2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Газовые/керосиновые микротурбины (до 10 кВт)
Сообщение07.10.2009, 12:41 


21/03/06
1545
Москва
Их характеристики: 3...7 кВт, 1 кг собственного веса (без топлива), ресурс - сотни часов. Модное сейчас направление в авиамоделировании. Даже продаются готовые в специализированных магазинах (около 50 тыс. руб за штуку).

Вот здесь довольно много информации на эту тему.
Есть четыре канонических книжки на эту тему (Kurt Schreckling, Thomas Kamps )- с чертежами, расчетами, рекомендациями по сборке (кому интересно - напишите, вышлю).

В общем ребята очень длительное время пытались смасштабировать (а в конце концов получили собственные уникальные модели) большие турбины на малые мощности.

По их расчетам (и экспериментальным данным) довольно оптимальная микротурбина (двухвальная) с давлением за компрессором в районе 1,3 бара при механической мощности на турбинном колесе около 7 кВт потребляет около 15 л топлива в час (керосин, ДТ и т.п.). Коэффициент использования топлива, как Вы понимаете, мизерен, хотя для авиамоделирования приемлем.

Теперь вопрос: в чем принципиальная причина столь низкого КПД по топливу, и как его улучшить (для сравнения расход аналогиченого дизельного двигателя составляет около 2,5...3 л/час при номинальной загрузке 7 кВт)?
Нормальные, "большие" турбины мощностью от нескольких мегаватт имеют сравнимый с ДВС КПД по топливу (или даже чуть больший).

-- Ср окт 07, 2009 12:50:07 --

Есть идея использовать данные агрегаты в качестве мини-электростанций аналогичных дизель-генераторным, но всеядные (керосин, бензин, ДТ, биотопливо, пропан и т.п.) и с отличными масса-габаритными показателями. Все расчеты уже сделал, генераторы подобрал, а вот с топливом - неувязочка. Все преимущества в весе (да и в деньгах) съедает :).

 Профиль  
                  
 
 Re: Газовые/керосиновые микротурбины (до 10 кВт)
Сообщение07.10.2009, 15:42 


06/10/09
63
Цитата:
при механической мощности на турбинном колесе около 7 кВт потребляет около 15 л топлива в час

Наверное речь идет о турбореактивных двигателях. А ее главное назначение - создавать реактивную тягу позади ее. Разумеется, если использовать только механическую мощность, создаваемою на оси компрессора, "далеко не уедешь". Почти вся энергия выходит вместе с перегретыми, быстро движущимися газами. Если вы хотите получить большое кол-во энергии, то тут надо присоединить газовую турбину, с холодильником, например Лаваля и тогда и КПД будет побольше чем у дизеля и всеядность сохраниться. А вообще такое уже давно на вертолеты и на танки ставиться.
Хотя может я и ошибаюсь, и здесь приведена тяговая мощность движка, тогда это можно объяснить неполным сгоранием....но тут же четко написано
Цитата:
при механической мощности на турбинном колесе около 7 кВт

 Профиль  
                  
 
 Re: Газовые/керосиновые микротурбины (до 10 кВт)
Сообщение07.10.2009, 21:07 


21/03/06
1545
Москва
Нет. В третьей книжке Kurt'а Schkreckling'а речь идет именно о турбовинтовых двигателях, т.е. помимо компрессорного колеса и турбины, работающей на него (обычно ее называют турбина высокого давления, ТВД) имеется еще настоящее турбинное колесо (турбина низкого давления, ТНД), с вала которой и снимается механическая мощность. Другое дело что у него эта энергия крутит лопасти винта, а я хочу подсоединить к генератору. Там и расчеты есть, и графики.

На вертолеты и танки ставятся турбины мощностью от 30 кВт минимум (во всяком случае я меньше не встречал) и, естественно образмеренные в разы - массы у них десятки килограмм (хотя и ресурс в разы больше, не спорю). А тут речь идет именно о микротурбинах, грубо говоря, помещающихся на ладони(!).

