2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Числовая последовательность
Сообщение27.02.2012, 21:16 
Аватара пользователя


10/11/11
93
Kyiv

(Оффтоп)

ІІІ обласний етап олімпіади з математики для школярів Київщини, 26 лютого 2012 року, 11 клас

До конца неразрешенная мною вчера задача.
Дана числовая последовательность такая, что $a_1 = 2$, $a_{n+1}=a_n(a_n - 1)+1$. Найти дробную часть суммы $\frac{1}{2}+\frac{1}{3}+...+\frac{1}{a_{2012}}$.

На олимпиаде доказал две леммы. Во-первых:
Лемма 1. $a_1 \cdot a_2\cdot...\cdot a_n = a_{n+1} - 1 \forall n \in \mathbb{N}, n \geq 2$.
Легко показать это.
По базе индукции, при $n=2$: $a_1 \cdot a_2 = 2\cdot3=7 - 1 = a_3 - 1$.
Положим, что при некотором $n=k$ исполняется это утверждение. Действительно,
$a_1 \cdot a_2\cdot...\cdot a_k = a_{k+1} - 1$
Тогда при $n=k+1$:
$a_1 \cdot a_2\cdot...\cdot a_k \cdot a_{k+1} = (a_{k+1}-1)\cdot a_{k+1} = a_{k+2} - 1$
по условию и из предположения.
Поэтому утверждение правильно.
Лемма 2. Сумму вида $\frac{1}{2}+\frac{1}{3}+...+\frac{1}{a_n}$ можно представить в виде $\frac{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_n - 1}{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_n} \forall n \in \mathbb{N}, n \geq 2$.
Доказательство также базируется на методе мат.индукции.
При $n=2$: $\frac{1}{2}+\frac{1}{3}=\frac{5}{6}=\frac{2\cdot3-1}{2\cdot3}$.
Пусть при некотором $n=k$: $\frac{1}{2}+\frac{1}{3}+...+\frac{1}{a_k} = \frac{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_k - 1}{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_k}$.
Тогда при $n=k+1$:
$\frac{1}{2}+\frac{1}{3}+...+\frac{1}{a_k}+\frac{1}{a_{k+1}} = \frac{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_k - 1}{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_k} + \frac{1}{a_{k+1}} = \frac{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_k \cdot a_{k+1} - a_{k+1} + a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_k}{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_k \cdot a_{k+1}} =  \frac{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_k \cdot a_{k+1} - (a_{k+1}-1) + a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_k - 1}{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_k \cdot a_{k+1}} = \frac{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_k \cdot a_{k+1} - 1}{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_k \cdot a_{k+1}}$
по предположению и 1-й лемме соответственно.

Тогда $\frac{1}{2}+\frac{1}{3}+...+\frac{1}{a_{2012}} = \frac{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_{2012} - 1}{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_{2012}} = 1 - \frac{1}{a_{2013}-1}$.

А далее у меня большая просьба помочь с решением. Ясно, что дробная часть суммы и есть сама сумма. А вот с вычислением как быть...

(Оффтоп)

В 10-м классе была аналогичная задача, но там требовалось доказать, что целая часть этой суммы равна нулю. Собственно, я это уже доказал.
P.S. У моего преподавателя есть предположение, что задачу на область прислал товарищ dm (форумчане, думаю, понимают, о ком я)) ). Хотя, может и ошибается...

 Профиль  
                  
 
 Re: Числовая последовательность
Сообщение27.02.2012, 21:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


14/02/07
2648
Похоже на корявое условие. Точной формулы "нет": A000058. Так что замысел авторов непонятен.

 Профиль  
                  
 
 Re: Числовая последовательность
Сообщение27.02.2012, 21:56 
Аватара пользователя


10/11/11
93
Kyiv
Хорхе в сообщении #543299 писал(а):
Похоже на корявое условие. Точной формулы "нет": A000058. Так что замысел авторов непонятен.

Хорхе
Вполне возможно, во-всяком случае, я это "точную формулу" также не получил ни символьным, ни численным вычислением, ни переведением последовательности из рекурентной в общую, ни введением дополнительных последовательностей... Или тут очень "олимпиадный" подход. Мне почему-то кажется, что задача "искусственная", т.е., было решение - сделали задачу, и для решения надо применять неочевидный подход или последовательность. Или как однажды было на Всеукраинской олимпиаде по математике, когда на разборе задач автор сказал "Жюри знает решение задачи" и ушел, так как дали задачу, не зная решение (которое на тот момент так и не было приведено, к сожалению, не скажу, что именно за задача, но слышал из уст разных преподавателей).
Можно ещё заметить, что $a_{n+1} - a_n = (a_n - 1)^2$. Тогда после суммирования 2012 последовательных таких записей $a_{2013} = (a_1 - 1)^2 + (a_2 - 1)^2 + ... +(a_2012 - 1)^2$. Можно ещё пытаться выводить что-то из произведения по лемме 1, но оно по спуску превратится в гигантское сложение, которое имеется уже по определению, так как из него и получено.

