2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 умение вычислять по аналогии
Сообщение27.11.2012, 08:16 


29/05/12
238
Доброе утро всем!
Вчера вечером у меня был шок!
Мне позвонили и попросили позаниматься алгеброй и геометрией с 8-классником. Я согласился, хотя до этого репетиторствовал по химии. Сразу скажу, что до этого мальчик учился в каком-то военном заведении (м.б. "суворовское", точно не помню). Сейчас родители его перевели в обычную школу, и мне стало понятно почему. Проблемы нарисовались мгновенно. Последнее задание (сделанное на "двойку") - упростить выражение с применением формул квадратов и кубов суммы и разности, разности квадратов. Урок начали с того, что я показал как работают $(a+b)^2$ и $a^2-b^2$. Дал несколько примеров. Ученик не может сделать даже по аналогии! Копая глубже, понял, что проблема из-за непонимания как "привести подобные" при раскрытии скобок. Показал для этого несколько примеров. Все равно сложно. Потом показал, что $-3a+9a+b=6a+b$. Ученик со мной согласился и сказал, что понимает. Но при виде выражения $12x-4x+y$ я вновь увидел не понимание...
Мне кажется, что могут возникнуть проблемы при использовании тех же самых формул квадратов и кубов суммы и разности или какие-то другие проблемы. И я готов показать работу формул в действии. Но тут беда глубже. Как можно научить или заставить вычислять по аналогии? Ведь работа по образцу - это не только физика, математика или русский язык. Ведь ребенок с младенчества все делает по образцу, копирует родителей, в конце концов, учится говорить как окружающие!
Коллеги! Дайте, пожалуйста, совет! Как мне быть?

P.S. уже не в первый раз слышу об очень низком уровне образования в военных заведениях! Жаль, что такая будет армия, которая, по идее, должна быть опорой и защитой государства :facepalm:

 Профиль  
                  
 
 Re: умение вычислять по аналогии
Сообщение27.11.2012, 08:33 


14/01/11
2918
Попробуйте начать с азов - понятия одночлена, многочлена, коммутативные, ассоциативные, дистрибутивные свойства операций. Полагаю, прежде чем давать примеры, неплохо бы удостовериться в наличии каких-либо теоретических знаний.

 Профиль  
                  
 
 Re: умение вычислять по аналогии
Сообщение27.11.2012, 12:23 
Заблокирован


12/08/09

1284
Самодуровка
начните с уравнений типа $5x-2x=9$(пять кирпичей минус два кирпича), погоняйте его по операциям над целыми числами, плавно переходите на буковки.

 Профиль  
                  
 
 Re: умение вычислять по аналогии
Сообщение27.11.2012, 18:57 


29/09/06
4552
Недавно возился с похожими объяснениями.
Прежде чем объяснять квадратные уравнения, что-то меня толкнуло спросить:
а типа линейные ты умеешь решать? В глазах --- растерянность... "Наверное, нет..."
Нарисовал от фонаря $5x+3=33$. Ступор.

"У меня было 5 яблок, и я их продал. По дороге нашёл 3 рубля. Сейчас у меня в кошельке 33 рубля.
Почём я продавал яблоки?"
Девочка подумала, сообразила. Как-то сумела даже 30 на 5 разделить.
Но аналогию с уравнением не увидела.
Объяснил, что это одно и то же. Увидела, согласилась. Вроде освоила.
Поскольку сама ничего не делает, скоро это достижение пропадёт.
Бесконечно трудно.

Ну зачем ей будут через год-другой впаривать тригонометрию? Зачем эти пытки?
Пусть бы освоила про яблочки, конфетки, икс, игрек...

 Профиль  
                  
 
 Re: умение вычислять по аналогии
Сообщение27.11.2012, 20:49 
Заслуженный участник


08/04/08
8556
Я не препод, но могу посоветовать такое: попробуйте явно описывать то преобразование, которое Вы делаете, какими-то словами (в примере - привести подобные, можно детально показать, что это такое, но поменьше слов (2-3-4 слова на описание одного преобразования), м.б. тыкая пальцем в объекты, но не называть их словами. Либо покажите, как такие примеры решаете Вы, а он пусть просто смотрит (со стороны анализировать легче)) и на следующем примере говорить, что нужно сделать то же преобразование. Может дойдет :roll:
В любом случае заниматься придется долго :-(

(Оффтоп)

я не знаю, но явно детально описывать это, значит грузить мозг. Такое ощущение, что должен подключиться зрительный анализатор и сам все понять, но зрительный анализатор сам по себе...

