2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Задача на конечное поле
Сообщение06.06.2012, 23:56 


08/06/11
45
Построить расширение степени 2 поля $F_{11}$ и решить в нем уравнение $x^{2}+x+6=0$.

Перерыл кучу информации про расширения в полях Галуа и как-то не смог осознать(
Вроде задачка не сложная, но как-то не получается к ней подойти никак. Заранее спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача на конечное поле
Сообщение07.06.2012, 00:33 
Заслуженный участник


09/09/10
3729
Чудесным образом $x^2+x+6$ неприводим над $F_{11}$ — у него нет там корней, а раз степень всего-навсего два... Ну так вот, неприводимый многочлен есть. Строите расширение. Корни там известно какие — $\overline{x}$ и $\overline{x}^{11}$... все вроде?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача на конечное поле
Сообщение07.06.2012, 01:13 


08/06/11
45
Цитата:
Ну так вот, неприводимый многочлен есть. Строите расширение. Корни там известно какие — $\overline{x}$ и $\overline{x}^{11}$... все вроде?


А можно здесь поподробнее расписать, если не трудно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача на конечное поле
Сообщение07.06.2012, 01:21 
Заслуженный участник


09/09/10
3729
Расширение поля — это $F_{11}[x]/(x^2+x+6)$, которое можно мыслить как множество всех многочленов $F_{11}[x]$ степени не выше первой — как множество $\{ax+b\mid a,b\in F_{11}\}$ — где операция умножения производится по модулю $x^2+x+6$: чтобы перемножить $g(x)=a_1x+b_1$ и $h(x)=a_2x+b_2$, вы их перемножаете, делите с остатком получившийся многочлен на $x^2+x+6$; остаток и есть произведение $g(x)h(x)$. Пример: $(x+6)(x+5)=x^2+11x+30=1\cdot(x^2+x+6)+10x+2=10x+2$. Это понятно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача на конечное поле
Сообщение07.06.2012, 10:31 


08/06/11
45
Цитата:
Это понятно?


Да, это понятно! :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача на конечное поле
Сообщение07.06.2012, 19:12 
Заслуженный участник


09/09/10
3729
Тогда идем дальше. Существует теорема Ферма: Если $p\nmid a$, то $a^{p-1}\equiv1\pmod p$ — т.е. в поле $\mathbb Z_p$ верно равенство $a^p=a$. Также в этом поле верно очень полезное равенство $(a_1+a_2+\dots+a_n)^p=a_1^p+a_2^p+\dots+a_n^p$. Собственно, они верны и в полях $F_{p^m}$.

Ну так вот. $\overline x$ — корень $f(x)$ в $F_{11}[x]/f(x)$. Что насчет $\overline x^{11}$ — подставьте его в $f(x)$, замените все коэффициенты $a_i$ на $a_i^p$... вынесите общую степень $p$ за скобки :shock:

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача на конечное поле
Сообщение11.06.2012, 14:40 


08/06/11
45
Цитата:
$\overline x$ — корень


А как найти чему он равен?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача на конечное поле
Сообщение11.06.2012, 17:51 
Заслуженный участник


09/09/10
3729
correy
Странный вопрос. Как если бы речь шла об уравнении $x^2-1=0$, я бы сказал "$1$ — корень", и тут вы: "А как найти чему он равен?" Себе и равен. $\overline x$ — это элемент поля $F_{121}$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача на конечное поле
Сообщение11.06.2012, 18:09 


08/06/11
45
Цитата:
Странный вопрос. Как если бы речь шла об уравнении $x^2-1=0$, я бы сказал "$1$ — корень", и тут вы: "А как найти чему он равен?" Себе и равен. $\overline x$ — это элемент поля $F_{121}$.


Т.е. мы не рассматриваем конкретное поле и не находим конкретное значение?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача на конечное поле
Сообщение11.06.2012, 18:25 
Заслуженный участник


09/09/10
3729
correy в сообщении #583493 писал(а):
Т.е. мы не рассматриваем конкретное поле и не находим конкретное значение?

:shock:
Вот поле $F_{121} = \{ \overline0, \overline1, \overline2, \dots, \overline{10}, \overline x, \overline{x+1},\dots,\overline{x+10},\overline{2x}, \overline{2x+1},\dots,\overline{10x+10}\}$. Вот конкретный элемент этого поля: $\overline{x}$. Если вы его подставите в многочлен $f(x)=x^2+x+6$ вместо икса, то получите $f(\overline x)=\overline x^2+\overline x+\overline 6=\overline{x^2+x+6}=\overline{0}$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача на конечное поле
Сообщение12.06.2012, 12:53 


08/06/11
45
Цитата:
замените все коэффициенты $a_i$ на $a_i^p$... вынесите общую степень $p$ за скобки


$f({\overline x}^{11})={\overline x}^{22}+{\overline x}^{11}+\overline 6$. Получается так? И нужно привести по модулю?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача на конечное поле
Сообщение12.06.2012, 12:55 
Заслуженный участник


09/09/10
3729
correy в сообщении #583782 писал(а):
И нужно привести по модулю?

Нет. Меняйте $\overline6$ на $\overline6^{11}$ и выносите степень $11$ за скобки.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача на конечное поле
Сообщение12.06.2012, 13:11 


08/06/11
45
Цитата:
Нет. Меняйте $\overline6$ на $\overline6^{11}$ и выносите степень $11$ за скобки.


Тогда, мы получим
$f({\overline x}^{11})={\overline x}^{22}+{\overline x}^{11}+{\overline 6}^{11}=({\overline x}^{2}+\overline x+\overline 6)^{11}=0$.

И это ответ?:)

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача на конечное поле
Сообщение12.06.2012, 13:29 
Заслуженный участник


09/09/10
3729
Ну, еще неплохо бы было объяснить, почему вы были вправе провернуть такой трюк, а так да. Два корня вы нашли, больше корней быть не может.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача на конечное поле
Сообщение12.06.2012, 13:33 


08/06/11
45
Цитата:
Ну, еще неплохо бы было объяснить, почему вы были вправе провернуть такой трюк, а так да. Два корня вы нашли, больше корней быть не может.


Понятно, только я вот не понял, как у нас $\overline6$ превратилась в $\overline6^{11}$, если мы только изменили значение $x$?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 23 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group