Знаю точно, что без всяких дополнительных теплообменников и т.п. классическая "взрослая" ГТУ мощностью несколько мегаватт имеет КПД от 28 (разработки 30-х годов прошлого века) до 42% (современные импортные "вылизанные" турбины). Почему же для микротурбин так сильно падает КПД? Микритурбины вращаются с частотой вращения до 120 000 об/мин ТВД - может в этом дело? Или Kurt Schreckling просто не стал заморачиваться? Какие-нибудь пояснения бы...

 Профиль  
                  
 
 Re: Газовые/керосиновые микротурбины (до 10 кВт)
Сообщение08.10.2009, 11:07 
Заслуженный участник


07/07/09
5408
e2e4 в сообщении #249919 писал(а):
речь идет именно о микротурбинах, грубо говоря, помещающихся на ладони(!).
...
Какие-нибудь пояснения бы...

Может растут потери тепла - объем камеры сгорания уменьшается в кубе, а поверхность теплоотдачи в квадрате от размера (если спичку уменьшить в 10 раз , она наверняка не загорится).
И вязкость воздуха имеет большее значение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Газовые/керосиновые микротурбины (до 10 кВт)
Сообщение08.10.2009, 11:22 


21/03/06
1545
Москва
Цитата:
Может растут потери тепла - объем камеры сгорания уменьшается в кубе, а поверхность теплоотдачи в квадрате от размера (если спичку уменьшить в 10 раз , она наверняка не загорится).
И вязкость воздуха имеет большее значение.

А как потери тепла влияют на работу турбинного двигателя? Я действительно не понимаю...

Вязкость воздуха - это понятно. Т.е. вы хотите сказать, что для газотурбинного двигателя существует некий минимальный размер, после которого дальнейшее уменьшение ведет к резкому увеличению удельного расхода топлива, т.е. сам принцип преобразования хим. энергии в механическую а-ля ГТУ не реализуем в малых размерах?

-- Чт окт 08, 2009 11:28:17 --

Qx15(RUS) писал(а):
Если вы хотите получить большое кол-во энергии, то тут надо присоединить газовую турбину, с холодильником, например Лаваля и тогда и КПД будет побольше чем у дизеля и всеядность сохраниться. А вообще такое уже давно на вертолеты и на танки ставиться.

Не могли бы вы пояснить, что за зверь такой - холодильник Лаваля (имеется ввиду сопло Лаваля?)? И как наличие подобного устройства на выходе из турбины позволит снять с нее больше мощности без дополнительного расхода топлива?

="Qx15(RUS) писал(а):
Хотя может я и ошибаюсь, и здесь приведена тяговая мощность движка, тогда это можно объяснить неполным сгоранием....

Как я уже написал выше, мощность все-таки механическая, снимаемая со второго колеса. А по поводу сгорания - Курт в своей книжке пишет, что сгорание практически полное, да и если посмотреть видео подобных турбин - на youtube его много - то видно, что заметное задымление есть только при пуске. При работе выхлоп абсолютно чистый как правило, что косвенно подстверждает слова Курта.

 Профиль  
                  
 
 Re: Газовые/керосиновые микротурбины (до 10 кВт)
Сообщение08.10.2009, 20:14 


22/09/09
275
e2e4 в сообщении #249919 писал(а):

Знаю точно, что без всяких дополнительных теплообменников и т.п. классическая "взрослая" ГТУ мощностью несколько мегаватт имеет КПД от 28 (разработки 30-х годов прошлого века) до 42% (современные импортные "вылизанные" турбины). Почему же для микротурбин так сильно падает КПД? Микритурбины вращаются с частотой вращения до 120 000 об/мин ТВД - может в этом дело? Или Kurt Schreckling просто не стал заморачиваться? Какие-нибудь пояснения бы...

Да Вы сами уже ответили: "...современные импортные "вылизанные" турбины".
Задумайтесь что это такое? Это "вылизывание" (расчетно-экспериментальное) как всей проточной части турбины, так и ее отдельных компонент. Конструкция лопаток чего только стоит! Это очень большие затраты денег и людских ресурсов. Сименс на разработку ГТУ SGT5-PAC-4000F (с турбиной 270 Мвт) потратил более 2 млрд. евро! Очевидно, что затраты на "вылизывание" микротурбин тоже должны быть немалые, но SGT5-PAC-4000F стоит порядка 50 млн. евро, и тут Сименс затраты может "отбить", а вот в случае микротурбин - бабушка надвое сказала!

