2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Каких задач для школьников не хватает и ожидать их появления
Сообщение01.03.2013, 02:56 


15/04/10
985
г.Москва
При всем моем уважении к разнообразию математич.подходов вынужден
признать (и не только я), что задачи, даваемые на ЕГ (а в некоторых случаях и на олимпиадах весьма искусственны и не имеют применения в практике.
В самом деле, кому нужны уравнения с радикалами, уравн и неравенства с модулями и параметрами
Кому наконец нужны хитрые задачи на прогрессии и особенно на теорию чисел обширно предлагающиеся сейчас на ЕГ (С6)?
Начали изучать в школе дифф и интегр исчисление.
Но мода на т.н. классические подходы в математике устаревает. Учить студентов вычислять интегралы, решать дифф.уравн.- это заниматься моделированием - приходится не каждому..
Сейчас интерес находится в области задач обработки данных, статистики, прогнозов,классификации , т.е. того что называют data mining
Чего по-моему не хватает сейчас в задачах для школьников.
Задачи для школьников - это популяризация основных направлений взрослой математики.
1)Наметившуюся тенденцию сращивания использования структур данных информатики и дискретной математики я приветствую. Т.е появление задач на деревья, метод теории графов в решении логических задач, теории игр (дерева решений), элементов комбинаторики. С другой стороны, задачи на логику недостаточно (если не сказать что почти никак) не представлены в ЕГ по математике. Почему-то составители ЕГ ее отнесли к информатике а не к математике? Можно это объяснить обилием и сложностью тем математики для школьников что привело к такому не совсем правомерному с м.т.з. делению. Можно сказать шире (как замечал и раньше) - вопросы относящиеся практи-
чески ко всей дискр математике вынесены из ЕГ математики в информатику.
Т.е. например,будущих психологов, социологов которым по роду работы нужно уметь решать задачи классификации, стат.обработки данных вообще освободили от вступит экз.по информатике (по логике составителей ЕГ)
и от аппарата который им будет нужен, нагрузив тем не менее довольно бессмысленными задачами на уравнения, дроби и проч
2)С геометрией отдельный разговор - по-моему в расширенном объеме уровня С математики по жизни она нужна будет только технарям - например в МВТУ и то- конструкторам, расчетчикам.. Школьникам для решения задач стереометрии часто не хватает достаточно элементарных формул аналитич. геометрии - скалярного произведения,, расстояния от точек и до прямой, плоскости, расст между прямыми. ХОтя тема векторов в задачах все расширяется.
3)тема прогрессий числовых рядов
В советское время была куча задач (напр.задачник Лидского) -теперь это все почти исчезло. Задачи на арифм геом прогрессию выносят в раздел С.
На последовательности не прогрессии *например арифметическо-геометрические) вообще не дают задач - только может на олимпиадах
Теперь по поводу слабо охваченных в задачах разделов математики.
1)слабо охвачена логика -логика высказываний, решение систем логических уравнений.
В логике наряду с алгеброй тоже решаются системы уравнений. Только в задачах по алгебре им уделяется важное место и входят во все экзамены а в логике -нет. Не говоря уже об элементах логики предикатов. -Видел очень очень мало задач С логикой вообще неоднозначны вопросы классификации - какая логика - формальная? математическая?
В формальную логику входит например, (википедия) разделы "реляционная логика"(relation calculus) и Логика нечетких множеств и отношений (fuzzi calculus)
2)Нет вообще задач на тему классификации данных, т.н. отнесения к известным классам или задач построения классов (кластерный анализ). Единственную разработку на эту тему я нашел учителя для 4 класса - там под распознаванием понимались отличие равенств от неравенств и т.п.
Конечно возможность элементарного изложения и подбора задач к этим не совсем элементарным разделам я отношу к категории педагогических талантов и сам не могу полностью заткнуть эту брешь.
Недавно в ЕГ2012 появилась интересная задача по близкой к этим темам
Известно, что в театре мальчиков не б 2/11 от общ числа учащихся гр, посетивших теаnр, а в кино мальчиков не более 2/5 от общ числа учащ группы, посетивших кино.
а) может ли быть в группе 9 мальч, если доп изв, что всего в группе было 20 учащихся?
б) Какое наибольшее количество мальч м б в группе, если доп и что всего в группе 20 учащ?
в) Какую наименьшую долю могут составлять девочки от общ числа учащ в группе без доп условий а и б?
Эта задача содержательна. При решении поднимается и тема пересекающихся множеств (классификация) и составление систем неравенств+ работа с ними
3)тема задач дискретной оптимизации -линейного программирования и проч.
Думается больше можно выносить задач, требующих построения дискретных множеств описываемых ограничениями.
Возможно я что-то упустил, желающие могут меня дополнить

