1м
С точки зрения
физика смысл имеет именно запись 5*1м - потому что мы чисто физически можем взять пять палок или пять попугаев или пять любых других однотипных объектов.
А вот запись 1м*5 - как ее очень любят трактовать не в меру упертые учительницы (метр, яблоко, бутылка пять раз)- физического смысла НЕ ИМЕЕТ -так как ОДИН И ТОТ ЖЕ объект пять раз взять нельзя. Поэтому в дальнейшем я буду пользоваться именно записями вида 5 м, 7 л
Какие же действия можно проводить с размерными величинами так, чтобы не нарушался физический смысл исследуемого в задаче процесса? Понятно, что с абстрактными числами можно делать все, что математики хотят, но нас будет интересовать именно сохранение физического смысла операций.
Начнем с простых арифметических действий.
1. Сложение и вычитаниеФизический смысл сложения заключается в том, что мы можем складывать только величины одинаковой размерности. Килограммы с килограммами, метры с метрами, часы с часами. Часы с метрами складывать нельзя- теряется физика - то есть теряется связь с реальностью.
Поэтому физик - как и ребенок, начиная с первого класса школы - следит за тем, чтобы в расчетах суммировались величины одинаковой размерности. При этом при сложении размерность суммы будет совпадать с размерностью слагаемых.
Стало быть [м]+[м]=[м]2. Умножение на безразмерное числоО физическом смысле умножения на безразмерный множитель вы наверное уже догадались. 5м - отложить 5 раз по эталону длины; взять объект, длина которого в 5 раз БОЛЬШЕ длины эталона.
При этом размерность произведения - не меняется: [a*[м]]=a*[м]=[м]
Так как умножение действительных чисел - коммутативно, то мы приходим к следующему:
3*4л=3*4*1л=(4*3)*1л=4*3л=(4*3)л=12л
Физический смысл этого действа на примере:
В одной упаковке содержится 4 пивных баллона; в каждом из которых - по литру пива.
Мы взяли на рыбалку 3 упаковки. Сколько всего литров пивасика мы рассчитываем уговорить?
Раздербаниваем упаковки, выстраиваем бутылки в три ряда по 4 бутылки в каждом - и начинаем считать.
Справа налево, слева направо,сверху вниз, снизу вверх, попарно, по три штуки - и как угодно считаем- и все равно получаем что? 12 баллонов! 12 штук.
Мы на рыбалку берем 12 раз по баллону - это БЕЗРАЗМЕРНЫЙ множитель у нас выходит. А размерность какая? В каждом баллоне - по литру, то есть по 1 эталону объема. Стало быть мы берем 12 раз по эталону объема- 12 л!
Подчеркиваю: с точки зрения физического смысла при умножении размерной величины на безразмерное число НОВОЙ размерности ниоткуда не вылезет! В каком порядке не умножай.
-- 08.04.2013, 09:25 --Цитата:
Это Вы сейчас о ком? По-моему, ТС задал вопрос о математическом аппарате для описания размерностей, а мы попытались него ответить... В меру собственной испорченности, конечно.
Математический аппарат надо подбирать исходя из понимания физического смысла. а с этим беда у людей. Вот прям беда-бедовая. Если люди базовых понятий не имеют правильно сформированных, то нагружать сложными теориями и рассуждениями - бессмысленно. Их все равно забудут или будут неправильно использовать.
-- 08.04.2013, 09:49 --Ну а теперь переходим к самому интересному номеру нашей программы..
Умножение размерных величинВот на этом месте, дорогие форумчане, и происходит глобальный затык у детей, приученных в младших классах не в меру упертыми учителками к восприятию умножения через сумму одинаковых объектов. Что приводит к совершенно чудовищным последствиям - уже даже будучи взрослыми, такие люди не в состоянии вычислить площадь прямоугольника - то есть объяснить, каким образом из процедуры 3м* 4м получается 12 м^2
Действительно, выражение
повторить b раз - имеет смысл
только если b - безразмерное натуральное число!Для отрицательных чисел, для дробных, для размерных величин, даже для 0 - это выражение НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА.
Вычисление площади прямоугольника (которое тоже проходят во втором классе!!!) - это пример задачи, в которой НЕТ ничего, что можно было бы сложить по вышеприведенному определению.
Что значит сложить 5м (3м) раз?? Или сложить 5м 0 раз? НИЧЕГО! Это невозможно. Как не перекладывай метры - метры квадратные не получишь.
Хочу отметить, что если школьникам вводят понятие умножения через сумму объектов по вышеприведенной схеме - то умножение на 0 без применения переместительного свойства умножения - объяснить НЕЛЬЗЯ!
Действительно, 5 объектов взять 0 раз - нельзя. Можно 0 объектов взять 5 раз.
Во всех - подчеркиваю - во всех программах для второго класса, где употребляется такой способ знакомства с умножением - умножение на 0 проходят ПОСЛЕ объяснения коммутативности. Более того, коммутативность умножения вводится буквально на первом-втором уроке - практически сразу!!