2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Прошу оценить сложность задач.
Сообщение03.04.2012, 17:54 
Заморожен


10/10/11
109
Можете оценить вот эти олимпиадные задачи по сложности? Дело в том, что в следующем году хочу попробовать себя на олимпиаде такого уровня, но не знаю, сумею ли подготовиться за лето до такого уровня. Как вы думаете? На задание смотреть с точки зрения знаний и способностей 11-классника.
P.S. Склонность к математике есть. Годовая оценка 10, что редкость, но дело в том, что с олимпиадными заданиями работал уже давно. Хочется знать, можно ли за лето подготовиться до такого уровня ученику обычной школы с годовой оценкой по математике 10. Спасибо.
1. Докажите, что если действительные числа $x, y, z$ удовлетворяют равенствам $x^2+y=y^2+z=z^2+x$, то $x^3+y^3+z^3=xy^2+yz^2+zx^2$.
2.Четырёхугольник $ABCD$, в котором $AB = BC$ и $AD=3DC$, вписан в окружность. На диагонали $BD$ отмечена точка $R$ так, что $DR = 2RB$, а на отрезке $AR$ отмечена точка $Q$ так, что $\angleADQ = \angle BDQ$. Оказалось, что $\angle ABQ+\angle CBD=\angle QBD.  Пусть P - точка пересечения отрезка AB и прямой DQ . Найдите
$ \angle APD$.
3. Какое максимальное число плоскостей в пространстве можно выбрать так, чтобы нашлось 6 точек, удовлетворяющих следующим условиям:
а) на каждой из этих плоскостей находится не менее 4 из этих точек.
б) никакие из этих 4 точек не лежат на одной прямой.
4. Найдите хотя бы одно натуральное число $k$, для которого существуют такие натуральные числа $a, b, c,$, что:
$k^2+a^2 = (k+1)^2+b^2=(k+2)^2+c^2$.
5. Найдите все пары $(n;m)$ таких натуральных чисел $m \ge n \ge 3$, что в клетки таблицы $n$ x $m$ можно вписать какие-то числа ( в каждую клетку по одному числу) так, чтобы сумма чисел в каждом квадрате 2х2 была отрицательной, а сумма чисел в каждом квадрате 3х3 была положительной?

 Профиль  
                  
 
 Re: Прошу оценить сложность задач.
Сообщение03.04.2012, 19:28 
Заслуженный участник


20/12/10
9062
ZARATUSTRA в сообщении #555504 писал(а):
4. Найдите хотя бы одно натуральное число $k$, для которого существуют такие натуральные числа $a, b, c,$, что:
$k^2+a^2 = (k+1)^2+b^2=(k+2)^2+c^2$.
Это задача чересчур прямолинейна: исключаем $k$, получаем уравнение на $a$, $b$, $c$, находим частное решение и т.д. Наименьшее возможное значение $k$, удовлетворяющее условию задачи, равно $31$ ($a=12$, $b=9$, $c=4$). Вот найти бесконечно много натуральных $k$, удовлетворяющих указанному условию, было бы интересней.

 Профиль  
                  
 
 Re: Прошу оценить сложность задач.
Сообщение03.04.2012, 19:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/01/11
2641
СПб
1. Очень простая

2. Непонятно, что такое
ZARATUSTRA в сообщении #555504 писал(а):
что $\angleADQ = \angle BDQ$


3. Разобрать три случая: никакие три точки не лежат на одной прямой; есть тройка точек, лежащих на одной прямой; есть две тройки точек, лежащих на одной прямой

4. Здесь достаточно соображений четности, минимальное $k=31$.