 Профиль  
                  
 
 Re: Числовая последовательность
Сообщение27.02.2012, 22:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


14/02/07
2648
Тут даже олимпиадный подход не поможет. Дело ведь какое. Это последовательность довольно стандартная, имеет имя, маленький номер в OEIS, статью в википедии. То есть много людей ковыряли, думали. И все, до чего додумались - формула Варди
$$
a_n=[c^{2^n}+1/2]
$$
с какой-то совершенно непонятной постоянной $c$.

От Вас же потребовали фактически выписать 2013-й член последовательности. Вооружившись техникой, Вы могли бы, конечно, его выписать, но я думаю, бумаги для этого не хватило бы у всех участников. Или можно было бы записать его через формулу Варди, но опять-таки, вопрос в постоянной $c$, которая не пойми чему равна. Чтобы достичь необходимой точности, Вам пришлось бы выписать тысячу (или тысячи) знаков $c$.

Короче говоря, задача составителям не удалась: решить ее участники не могли никак. Если бы задание было "найдите первые 1000 знаков после запятой в числе ...", то с ней можно было бы справиться, в этой формулировке - нет.

Думаю, dm к этому безобразию непричастен :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Числовая последовательность
Сообщение27.02.2012, 22:38 
Аватара пользователя


10/11/11
93
Kyiv
Хорхе
Это да...Даже не знаю, честно говоря. Но то, что задача серьезна - это согласен. Но все же, может будут какие-то дополнительные рассуждения, приближающие к решению...
А кстати, какие бы были предложения по решению задачи в Вашей формулировке? :) Просто не сказал бы, что задача из простых. Хотяя...На олимпиаде тысячу знаков и не дали бы) Хотя... какая гарантия, что это не девятки?)

 Профиль  
                  
 
 Re: Числовая последовательность
Сообщение27.02.2012, 23:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/12/11
640
Україна

(Оффтоп)

Хорхе в сообщении #543312 писал(а):
Это последовательность довольно стандартная, имеет имя, маленький номер в OEIS, статью в википедии.
Маленький номер в OEIS - это даже круче, чем нули в номерах автомобилей 8-)

Nikys в сообщении #543319 писал(а):
Хорхе
Это да...Даже не знаю, честно говоря. Но то, что задача серьезна - это согласен. Но все же, может будут какие-то дополнительные рассуждения, приближающие к решению...
А кстати, какие бы были предложения по решению задачи в Вашей формулировке? :) Просто не сказал бы, что задача из простых. Хотяя...На олимпиаде тысячу знаков и не дали бы) Хотя... какая гарантия, что это не девятки?)
По индукции просто доказать (очень грубую) оценку $a_n>2^{2^{n-2}}$ для любого $n$. Из неё, из формулы $S=\frac{1}{2}+\frac{1}{3}+...+\frac{1}{a_{2012}} = 1 -\frac{1}{a_{2013}-1}$, а также из того, что $2^{10}>10^3$, получаем, что $1-\dfrac 1 {10^{3 \cdot 10^{602}}} \leqslant S < 1$, а это означает, что девяток в десятичной записи $S$ не менее $3 \cdot 10^{602}$, т.е. более чем достаточно, чтобы исписать любую олимпиадную тетрадь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Числовая последовательность
Сообщение28.02.2012, 00:18 
Заслуженный участник


02/08/10
629
Nikys в сообщении #543289 писал(а):
Тогда $\frac{1}{2}+\frac{1}{3}+...+\frac{1}{a_{2012}} = \frac{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_{2012} - 1}{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_{2012}} = 1 - \frac{1}{a_{2013}-1}$.

Быть может это и есть ответ?
Дробную часть ведь нужно "найти", а не "вычислить")

 Профиль  
                  
 
 Re: Числовая последовательность
Сообщение28.02.2012, 00:28 
Аватара пользователя


10/11/11
93
Kyiv
MrDindows
Оригинально, я даже не задумался! :mrgreen: Вполне возможно))

 Профиль  
                  
 
 Re: Числовая последовательность
Сообщение28.02.2012, 15:27 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


14/02/07
2648
Если авторы имели в виду такое, то это еще пущее безобразие, ведь нормальный участник олимпиады не будет считать это окончательным ответом. Хоть он, конечно, и запишет все, что ему удалось доказать, он будет продолжать тратить свое время на эту задачу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Числовая последовательность
Сообщение29.02.2012, 23:52 
Аватара пользователя


10/11/11
93
Kyiv
Хорхе
Уточню степень безобразия.
Цитата:
Знайти дробову частину числа, що є значенням виразу

То есть, задача действительно нерешаема. Представить её в зависимости от n-го члена тоже невозможно.

-- 29.02.2012, 22:53 --

Хорхе в сообщении #543487 писал(а):
Если авторы имели в виду такое, то это еще пущее безобразие, ведь нормальный участник олимпиады не будет считать это окончательным ответом. Хоть он, конечно, и запишет все, что ему удалось доказать, он будет продолжать тратить свое время на эту задачу.