 Профиль  
                  
 
 Re: умение вычислять по аналогии
Сообщение28.11.2012, 00:54 
Аватара пользователя


25/01/11
53
Sender в сообщении #650292 писал(а):
Попробуйте начать с азов

Это верно. Только копнуть надо глубже. Проверить умеет ли он складывать, вычитать, умножать и делить.

kda_ximik в сообщении #650291 писал(а):
Но при виде выражения я вновь увидел не понимание...

Это нормально.
Вспомните как вас учили в школе. Для понимания терминологии поначалу стоит оставлять знак умножения между числом и "Х".
И проверьте понимает ли он от куда берется это число. Например x+x=?
Если нет понимания докажите равенства:
$x=1\cdot x$
$x+x=2\cdot x$
$2\cdot x+x=3\cdot x$
Постепенно усложняйте, но пока складывать не научится не стоит переходить к вычитанию.
Можно даже домашнее задание дать порядка 20-ти примеров на складывание "х".
Потом переходите к вычитанию:
$x-x=?$

Кстати лучшая аналогия - деньги. Поверьте, работает безотказно.

 Профиль  
                  
 
 Re: умение вычислять по аналогии
Сообщение28.11.2012, 02:02 
Аватара пользователя


25/01/11
53
Только усугублять с деньгами не стоит. Постарайтесь не превышать планку в 100 рублей. Это все же ребенок. :lol:

 Профиль  
                  
 
 Re: умение вычислять по аналогии
Сообщение28.11.2012, 08:26 


29/05/12
238
Спасибо всем, кто поучаствовал в моей проблеме!!!
Со всеми полностью согласен! Одно такое занятие заставило меня подойти к урокам несколько иначе. Ранее я занимался и сейчас занимаюсь с учениками (химия, но я не преподаватель). С теми ребятами в какой-то степени было проще, т.к. не было необходимости объяснять или показывать как решаются показательные, степенные, логарифмические уравнения, строятся графики и т.д., я доносил им теорию кристаллического поля, гидролиз, уравнение Гесса и т.д., т.е основа науки МАТЕМАТИКА уже была в их головах, и требовалось только разъяснение конкретных прикладных вопросов науки ХИМИЯ.
А с новым учеником будет в точности наоборот. Придется донести такие понятия как "переменная", "коэффициент", "вынесение за скобку" и т.д. Вот тут и пригодятся такие понятия как "кирпич", "яблоко"! :D
Вот только мне кажется, что родители очень поздно опомнились...

 Профиль  
                  
 
 Re: умение вычислять по аналогии
Сообщение28.11.2012, 10:40 
Аватара пользователя


05/08/09
1658
родом из детства

(Оффтоп)

kda_ximik в сообщении #650291 писал(а):
P.S. уже не в первый раз слышу об очень низком уровне образования в военных заведениях! Жаль, что такая будет армия, которая, по идее, должна быть опорой и защитой государства

kda_ximik
Я Вам больше скажу, мало того, что туповаты, они ещё и хамоваты. :wink:
Цитата:
"чем больше в армии "дубов", тем крепче наша оборона"

 Профиль  
                  
 
 Re: умение вычислять по аналогии
Сообщение04.12.2012, 00:20 
Аватара пользователя


25/01/11
53
kda_ximik в сообщении #650833 писал(а):
Ранее я занимался и сейчас занимаюсь с учениками (химия, но я не преподаватель)

Вы, наверное, путаете такие понятия как "преподаватель" и "педагог".
Наш лектор по физике так и говорил, что воспримет как оскорбление, если его назовут педагогом, как и любой педагог обидится, если его назовут преподавателем.
Вы, как раз, преподаватель. Но чтобы обучить этого ребенка, надо стать педагогом. :wink:

 Профиль  
                  
 
 Re: умение вычислять по аналогии
Сообщение08.02.2013, 09:23 


29/05/12
238
kda_ximik в сообщении #650291 писал(а):
Как можно научить или заставить вычислять по аналогии? Ведь работа по образцу - это не только физика, математика или русский язык. Ведь ребенок с младенчества все делает по образцу, копирует родителей, в конце концов, учится говорить как окружающие!
Коллеги! Дайте, пожалуйста, совет! Как мне быть?

