2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 11:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6651
Вопрос касается операций с о-малыми. Истоки вопроса в теме https://dxdy.ru/topic148361.html . Возможно я там сморозил глупость (или даже не одну). Хотелось бы разобраться в собственных заблуждениях.

Как-то несколько лет назад похожая тема обсуждалась на другом форуме. Очень уважаемый участник того форума рассказал, что он не разрешает своим студентам операции сложения и вычитания с слагаемыми, которые содержат бесконечно малые величины. Написать что-то типа $(3x+o_1(x))-(2x+o_2(x))=x+o_3(x)$ означало для него грубейшую ошибку. Я не берусь давать этому оценку. Здесь вопрос касается не математики, а методики её преподавания. Но мне возразили:
Lia в сообщении #1544159 писал(а):
мат-ламер в сообщении #1544139 писал(а):
Я слышал и такую точку зрения, что складывать и вычитать выражения с бесконечно малыми вообще в корне методически неверно.

Вы не эту точку зрения слышали.

У меня вопрос к Lia . А какую точку зрения я слышал? Или хотя бы поясните вашу мысль подробнее.

Мои интересы лежат в области прикладной математики. И приходилось сталкиваться с ситуациями, когда такие операции приходилось выполнять. В цитируемой теме я рискнул дать совет:
мат-ламер в сообщении #1544029 писал(а):
А вообще вычитать бесконечно малые - дело сильно скользкое. И если можно этого избежать, то лучше избежать.

Последовал комментарий от физика:
Markus228 в сообщении #1544033 писал(а):
Физики постоянно с этим работают :-)

Дискуссия продлилась дальше:
мат-ламер в сообщении #1544139 писал(а):
Но у физиков, как я понимаю, своя точка зрения на то, что можно, а что нельзя.

Geen в сообщении #1544154 писал(а):
Вы неправильно понимаете.

Хотелось бы комментариев от знающих людей (в том числе и от Geen), что именно я неправильно понимаю?

Дальше я затронул тему, а как быть, чтобы минимизировать количество ошибок в подобных операциях? Пример топик-стартера для этого очень подходит. Пусть нам дана функция $f(x)=1 - \frac{ x^2e^x }{ (e^x-1)^2 }$ . И нам надо найти главный член её разложения. В данном случае производные функции легко находятся. Но допустим, у нас на практике функция, для которой это не так. (Более того, на практике часто встречаются случаи, когда речь идёт вовсе не о функциях). Я высказал идею, что раскладывать экспоненту в ряд и засовывать её в нашу функцию, не самая лучшая идея. Да, мы в конце концов получим правильный ответ. Но вероятность получить ошибку будет велика. Может в этом конкретном примере и не очень. Но он тут служит чисто для иллюстрации. И там в цитируемой теме я пытался показать, как лучше справляться с этим примером. Если кратко, то я просто развил свою мысль, что если можно обойтись без сложения (вычитания), то лучше обойтись. А если без него уж никак нельзя, то пусть оно будет на самом раннем этапе вычислений, когда их правильность проще проверить.

Поскольку мне предъявили конкретное и правильное (!) замечание
Lia в сообщении #1544159 писал(а):
Будьте добры, воздержитесь от помощи в темах, которыми не вполне владеете.

с которым я полностью согласен, просьба помочь мне разобраться в моих ошибках. Хотелось бы, чтобы критика была конструктивной.

Возможно я ещё кое-чего не так написал в цитируемой теме. Всего не упомнишь. Прошу извинить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 12:29 


20/03/14
12041
мат-ламер в сообщении #1544167 писал(а):
Очень уважаемый участник того форума рассказал, что он не разрешает своим студентам операции сложения и вычитания с слагаемыми, которые содержат бесконечно малые величины. Написать что-то типа $(3x+o_1(x))-(2x+o_2(x))=x+o_3(x)$ означало для него грубейшую ошибку.

Равенство это верно, а Ваш тогдашний оппонент неправ.
Обычно внимание студентов акцентируют на том, что нельзя переходить к эквивалентным функциям в разности/сумме. Возможно, у кого-то из Вас произошла путаница с этим случаем, мне трудно сказать, не видя первоисточник.