Все такие $k$ соответствуют треугольным числам, представимым как сумма двух квадратов

5. На первый взгляд надо попытаться построить такую таблицу 4х4... кажется, уже не выйдет

 Профиль  
                  
 
 Re: Прошу оценить сложность задач.
Сообщение03.04.2012, 20:02 
Заморожен


10/10/11
109
Мне решение не нужно. Мне нужно знать сложность)
За сколько реально к такого плана задачам подготовиться ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Прошу оценить сложность задач.
Сообщение03.04.2012, 20:47 
Заслуженный участник


02/08/10
629
ZARATUSTRA в сообщении #555598 писал(а):
Мне решение не нужно. Мне нужно знать сложность)
За сколько реально к такого плана задачам подготовиться ?

Тяжело конечно ответить на этот вопрос, ведь многое зависит от вас, ваших знаний, смекалки, стремлений. Про оценку вас следовало бы уточнить, это 10 по 12-бальной системе в Украине, или же по 10-бальной в Белоруссии? Ну и к тому же оценка во многом зависит от школы. И интересно было б узнать, как вы справляетесь с задачами повышенной сложности, со звёздочкой что ли)
11 класс - это не хорошо. Уж сильно много олимпиадных тем, ну и уровень ваших задач, видимо, областной , там то есть и очевидные задачки, а есть и довольно тяжёлые.
Следующий год - это хорошо. По сути у вас много времени, чтоб готовится.
По поводу подготовки, что бы я посоветовал вам, да и в принципе это вполне очевидно: брать некую олимпиадную тему. Читаем кратенько теорию (олимпиадной теории в принципе то много не бывает=), берём примеры решённых задач, разбираемся в них. Берём ещё задачи, пытаемся самостоятельно решить, и если не получается, смотрим решение. Чем больше задач, тем лучше. После этого уже можно будет брать конкретно задачи с прошедших олимпиад, пробовать их решить, и если встречаете незнакомую тему, возвращаетесь к ней.
Главный принцип в олимпиадных задач - это то, что у вас в большинстве случаев не будет конкретных алгоритмов решения задач. Каждая задача имеет свою изюминку, но чем больше задач вы прорешаете, тем легче вам будет найти ключ к решению новой задачи.
Ну и 3-е место занять в олимпиаде вполне реально (у нас по крайней мере).
*Это всё моё ИМХО=)

 Профиль  
                  
 
 Re: Прошу оценить сложность задач.
Сообщение03.04.2012, 21:13 
Заморожен


10/10/11
109
MrDindows в сообщении #555636 писал(а):
ZARATUSTRA в сообщении #555598 писал(а):
Мне решение не нужно. Мне нужно знать сложность)
За сколько реально к такого плана задачам подготовиться ?

Тяжело конечно ответить на этот вопрос, ведь многое зависит от вас, ваших знаний, смекалки, стремлений. Про оценку вас следовало бы уточнить, это 10 по 12-бальной системе в Украине, или же по 10-бальной в Белоруссии? Ну и к тому же оценка во многом зависит от школы. И интересно было б узнать, как вы справляетесь с задачами повышенной сложности, со звёздочкой что ли)
11 класс - это не хорошо. Уж сильно много олимпиадных тем, ну и уровень ваших задач, видимо, областной , там то есть и очевидные задачки, а есть и довольно тяжёлые.
Следующий год - это хорошо. По сути у вас много времени, чтоб готовится.
По поводу подготовки, что бы я посоветовал вам, да и в принципе это вполне очевидно: брать некую олимпиадную тему. Читаем кратенько теорию (олимпиадной теории в принципе то много не бывает=), берём примеры решённых задач, разбираемся в них. Берём ещё задачи, пытаемся самостоятельно решить, и если не получается, смотрим решение. Чем больше задач, тем лучше. После этого уже можно будет брать конкретно задачи с прошедших олимпиад, пробовать их решить, и если встречаете незнакомую тему, возвращаетесь к ней.
Главный принцип в олимпиадных задач - это то, что у вас в большинстве случаев не будет конкретных алгоритмов решения задач. Каждая задача имеет свою изюминку, но чем больше задач вы прорешаете, тем легче вам будет найти ключ к решению новой задачи.
Ну и 3-е место занять в олимпиаде вполне реально (у нас по крайней мере).
*Это всё моё ИМХО=)

Спасибо. 10 в Белоруссии. Со звёздочкой - стык олимпиадной и школьной - решаю, но вот чисто олимпиадные - сложновато, ибо олимпиадами занимался в 7-8 классах. Это задачи с республиканской олимпиады.