Спешу поделиться с Вами своей радостью! Еще пару месяцев назад я хватался за голову, что не могу справиться с учеником (алгебра). Тяжело это было - поднять с самых низов, научить делать порой даже элементарные вещи. Но сейчас мой ученик уже получил твердую "четверку по алгебре" за четверть! Родители его очень довольны и даже попросили уроки по геометрии. При этом по мальчику хорошо видно, что увереннее берется за задачу, смелее пишет. Причиной такого прогресса я вижу не в том, какой "замечательный и умный", нет, а в продавливании дисциплины. Заставлял его выполнять домашние работы, регулярно "отчитывал" маму, чтоб следила за выполнением работы. Неоднократно объяснял родителям и ученику, что я не смогу вложить в голову знания так, чтоб они остались как умение владеть ложкой. Для всего нужна тренировка. А математика, если ею не увлекаешься, на мой взгляд, тяжелейший вид спорта. А мальчик оказался достаточно ленивый! Складывается такое мнение, что в школе им преподаватели "мозг не канифолят" по поводу ДЗ. Жаль...
Сейчас ученик уже даже говорит, что алгебра ему проще, чем геометрия. Но радуется, когда при решении геом/задачи всплывает квадратное уравнение (тут он вспоминает алгебру).
я верю в своего ученика!

 Профиль  
                  
 
 Re: умение вычислять по аналогии
Сообщение08.02.2013, 12:22 


29/09/06
4552
А мне не удаётся заставить решать домашние задания и тренироваться. Каждый раз даются клятвы, что всё порешаю, и каждый раз "что смогла --- решила". Т.е. мизер. Капание маме на мозги не особо помогает.
И правда, как можно делать то, что "не задавали"? Это же глупо!
Как можно учиться делить-умножать, думать по путь, пройденный автобусом за 12 минут, когда в школе задают теорему Виета, и никаких автобусов не задавали?

Но успехи потрясающие. Было примерно 0+, стало примерно 3-. Вчера правильно раскрыла скобки в $\ldots-(3x+1)$. То, что 8-10 раз повторено мною на занятиях, в конце концов запоминается. $7\times7$ за два месяца запомнилось. Вместо прежнего ступора по любому поводу стали возникать самостоятельные мысли и разумные гипотезы по решению задач. Возникло желание поднять руку в школе на уроке по квадратным уравнениям (не знаю, чем кончилось). Перестала рисовать в тетрадке кошечек, пока я там старательно объясняю всякие глупости. Стала заглядывать в объяснения в учебнике.

Но я пока не верю в успех. Летом всё вылетит из головы.
Успех явно был бы более значимым, если бы я занимался пять раз в неделю (а значит, и она бы занималась 5 раз в неделю), и вчерашнее повторялось бы на следующий день. Но я этого не смогу и не захочу, даже если бы предложили.

Случай, когда ученик сказал --- "Какой я был дурак, что 9-й класс провёл на танцплощадке!" не повторится. Вот это был успех! (И было это в эру до появления "дискотек")

 Профиль  
                  
 
 Re: умение вычислять по аналогии
Сообщение08.02.2013, 14:29 
Заблокирован


12/08/09

1284
Самодуровка
kda_ximik
Весьма не плохо, но тут возникает вопрос сохраниться ли это если вы перестанете с ним заниматься?

 Профиль  
                  
 
 Re: умение вычислять по аналогии
Сообщение08.02.2013, 17:00 


29/05/12
238
Боюсь, что при остановке занятий все может завалиться. Как правило, тем ученикам, которым родители нанимают репетитора, рассматриваемый предмет абсолютно безразличен. Тут у меня к ним нет претензий! Таким ребятам нужно "подтянуть" предмет, получить "хотя бы" четверку, сдать ГИА/ЕГЭ и т.д. Ко второй группе относятся ребята, кто действительно интересуются предметом, хотят знать больше учебника и для этого ищут человека, способного дать интересующий материал. К сожалению, ни в химии, ни в математике мне такие не встречались...
Master! Вспомнился случай из моей практики. Занимался химией с первокурсницей Биофака МГУ. Проходили с ней всю общую химию и часть неорганики. Так вот. Разобрали с ней водородный показатель, константы диссоциаций и т.д. Вроде, все поняла. Продолжаем заниматься, но уже ОВР, уравнение Нернста и т.д. Вроде, опять все понимает. Даю ряд задач (типа контрольной), в которых объединил оба раздела - ученица "села", т.к. из головы полностью вылетели понятия рН и все что с этим связано. Итог, если регулярно не заниматься, то все опять провалится... :-(

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group