Поэтому избегать ничего не надо, надо только сохранять о малые и следить за порядком.

-- 25.12.2021, 14:32 --

мат-ламер в сообщении #1544167 писал(а):
Здесь вопрос касается не математики, а методики её преподавания.

Почему же методики, если речь о математике?

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 13:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6651
Lia в сообщении #1544173 писал(а):
Ваш тогдашний оппонент неправ.

Я бы не стал тут употреблять такое слово, как "неправ". Тому преподавателю студенты сильно надоели со своими постоянными ошибками. и чтобы их избежать, для решения тех примеров, которые он им подсовывал из задачника, он просто запретил делать им кое-какие действия. Это понятно, что те действия делать можно, если их делать грамотно. Вопрос в другом. Если эти действия запретить, то среднее количество ошибок среди студентов уменьшилось.
Lia в сообщении #1544173 писал(а):
Почему же методики, если речь о математике?

Поэтому это я называю методикой преподавания. Поскольку те действия, о которых идёт речь, с точки зрения математики производить можно. Но возникают вопросы. А нужно ли их делать? А может можно их избежать? А стоит ли стремиться их избежать? И как это сделать? И кое-кто поставил вопрос, а может их стоит запретить делать студентам? Учитывая результативность этой методики, я не берусь называть того преподавателя неправым.

Вот пример. Пусть нам надо найти первые три ненулевых члена разложения функции $f(x)= \sin \sin x$ в ряд Тейлора в нуле. Можно, конечно, разложить синус в ряд и подставить полученное разложение в разложение синуса. (Кстати, в задачнике Виноградовой и др. подстановка синуса в синус применяется, правда для другой задачи). Но тут возникает необходимость суммировать члены и у студентов возникали ошибки. В данном случае разложение можно считать и через производные. Так по мысли того преподавателя, правильно будет считать именно через производные. По моей мысли, не то чтобы правильно, а более надёжно.

Если кто-то захочет повычислять, то $\sin \sin x = x - x^3 \slash 3 +x^5 \slash 10 + o(x^6)$ .

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 14:01 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4639
мат-ламер в сообщении #1544175 писал(а):
Тому преподавателю студенты сильно надоели со своими постоянными ошибками. и чтобы их избежать, для решения тех примеров, которые он им подсовывал из задачника, он просто запретил делать им кое-какие действия. Это понятно, что те действия делать можно, если их делать грамотно. Вопрос в другом. Если эти действия запретить, то среднее количество ошибок среди студентов уменьшилось.
Методика преподавания, объявляющая ошибочными верные утверждения, кажется мне совершенно недопустимой несмотря на благие цели.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 14:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


27/12/17
1411
Антарктика
мат-ламер в сообщении #1544167 писал(а):
Написать что-то типа $(3x+o_1(x))-(2x+o_2(x))=x+o_3(x)$ означало для него грубейшую ошибку.

Ошибка тут возможна только если это равенство неверно истолковать. Ну а как надо -- задача преподавателя. Вообще, есть ощущение, что Вы чего-то из сказанного тем преподавателем, поняли не так. Как-то слабо укладывается в голове безапелляционный запрет выполнения правильных действий. Может, он не математикам всё это рассказывал?
мат-ламер в сообщении #1544175 писал(а):
Если кто-то захочет повычислять, то $\sin \sin x = x - x^3 \slash 3 +x^5 \slash 10 + o(x^6)$ .

Если нужно разложение до какого-то порядка, то можно поднапрячься и сделать через производные. Если же нужны все коэффициенты (пусть в виде закономерности), то придётся именно что подставлять ряд в ряд.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 14:41 


20/03/14
12041
мат-ламер в сообщении #1544175 писал(а):
Учитывая результативность этой методики, я не берусь называть того преподавателя неправым.

Еще раз. Это не методический вопрос. Это математическое утверждение. Когда верное утверждение объявляется неверным и рассуждения названы запретными, то это ошибка, стало быть человек не прав.
мат-ламер в сообщении #1544175 писал(а):
Если кто-то захочет повычислять, то $\sin \sin x = x - x^3 \slash 3 +x^5 \slash 10 + o(x^6)$ .