 Профиль  
                  
 
 Re: Газовые/керосиновые микротурбины (до 10 кВт)
Сообщение09.10.2009, 01:12 


21/03/06
1545
Москва
Да, но не в пять же раз хуже, чем КПД аналогичного дизеля, правда? "Вылизывание" - это проценты, но не в разы. Тут какая-то загвоздка принципиальная, мне кажется. Или турбина работает совсем не "в режиме", и ее надо как-то настроить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Газовые/керосиновые микротурбины (до 10 кВт)
Сообщение09.10.2009, 07:37 


22/09/09
275
e2e4 в сообщении #250271 писал(а):
Да, но не в пять же раз хуже, чем КПД аналогичного дизеля, правда? "Вылизывание" - это проценты, но не в разы. Тут какая-то загвоздка принципиальная, мне кажется. Или турбина работает совсем не "в режиме", и ее надо как-то настроить.

Турбины рассчитываются на использование в номинальном режиме работы (на 100% мощности). Именно в этом случае имеется максимальный КПД. При работе на пониженной мощности КПД быстро падает (именно в переходе от оптимального расчетного режима к неоптимальным и ухудшаются ТЭПы турбин).
А в Вашем случае как определялся оптимальный (расчетный) режим работы микротурбины? Поняв, насколько текущий режим работы отличается от расчетного, можно говорить уже о других причинах плохого КПД.

 Профиль  
                  
 
 Re: Газовые/керосиновые микротурбины (до 10 кВт)
Сообщение09.10.2009, 10:27 
Заслуженный участник


07/07/09
5408
e2e4 в сообщении #250024 писал(а):
т.е. сам принцип преобразования хим. энергии в механическую а-ля ГТУ не реализуем в малых размерах?


Из опыта видно, что зажженная спичка, костер и пожар несколько различные явления.
Горение само поддерживающийся процесс, вероятно он состоит из нескольких последовательных стадий, которые не успевают реализоваться в полной мере при малом объеме.
Например, космические лучи довольно энергичны, но не все смеси самопроизвольно возгораются или взрываются , видимо есть порог энергии, ниже которого процесс горения затухает.

 Профиль  
                  
 
 Re: Газовые/керосиновые микротурбины (до 10 кВт)
Сообщение09.10.2009, 13:55 


22/09/09
275
Xey в сообщении #250330 писал(а):
e2e4 в сообщении #250024 писал(а):
т.е. сам принцип преобразования хим. энергии в механическую а-ля ГТУ не реализуем в малых размерах?


Из опыта видно, что зажженная спичка, костер и пожар несколько различные явления.
Горение само поддерживающийся процесс, вероятно он состоит из нескольких последовательных стадий, которые не успевают реализоваться в полной мере при малом объеме.
Например, космические лучи довольно энергичны, но не все смеси самопроизвольно возгораются или взрываются , видимо есть порог энергии, ниже которого процесс горения затухает.

Если бы речь шла о субмолекулярном или молекулярном уровне процессов, я бы согласился, но здесь другой случай. где нет разницы между спичкой и вселенским пожаром. Простой вопрос: с каким допуском изготовляются лопатки турбины? Предположим, что допуск в обоих случаях составляет 0.01 % от размера лопатки (вроде хорошая точность изготовления?). Для турбины 270 Мвт это ~ 0.1 мм, а теперь посчитайте допуск для микротурбины!? Это уже субмикронный уровень! Следовательно и все оборудование для изготовления микротурбин должно ориентироваться на субмикронный уровень! А это уже хайтек! Очень сомневаюсь, что высокие технологии там присутствуют - ведь это не космос и не оборонка. а ширпотреб. Отсюда вывод: нет хайтека - нет высокого КПД!

 Профиль  
                  
 
 Re: Газовые/керосиновые микротурбины (до 10 кВт)
Сообщение09.10.2009, 15:05 


21/03/06
1545
Москва
Так. За выходные постараюсь перелопатить книжки и написать сюда выжимку о конструкции, расчете и технологии микротурбин. Может быть, Вы сможете тогда посоветовать, в какую сторону двигаться, чтобы увеличить КПД, или поставить на этой идее крест.