 Профиль  
                  
 
 Re: Прошу оценить сложность задач.
Сообщение03.04.2012, 22:18 
Заблокирован


16/06/09

1547
alcoholist в сообщении #555585 писал(а):
Все такие $k$ соответствуют треугольным числам, представимым как сумма двух квадратов
Не понял, это как $31$ представимо как сумма квадратов?

я делал не так. Для того чтобы некоторое число имело 3 различных разложения на суммы квадратов, т.е. $k^2+a^2 = (k+1)^2+b^2=(k+2)^2+c^2$, оно должно иметь как минимум 3 различных простых множителя. Берём минимальное $5\cdot13\cdot17$, получаем требуемое $k=31$. Но это решение скорее случайный подбор, чем решение.
nnosipov в сообщении #555574 писал(а):
Вот найти бесконечно много натуральных $k$, удовлетворяющих указанному условию, было бы интересней.
Ага! Кажется это сводится к нахождению таких сумм квадратов, что $(p^2+q^2)-(m^2+n^2)=2$. Минимальные $(3^2+1^2)-(2^2+2^2)=2$ соответствуют $k=31$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Прошу оценить сложность задач.
Сообщение03.04.2012, 22:19 
Заморожен


10/10/11
109
ZARATUSTRA в сообщении #555669 писал(а):
MrDindows в сообщении #555636 писал(а):
ZARATUSTRA в сообщении #555598 писал(а):
Мне решение не нужно. Мне нужно знать сложность)
За сколько реально к такого плана задачам подготовиться ?

Тяжело конечно ответить на этот вопрос, ведь многое зависит от вас, ваших знаний, смекалки, стремлений. Про оценку вас следовало бы уточнить, это 10 по 12-бальной системе в Украине, или же по 10-бальной в Белоруссии? Ну и к тому же оценка во многом зависит от школы. И интересно было б узнать, как вы справляетесь с задачами повышенной сложности, со звёздочкой что ли)
11 класс - это не хорошо. Уж сильно много олимпиадных тем, ну и уровень ваших задач, видимо, областной , там то есть и очевидные задачки, а есть и довольно тяжёлые.
Следующий год - это хорошо. По сути у вас много времени, чтоб готовится.
По поводу подготовки, что бы я посоветовал вам, да и в принципе это вполне очевидно: брать некую олимпиадную тему. Читаем кратенько теорию (олимпиадной теории в принципе то много не бывает=), берём примеры решённых задач, разбираемся в них. Берём ещё задачи, пытаемся самостоятельно решить, и если не получается, смотрим решение. Чем больше задач, тем лучше. После этого уже можно будет брать конкретно задачи с прошедших олимпиад, пробовать их решить, и если встречаете незнакомую тему, возвращаетесь к ней.
Главный принцип в олимпиадных задач - это то, что у вас в большинстве случаев не будет конкретных алгоритмов решения задач. Каждая задача имеет свою изюминку, но чем больше задач вы прорешаете, тем легче вам будет найти ключ к решению новой задачи.
Ну и 3-е место занять в олимпиаде вполне реально (у нас по крайней мере).
*Это всё моё ИМХО=)

Спасибо. 10 в Белоруссии. Со звёздочкой - стык олимпиадной и школьной - решаю, но вот чисто олимпиадные - сложновато, ибо олимпиадами занимался в 7-8 классах. Это задачи с республиканской олимпиады.