Лихко.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 14:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5420
Нов-ск
мат-ламер в сообщении #1544167 писал(а):
Написать что-то типа $(3x+o_1(x))-(2x+o_2(x))=x+o_3(x)$ означало для него грубейшую ошибку.
Индексы не нужны, пишите просто $(3x+o(x))-(2x+o(x))=x+o(x)$

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 15:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
мат-ламер в сообщении #1544167 писал(а):
$(3x+o_1(x))-(2x+o_2(x))=x+o_3(x)$
Вообще, так даже и не пишут, потому что $o(x)$ означает не конкретную функцию, а оценку сверху порядка малости погрешности. Поэтому пишут $(3x+o(x))-(2x+o(x))=x+o(x)$.

(Оффтоп)

Пока собирался отправить, TOTAL написал почти то же самое. Но у меня есть ещё маленькое уточнение, поэтому всё-таки отправляю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 16:13 


20/03/14
12041
TOTAL в сообщении #1544183 писал(а):
Индексы не нужны, пишите просто $(3x+o(x))-(2x+o(x))=x+o(x)$

Да я уж не стала вдаваться. А кстати, очень возможно, что напрасно. Потому что (очень может быть), что протест преподавателя был вызван именно этим, навешиванием индексов на о малые. Любопытно, что как раз в этом есть некий смысл - так студенты его точно не потеряют, типичная ошибка в этом месте это еще и о малые вычесть, после чего их не остается. Но с другой стороны, нельзя же сразу учить неправильно.

В общем, без контекста вряд ли можно восстановить, что именно преподаватель считал неверным. Ссылку, я так понимаю, сейчас найти трудно.

мат-ламер
Лучше все-таки обсуждать конкретные вопросы, наверняка они есть :) Как вспомните - напишите.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 19:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6651
Lia в сообщении #1544192 писал(а):
В общем, без контекста вряд ли можно восстановить, что именно преподаватель считал неверным. Ссылку, я так понимаю, сейчас найти трудно.

Приношу извинения. Я найти её попытался. Просмотрел все свои сообщения на том форуме. Их не так много, чтобы их просмотреть за разумное время. Но я той темы не нашёл. Может быть она была удалена как спорная.
Lia в сообщении #1544192 писал(а):
Потому что (очень может быть), что протест преподавателя был вызван именно этим, навешиванием индексов на о малые. Любопытно, что как раз в этом есть некий смысл - так студенты его точно не потеряют, типичная ошибка в этом месте это еще и о малые вычесть, после чего их не остается. Но с другой стороны, нельзя же сразу учить неправильно.

Нет. Протест преподавателя был вызван не этим. Индексы - это просто случайный эпизод в данной теме. Кстати, многократно встречал (но не в учебной литературе) о-малое именно с индексами. Часто (но не всегда) в этом была просто необходимость, поскольку где-то расшифровывалось, что же из себя представляет данная функция. А эпизод на том форуме был вызван ровно тем, что и на этом. Заходит товарищ с примерно такой же функцией и говорит, я мол подставил в эту функцию вместо экспоненты её эквивалентность и получаю ерунду. Ну, ему тут же намекнули, что он неправ. Нашёлся товарищ, который сказал, что при грамотном обращении с бесконечно малыми их можно складывать и вычитать. На что тот товарищ получил возражение от преподавателя, что он своим студентам запрещает сложение и вычитание бесконечно малых. (Возможно он имел в виду эквивалентных бесконечно малых. Но это так долго набирать на клавиатуре) . Тут уже я не выдержал и встрял. И написал, что если грамотно оперировать с о-малыми, то всё путём. За что и получил по шапке.
thething в сообщении #1544178 писал(а):
Может, он не математикам всё это рассказывал?

Безусловно. Не математикам и не физикам. И не в топовом ВУЗе. Допускаю, что средний студент среднего российского ВУЗа (не математик и не физик) достаточно слабо знает правила обращения с о-малыми и с о-большими и с большой вероятностью может допустить ошибку в вычислениях с ними. Поэтому позицию преподавателя я не берусь судить или оправдывать. Ему на месте виднее.