 Профиль  
                  
 
 Re: Каких задач для школьников не хватает и ожидать их появления
Сообщение01.03.2013, 05:53 


15/04/10
985
г.Москва
по поводу т.н. задач на функциональные уравнения замечу, что ситуация обратная - в школьном ЕГ (С) они бывают (з-ча С5) (реверанс в сторону составителей), а вот большинство студентов их не знает, т.к. курс дифф и интегр исчисления проходит мимо них. Может где-то на более подробных курсах функана. Так не знают большинство о функциональном уравнении введенном Даламбером для обоснования правила параллелограмма $f(x+y)+f(x-y)=2f(x)f(y)$

 Профиль  
                  
 
 Re: Каких задач для школьников не хватает и ожидать их появления
Сообщение01.03.2013, 18:02 
Заблокирован


06/11/12

68
Мы в школьные годы дроби изучали в 7 классе. Со временем охват тем увеличивался, содержание, научность подачи материала усложнялись. Требование развития технического прогресса. А дети, хотя и живут в иных условиях, те же. Вообще, их возможности восприятия ограничены. Другой вопрос: чем жертвовать, каковы запросы жизни в будущем? Откуда нам знать. Я, например, предполагаю, что теория чисел будет востребована. Ошибочное определение простого числа в учебнике 6 класса будет изъято.

 Профиль  
                  
 
 Re: Каких задач для школьников не хватает и ожидать их появления
Сообщение01.03.2013, 18:42 


15/04/10
985
г.Москва
Ну тогда самый сложный вопрос: как распределить часы и усилия. Введение в какие основные направления дать... Понятно, что дифференцированно -хотя бы для людей пытающихся специализироваться математике, и другим специальностям. Я бы был сторонником того, что скажем в школе с информационно-математическим уклоном, освоение задач программирования сопровождалось мощной поддержкой учителя математики, хотя пусть он и не влезает в программирование. (при этом правда придется "доверять" ученикам, что стандартной математике - уравнениям, неравенствам, геометрии они научатся без его или с небольшим его участием). И как еще посмотрит министерство...

 Профиль  
                  
 
 Re: Каких задач для школьников не хватает и ожидать их появления
Сообщение01.03.2013, 18:49 


10/02/11
6786
Ferma в сообщении #689595 писал(а):
Ошибочное определение простого числа в учебнике 6 класса будет изъято.

:?:

 Профиль  
                  
 
 Re: Каких задач для школьников не хватает и ожидать их появления
Сообщение02.03.2013, 08:24 


15/04/10
985
г.Москва
Хоть я и автор этой темы, -не мог устоять перед искушением и скачал задачник И.Х.Сивашинского 1966 г.- своего учителя по математике.
Вынужден признать, что у меня ни раньше ни теперь нет учеников, готовящихся к ЕГ которым мог бы предложить большинство этих задач. Хотя они на самые что ни есть стандартные темы. Тригонометрия, прогрессии, геометрия, неравенства...
Должен также признать, что уже тогда у него был раздел-аналог современной С6
(Глава 5)

 Профиль  
                  
 
 Re: Каких задач для школьников не хватает и ожидать их появления
Сообщение02.03.2013, 10:01 
Заблокирован


06/11/12

68
Думаю без комплектования разноуровневых классов не обойтись. Наполняемость классов справедливо определять по моей теории: 7, 20, 55 учеников. Это серьезнее распределения часов. Как трудно доводить мысль, что обучение дорогое удовольствие. Я имею с ввиду мою статью "Изначально быть наукой".

 Профиль  
                  
 
 Re: Каких задач для школьников не хватает и ожидать их появления
Сообщение02.03.2013, 10:07 


10/02/11
6786
Ferma
а в чем состоит
Ferma в сообщении #689595 писал(а):
Ошибочное определение простого числа в учебнике 6 класса

:?:

-- Сб мар 02, 2013 10:15:37 --

нежелание этого "специалиста" по школьной программе отвечать на простой вопрос, вызывает у меня подозрение, что он сам (Ferma то есть) не знает определение простого числа, да и пропграмму за 6 класс в целом :mrgreen:



но зато
Ferma в сообщении #689987 писал(а):
Мое изречение: не стыдись своих способностей, стыдись своего невежества.

тут для Наполеонов палаты не заготовлено?