Что произошло. Но по условию - это не конечный ответ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Числовая последовательность
Сообщение01.03.2012, 10:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5500
Нов-ск
Nikys в сообщении #543289 писал(а):
Лемма 2. Сумму вида $\frac{1}{2}+\frac{1}{3}+...+\frac{1}{a_n}$ можно представить в виде $\frac{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_n - 1}{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_n} \forall n \in \mathbb{N}, n \geq 2$.
Доказательство также базируется на методе мат.индукции.
При $n=2$: $\frac{1}{2}+\frac{1}{3}=\frac{5}{6}=\frac{2\cdot3-1}{2\cdot3}$.
Пусть при некотором $n=k$: $\frac{1}{2}+\frac{1}{3}+...+\frac{1}{a_k} = \frac{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_k - 1}{a_1 \cdot a_2 \cdot ... \cdot a_k}$.
Тогда при $n=k+1$:
$\frac{1}{2}+\frac{1}{3}+...+\frac{1}{a_k}+\frac{1}{a_{k+1}} $


Тогда при $n=k+1$:
$\frac{1}{2}+\frac{1}{3}+...+\frac{1}{a_{k+1}-1}+\frac{1}{a_{k+1}} $

 Профиль  
                  
 
 Re: Числовая последовательность
Сообщение01.03.2012, 19:43 
Аватара пользователя


10/11/11
93
Kyiv
TOTAL

(Оффтоп)

Мм? Немного не понял.

 Профиль  
                  
 
 Re: Числовая последовательность
Сообщение02.03.2012, 09:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5500
Нов-ск
Nikys в сообщении #544330 писал(а):
Мм? Немного не понял.

Надо найти сумму $\frac{1}{2}+\frac{1}{3}+...+\frac{1}{a_{k+1}-1}+\frac{1}{a_{k+1}} $, а не $\frac{1}{2}+\frac{1}{3}+...+\frac{1}{a_{k}}+\frac{1}{a_{k+1}} $

 Профиль  
                  
 
 Re: Числовая последовательность
Сообщение05.03.2012, 07:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/12/11
640
Україна
Не знаю, какой ответ хотел увидеть автор этой задачи, но мне удалось вывести следующую формулу: $$a_n=g(c^{2^n})+1, \eqno(1)$$ где $$g(x)=x-\frac 1 2-\frac 1 {8x} - \frac 9 {128x^3} - \frac 9 {1024x^5} - \dots - \frac {b_n} {x^{2n-1}} - \dots$$ (подробнее см. это сообщение), а константа $c$ определяется как $c=\sqrt {t}$, где $t$ - единственный положительный корень уравнения $g(t)=1$. Считать формулу $(1)$ явным видом или нет - личное дело каждого. С одной стороны, от одной последовательности $(a_n)$ мы перешли к другой - $(b_n)$, да ещё и к бесконечному ряду. С другой - перешли от дискретного к непрерывному случаю, который анализировать гораздо удобнее. И никаких целых частей, как в вышеупомянутой формуле Варди, так что прогресс налицо. Начинать последовательность $(a_n)$ можно с любого числа, большего $1$, формула $(1)$ будет отличаться только константой $c$. Можно также заменить степени вида $c^{2^n}$ на $2^{2^{n+k}}$, где $k=\log_2 \log_2 c$ - тогда $k$ будет иметь наглядный смысл индекса (возможно, дробного), на который смещается последовательность при замене начального значения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Числовая последовательность
Сообщение06.03.2012, 21:09 
Аватара пользователя


10/11/11
93
Kyiv
Цитирую составителя задачи, называйте как хотите:
Н.В.П. писал(а):
Существуют задачи сформулированные корректно, а есть такие, которые заставляют задуматься. Первоначально задача формулировалась как поиск целой части последовательности и была представлена для 10 класса. Я же предложил немножечко усложнить задачу и предложить 11 классу найти дробную часть суммы. Задача состояла в том, чтобы не только доказать, что сумма меньше единицы, но и преодолеть этот барьер "трех точек", представив сумму в более простом виде. Более того, последовательность задана рекуррентно и, если вы попробуете вернуться к первому члену последовательности, то заметите, что она не имеет общей формулы для n-го члена. Так что, ваше решение и есть ответ задачи.


Спасибо всем за измышления. Много узнал в теме полезного, да и немного вперед продвинулась проблема. Думаю, тема "что имели в виду составители" теперь закрыта. Предлагаю оставить тему в виде "Последовательность Сильвестера и египетские дроби" как открытый научный вопрос.

-- 06.03.2012, 20:15 --

TOTAL
Да нет, сумма то задана в виде:
$f(n)=\sum\limits_{i=1}^n \frac{1}{a_i}$, $f:\mathbb{N} \rightarrow \mathbb{R}$

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group