 Профиль  
                  
 
 Re: Газовые/керосиновые микротурбины (до 10 кВт)
Сообщение09.10.2009, 21:57 


06/10/09
63
e2e4 в сообщении #250024 писал(а):
Не могли бы вы пояснить, что за зверь такой - холодильник Лаваля (имеется ввиду сопло Лаваля?)? И как наличие подобного устройства на выходе из турбины позволит снять с нее больше мощности без дополнительного расхода топлива?

Не холодильник, а турбина с доп. холодильником. Расход топлива увеличиться, но с ним возрастет и КПД. Просто все "в трубу" вылетает, а то, что вы там с одной пары лопаток забираете, сущие проценты. Ставьте дополнительные. Те же "импортные" имеют не одну и не десять.

-- Пт окт 09, 2009 21:58:44 --

Крест пока рано ставить...Мы еще не уперлись в "тупик" :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Газовые/керосиновые микротурбины (до 10 кВт)
Сообщение10.10.2009, 21:02 
Заблокирован
Аватара пользователя


27/07/06

1301
Тольятти
e2e4: Крест на идее ставить явно преждевременно. Ведь,например,на некоторых крылатых ракетах малые газотурбинные двигатели давно и успешно работают... Далее,Вы начали свои поиски и конструкторские проработки с некоторой зарубежной книги-пособия. А ведь есть,например, и прекрасные отечественные ВУЗовские учебники по конструированию газотурбинных двигателей. Их можно найти ,например,в том же МАИ...

 Профиль  
                  
 
 Re: Газовые/керосиновые микротурбины (до 10 кВт)
Сообщение11.10.2009, 01:25 


06/10/09
63
e2e4 в сообщении #249739 писал(а):
По их расчетам (и экспериментальным данным) довольно оптимальная микротурбина (двухвальная) с давлением за компрессором в районе 1,3 бара при механической мощности на турбинном колесе около 7 кВт потребляет около 15 л топлива в час (керосин, ДТ и т.п.). Коэффициент использования топлива, как Вы понимаете, мизерен, хотя для авиамоделирования приемлем.

То есть вы хотите сказать, что их КПД= 3.9% Можно узнать, какая у них сила тяги?

-- Вс окт 11, 2009 01:35:33 --

Т.е. Вы спрашиваете, куда делись оставшиеся 176КВт Мощности?

 Профиль  
                  
 
 Re: Газовые/керосиновые микротурбины (до 10 кВт)
Сообщение11.10.2009, 10:24 


22/09/09
275
Qx15(RUS) в сообщении #250807 писал(а):
e2e4 в сообщении #249739 писал(а):
По их расчетам (и экспериментальным данным) довольно оптимальная микротурбина (двухвальная) с давлением за компрессором в районе 1,3 бара при механической мощности на турбинном колесе около 7 кВт потребляет около 15 л топлива в час (керосин, ДТ и т.п.). Коэффициент использования топлива, как Вы понимаете, мизерен, хотя для авиамоделирования приемлем.

То есть вы хотите сказать, что их КПД= 3.9% Можно узнать, какая у них сила тяги?

-- Вс окт 11, 2009 01:35:33 --

Т.е. Вы спрашиваете, куда делись оставшиеся 176КВт Мощности?

Давайте посчитаем!
Возьмем топливо - керосин по ГОСТ-10227-86.
Теплотворная способность = 43120 кДж/кг;
Плотность при 20 гр.С = 780 кг/куб. метр;
Получаем массовый расход керосина = 15 л/час = 15/3600=0.00417 л/сек х 0.780 кг/л= 0.00325 кг/сек;
Теоретическая мощность, которую может дать идеальный двигатель сжигая такой расход керосина = 0.00325 кг/с х 43120 кДж/кг = 140.14 кДж/с = 140.14 кВт!
Итого КПД 7-ми киловаттного движка на этом же расходе топлива составляет:
КПД = 7 / 140.14 х 100% = 4.995 %!
Вопрос: Либо - ошибка в данных по расходу топлива, либо - "На хрена такой движок нужен!".

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 71 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: photon, profrotter, Парджеттер, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group