 Профиль  
                  
 
 Re: Каких задач для школьников не хватает и ожидать их появления
Сообщение02.03.2013, 16:16 
Заблокирован


06/11/12

68
Oleg Zubelevich
Я уже предлагал в предыдущем обсуждении по репетиторству прочитать мою статью в №3 "Учительской газеты" 2013 года "Изначально быть наукой или как определить наполняемость класса в школе". А здесь статья в карантине, так как открытую проблему чисел Ферма решил частично и изложить полностью что имею не могу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Каких задач для школьников не хватает и ожидать их появления
Сообщение02.03.2013, 16:29 


10/02/11
6786
я спрашивал не про это, я спрашивал в чем состоит ошибка в определении простого числа в учебнике

 Профиль  
                  
 
 Re: Каких задач для школьников не хватает и ожидать их появления
Сообщение02.03.2013, 20:25 
Заблокирован


06/11/12

68
В который раз рискую потонуть в вопросах и ответах. По моей скатерти расположения чисел Ферма на плоскости я установил двойственность числа 1. С ее проявлением мы встречаемся в математике и жизни: числа Фибоначчи, стакан наполовину пуст и наполовину полон, До диез и Ре бемоль одна и та же клавиша. Число 1 ПРОСТОЕ( по логике тоже, делится на себя и единицу), но из-за двойственности ставится особо. Считать 1 лишено смысла! Так мы освобождаемся от гипноза основной теоремы арифметики.

 Профиль  
                  
 
 Re: Каких задач для школьников не хватает и ожидать их появления
Сообщение03.03.2013, 13:03 


15/04/10
985
г.Москва
1)пока с прочтением вашей статьи ,Ferma у меня проблема. Нашел электронный архив на сайте, но там требуют за подписку 300 руб, хотя даже диссертации можно читать бесплатно :D
Так что где-то номерочек 3 надо прочесть, а где?
2)по моему все эти дискуссии с тем что принять за определение простого числа -надуманные. Известны алгоритмы поиска простых чисел (Решето Эратосфена)
но при программной реализации там надо отдельно написать оператор
типа если n=1 то число простое. Вся разница по дискуссии - писать его или нет
Интересно не это, а классификация и способы решения задач относящихся к теории чисел. Ну скажем, диофантовы уравнения - известно, уравн Пелля тоже

 Профиль  
                  
 
 Re: Каких задач для школьников не хватает и ожидать их появления
Сообщение03.03.2013, 13:24 
Заслуженный участник


08/04/08
8556
Ferma в сообщении #690292 писал(а):
По моей скатерти расположения чисел Ферма на плоскости я установил двойственность числа 1.
Без определения двойственности это утверждение ничего не значит. Вы это уже в 3-й теме пишите (вот они, глубины познания) и не хотите приводить определение (у Вас его тупо нет). Без определения эта фраза бессодержательна.

Ferma в сообщении #690292 писал(а):
Число 1 ПРОСТОЕ
Это вранье. Если число 1 - простое, то нарушается основная теорема арифметики. Элементы $1,-1$ в $\mathbb{Z}$ называются обратимыми элементами кольца.

Ferma в сообщении #690292 писал(а):
Считать 1 лишено смысла! Так мы освобождаемся от гипноза основной теоремы арифметики.
Вы перечитайте сами, что написали. Это бессмысленные фразы.

(Оффтоп)

eugrita в сообщении #690530 писал(а):
1)пока с прочтением вашей статьи ,Ferma у меня проблема. Нашел электронный архив на сайте, но там требуют за подписку 300 руб, хотя даже диссертации можно читать бесплатно :D
Так что где-то номерочек 3 надо прочесть, а где?
eugrita, можете забить сразу - там нет ничего.

 Профиль  
                  
 
 Re: Каких задач для школьников не хватает и ожидать их появления
Сообщение03.03.2013, 13:41 


15/04/10
985
г.Москва
Мои соображения по обучению школьников
(имеют смысл если бы государство и минобр с этим считалось)
1)Комплектовать математические классы как обычно (какими нибудь входяшими тестами в 7-8 кл
2)Внутри набранного потока в процессе обучения будет дифференциация.
т.е. все предлагаемые задачи разделить на уровни сложности и дать для решения.
введя систему баллов за каждый уровень сложности.
В процессе обучения выявятся группы особо успевающих и менее успевающих.
Первым если позволит время можно рассказать еще дополнительные вопросы и подходы.
(При этом возможно и неизбежно будет списывание или обмен решениями, но это выявит учитель)
В зависимости от набранных баллов в течение и по итогам обучения оформлять соответствующий аттестат в дополнение к ЕГ.
3)При этом эту программу рассматривать как дополнительную дающую преимущества при зачисление на специальности математические или информационные. и само-собой нужны результаты общего ЕГ

 Профиль  
                  
 
 Re: Каких задач для школьников не хватает и ожидать их появления
Сообщение03.03.2013, 15:59 
Заблокирован


06/11/12

68
[b]Sonic86 Что лучше? Определение(которых множество) или факт, который можно смотреть глазами.
Попробуйте посчитать числа Фибоначчи до 55. Если указать на единицу пальцем два раза, а на другие по разу это не счет. Один раз - их две. Перед разложением числа нельзя написать 1 ни 12 раз ни разу так как мы начинаем ее считать.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 23 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group