2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Происхождение философии и религии по Аль-Фараби
Сообщение22.02.2009, 23:00 


05/01/09
122
г.Актау, Мангистауская обл., Казахстан
Избранные трактаты.
Абу Наср Мухаммад Аль-Фараби. (870-950):

"Из философии возникла религия. Это возникает тогда, когда философия после достоверной аподейктики достигает совершенного превосходства. Религия стала отличаться от всех силлогистических искусств местом и порядком.

У философии и у ее людей нет власти над той религии и над ее людьми, но есть идея откалывания, а людей этой идеи называют отколовшимися. Религия получает немного помощи от философии, но и нет гарантии в том, что философия и люди философии получили бы огромный вред от той религии и ее людей. А потому может быть, что люди (философии) вынуждены в этом (случае) противодействовать людям религии, требуя благополучия для философов. Они освобождаются от того, чтобы противодействовать самой религии, но противодействуют, в их мнении, тогда, когда они стремятся объяснить то, что в их религии являются образами.
А если религия следовала порочной философии, а затем к ним пришла правильная аподейктическая философия, то философия противодействовала бы той религии в всех отношениях, а религия противодействовала бы в философии в совокупности. И каждая желала бы уничтожить другую. И та из них, которая одержит вверх и укрепится в душах, уничтожит другую, и та из них, которая победит другую, уничтожит ее....

...Что касается цели, к которой стремятся изучая философию, то это - познание Всевышнего Творца, единого и неизменного, являющегося причиной, движущей все вещи. И это потому, что Он - устроитель мира сего в своем великодушии, своей мудрости и справедливости. Деятельность же философа должна во всем уподобляться, по мере сил человеческих, деятельности Творца".

Перевод с арабского доктор философских наук М.С. Бурабаев. Институт философии, Национальная академия наук Республики Казахстан. Алматы "Гылым" 1994 год. ISBN 5-628-01461-3

У меня возникает вопрос, может ли религия выделится из философии, подобно тому как химия из физики?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение22.02.2009, 23:39 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
Сомневаюсь я, что химия выделилась из физики…

Думаю, религия выделиться из философии может. Мы, разумеется, не берём в рассмотрение случаи, когда они изначально сосуществовали вместе (в каком-нибудь пифагорействе) или же философия обрела черты религии под влиянием внешних довлеющих обстоятельств (примеров не приведу, но обстоятельства могут довлеть сильно).

Известен пример того, как философия стала чем-то вполне религиозным и мистическим исходя из внутренней логики развития.
Именно, неоплатонизм возник из платонизма за счёт уделения повышенного внимания теме «Единого», а оно, по итогам тщательного анализа, оказалось чем-то таким, чему вполне можно молиться (или, по крайней мере, впадать в мистический экстаз, думая о нём).

Написанное к Аль-Фараби имеет мало отношения, но спасибо за интересный фрагмент.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение23.02.2009, 11:40 


05/01/09
122
г.Актау, Мангистауская обл., Казахстан
luitzen писал(а):
Сомневаюсь я, что химия выделилась из физики…

Думаю, религия выделиться из философии может. Мы, разумеется, не берём в рассмотрение случаи, когда они изначально сосуществовали вместе (в каком-нибудь пифагорействе) или же философия обрела черты религии под влиянием внешних довлеющих обстоятельств (примеров не приведу, но обстоятельства могут довлеть сильно).

Известен пример того, как философия стала чем-то вполне религиозным и мистическим исходя из внутренней логики развития.
Именно, неоплатонизм возник из платонизма за счёт уделения повышенного внимания теме «Единого», а оно, по итогам тщательного анализа, оказалось чем-то таким, чему вполне можно молиться (или, по крайней мере, впадать в мистический экстаз, думая о нём).

Написанное к Аль-Фараби имеет мало отношения, но спасибо за интересный фрагмент.

Почему можно молиться, по итогам тщательного анализа простые люди приобрели знание о Боге, но это не значит что если индивид молится, то он молится Богу надо видеть Бога, надо не просто знать о существовании Бога, но лично общаться с Богом. Только после такого познания Творца и можно молиться Богу (или, по крайней мере, впадать в мистический экстаз, созерцая Бога).