Еще читаю квант и буду разибрать эту книжку - Как решают нестандартные задачи_Каннель-Белов, Ковальджи_МЦНМО, 2008, 4-е изд -96с.pdf

 Профиль  
                  
 
 Re: Прошу оценить сложность задач.
Сообщение03.04.2012, 22:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/01/11
2641
СПб
temp03 в сообщении #555723 писал(а):
Не понял, это как $31$ представимо как сумма квадратов?


а я этого и не говорил:) Я сказал "соответствует". Именно, если
$$
x^2+y^2=\frac{z(z+1)}{2},\quad x>y
$$
то
$$
k=4(x^2-y^2)-1,\quad a=4x,\quad b=2z+1,\quad c=4y
$$
и других наборов нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Прошу оценить сложность задач.
Сообщение03.04.2012, 23:35 
Заблокирован


16/06/09

1547
nnosipov в сообщении #555574 писал(а):
Вот найти бесконечно много натуральных $k$, удовлетворяющих указанному условию, было бы интересней.
Нашёл бесконечную серию решений: $k=4m^3-1$, $m>1$.
Или так:
$(4m^3-1)^2+(2m^2+2m)^2=(4m^3)^2+(2m^2+1)^2=(4m^3+1)^2+(2m^2-2m)^2$, $m>1$.

Гораздо сложнее доказать, что других решений нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Прошу оценить сложность задач.
Сообщение04.04.2012, 00:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/01/11
2641
СПб
temp03 в сообщении #555763 писал(а):
Нашёл бесконечную серию решений: $k=4m^3-1$, $m>1$.
Гораздо сложнее доказать, что других решений нет.


Решение $k=4\cdot 135-1=539$, $a=48$, $b=35$, $c=12$ не входит в эту серию

-- Ср апр 04, 2012 00:22:42 --

Взяв $x=(m^2+m)/2$, $y=(m^2-m)/2$ получим
alcoholist в сообщении #555734 писал(а):
$$ x^2+y^2=\frac{m^2(m^2+1)}{2},\quad x>y $$
,
откуда $k=4m^3-1$.

Но так не получить решения $k=539$, вытекающего из разложения
$$
12^2+3^2=\frac{17\cdot 18}{2}
$$

 Профиль  
                  
 
 Re: Прошу оценить сложность задач.
Сообщение04.04.2012, 11:48 
Заблокирован


16/06/09

1547
Да, действительно так. Все решения получаются из решения некоторого уравнения $p^2-q^2=m^2+1$. Моё решение охватывает лишь частный случай
$\begin{cases}
p+q=m^2+1\\
p-q=1
\end{cases}$
Легко формализуется, достаточно лишь заметить, что $m$ чётно.
Но и невооружённым глазом видно что есть масса других решений. Только вот как их формализовать в виде параметризации...

P.S.
Ваш случай даёт $35^2-18^2=30^2+1$. Здесь нетривиальное разложение:
$\begin{cases}
p+q=53\\
p-q=17
\end{cases}$
Но как его формализовать я не знаю. (числа $a,c$ получаются как $30\pm18$).

(Оффтоп)

Решением нашего уравнения будет:
$\begin{cases}
b=p\\
a=m+q\\
c=m-q\\
k=\dfrac{(m+q)^2-p^2-1}{2}
\end{cases}$

-- Ср апр 04, 2012 13:04:15 --

alcoholist в сообщении #555785 писал(а):
Но так не получить решения $k=539$, вытекающего из разложения
$$ 12^2+3^2=\frac{17\cdot 18}{2} $$
Мы с вами вокруг да около крутимся, а суть ухватить никак не можем. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Прошу оценить сложность задач.
Сообщение04.04.2012, 12:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/01/11
2641
СПб
temp03 в сообщении #555973 писал(а):
Все решения получаются из решения некоторого уравнения $p^2-q^2=m^2+1$



как?

 Профиль  
                  
 
 Re: Прошу оценить сложность задач.
Сообщение04.04.2012, 12:43 
Заблокирован


16/06/09

1547
ну я же написал как в оффтопе

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group