Почему к Аль-Фараби не имеет отношения, имеются рецензенты доктора философских наук М.С. Орынбеков, С.Ю. Колчигин

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение23.02.2009, 16:56 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
Меджнун писал(а):
надо не просто знать о существовании Бога, но лично общаться с Богом

Ну, в христианской традиции тоже было такое противопоставление: «Бог философов» vs. «Бог Откровения».

Меджнун писал(а):
Почему к Аль-Фараби не имеет отношения…

К Аль-Фараби не имеет отношения то, что я сказал, а не тот фрагмент, который Вы привели :).

Почему сказанное мной не имеет отношения к Аль-Фараби — мой пример относился к ситуации, когда не было довлеюих внешних обстоятельств (наличия официальной религии, к примеру), и всё присходило исходя из внутренней логики развития.

В случае с Аль-Фараби был более или менее официальный ислам и приходилось вертеться, как уж на сковородке: придумывать разную «двойственную истину» и т. п.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение23.02.2009, 17:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/11/08
2763
RF, Moskow
"
Цитата:
Так как здание всего мира совершенно и возведено премудрым Творцом, то в мире не происходит ничего, в чем бы не был виден смысл какого-нибудь максимума или минимума; поэтому нет никакого сомнения, что все явления мира с таким же успехом можно определить из причин конечных при помощи метода максимумов и минимумов, как и из самих причин производящих"
- Леонард Эйлер, математик, механик, физик ... сын пастора.
зы
1100 лет отделяет его время от эпохи Аль Фараби... а физика все еще была неотъемлема от Творца :wink:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение01.03.2009, 20:01 


05/01/09
122
г.Актау, Мангистауская обл., Казахстан
luitzen писал(а):
В случае с Аль-Фараби был более или менее официальный ислам и приходилось вертеться, как уж на сковородке: придумывать разную «двойственную истину» и т. п.


Погребен был в 950 в Дамаске без участия духовенства и совершения молитвы – вероятно, в силу того, что богословы считали его еретиком.
http://www.krugosvet.ru/articles/92/100 ... 9284a1.htm

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение01.03.2009, 21:11 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
Вряд ли аль-Фараби мог игнорировать ислам и считать, что тот не несёт никакой истины.

Быть объявленным еретиком — это издержки профессии философа в то время. А вот объяви он себя безбожником — духовенство в его похоронах приняло бы живейшее участие :).

Впрочем, я мало знаю об обсуждаемом регионе и периоде. Но взять какого-нибудь Сергея Булгакова. От того, что его всячески шельмовали, он что, перестал быть религиозным мыслителем? Он православным-то быть не перестал.

 Профиль  
                  
 
 Происхождение философии и религии по Аль-Фараби.
Сообщение07.03.2009, 12:18 


07/05/08
366
г. Ярославль
Философия стала отделяться от науки когда появились специалисты от науки. До этого все ученые были универсалами. А наука всегда, изначально, противостояла религии, как люди талантливые, информированные, всегда противостоят бездарным и невежественным. И всегда среди этого контингента (невежественных) находятся невежественные с инициативой, которые начинают дурачить тех, которые без инициативы. Вспомним: "Кто страшнее дурака в науке? Дурак с инициативой". Естественно, большинство всегда за дураками. Так и существуют наука и религия, ведя борьбу с переменным успехом. И у каждой стороны есть своя философия - обобщающее, универсализирующее начало, мать всех наук и мать всех религий (по отдельности).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.03.2009, 14:40 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
Раньше было много риторических фигур, которые надлежало употреблять в разговорах о мыслителях прошлого с целью хоть как-то учесть специфику места и времени и начать историю человеческой мысли несколько раньше времени появления единственно верных учений.

Жаль эту исчезнувшую риторическую культуру. У нынешнего юношества она недотягивает даже до уровня, который был у адептов единственно верных учений :).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение09.03.2009, 15:13 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
На Инфанате выложили книжку по теме.

Возможно, это дело рук Меджнун :).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение09.03.2009, 18:34 


05/01/09
122
г.Актау, Мангистауская обл., Казахстан
luitzen писал(а):
На Инфанате выложили книжку по теме.

Возможно, это дело рук Меджнун :).
Нет это не я. У меня перевод профессора Казахского национального университета Бурабаева М, а там перевод Тайжанова, ничего не могу сказать про этот перевод, нужно посмотреть рецензентов.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group