В своё оправдание я замечу, что в цитируемой в первом посте теме я ни разу не касался вопроса, что есть правильно и что есть неправильно с точки зрения математики. Я полагал, что на этот вопрос топик-стартеру сразу дали ответ в первых постах. Я лишь касался вопроса, как методически более грамотно решать подобные задачи, чтобы допустить поменьше ошибок. Особенно, если ты не математик. А топик-стартер в той теме, судя по всему не математик.
Я нигде не говорил, что нельзя делать то-то и то-то. Я говорил, что слышал мнение, что так делать методически неправильно. Лично я это мнение не разделяю. Надо действовать по обстоятельствам. И пока что имею мнение, что если есть возможность простыми средствами избежать сложение и вычитание бесконечно малых, то лучше эти средства использовать. Поскольку человек не компьютер. И вероятность ошибок уменьшается.

Lia в сообщении #1544192 писал(а):
Лучше все-таки обсуждать конкретные вопросы, наверняка они есть :) Как вспомните - напишите.

Конкретные вопросы у меня в первом посту. Спасибо за полученные ответы.

Пока есть вопрос на любителя повычислять. Вот есть у нас конкретная функция, с которой пришёл топик-стартер в соседней теме $f(x)= 1-\frac {x^2e^x}{(e^x-1)^2}$ . И нужно найти первые три ненулевых члена ряда Тейлора в нуле. Каким образом организовать вычисления, чтобы минимизировать вероятность ошибки? И имеем в виду, что вычисления будет проводить не математик. (Понятно, что для математиков задача нетрудная).

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 19:35 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
мат-ламер в сообщении #1544211 писал(а):
Каким образом организовать вычисления, чтобы минимизировать вероятность ошибки?
А где тут можно ошибиться? Нет, понятно, что случайные ошибки возможны везде, но поводов для чего-то систематического не видно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 19:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5420
Нов-ск
мат-ламер в сообщении #1544211 писал(а):
Каким образом организовать вычисления, чтобы минимизировать вероятность ошибки?
Повесить перед собой бумажку с напоминанием:
Внимание! $o(x)+o(x)$ может равняться $o(x), o(x^2), o(x^3), \dots$

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 19:46 


12/08/21

219
мат-ламер в сообщении #1544167 писал(а):
$(3x+o_1(x))-(2x+o_2(x))=x+o_3(x)$

А разве эта запись правильна? Надо же $(3x+o_1(x))-(2x+o_2(x))=x+o_1(x)$

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 19:57 
Аватара пользователя


23/12/18
430
Markus228, что такое $o(x)$?

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться с заблуждениями (операции с о-малыми)
Сообщение25.12.2021, 20:28 
Заслуженный участник


20/07/09
4026
МФТИ ФУПМ
мат-ламер в сообщении #1544211 писал(а):
И нужно найти первые три ненулевых члена ряда Тейлора в нуле.

Прежде всего вы можете заметить, что это чётная функция, так что три ненулевые члена ряда Тейлора -- это почти наверняка члены при степенях нуль, два и четыре. Если вы этого не заметили, то раскладывайте пока раскладывается, куда тут денешься.


Нужно получить $x^4$ -- в числителе уже есть $x^2$, который сокращается или не сокращается со знаменателем.
Знаменатель должен быть с $x^4$ -- замечаем, что $e^x-1$ начинается с линейного члена, так что один $x$ выносится из скобок, а значит возводится в квадрат. А значит $x^2$ в числителе таки сокращается.

Ок, значит числитель нужно раскладывать до упора -- до четвёртой степени, заменяем $e^x$ на $1+x+x^2/2+x^3/6+x^4/24 + o(x^4)$.

В знаменателе после вычитания единицы и вынесения $x$ снова получится $1+\ldots$. Вот это вот $\ldots$ будет возводиться в квадрат, а значит каждый член в скобке будет перемножаться с каждым -- нужно, чтоб была четвёртая степень, значит из-за наличия $1+$ в $\ldots$ должна быть четвёртая степень.

Значит, в знаменателе заменяем $e^x-1 = 1+x+x^2/2+x^3/6+x^4/24+x^5/120-1+o(x^5)$.

Возводим знаменатель в квадрат
$$\left(1+x/2+x^2/6+x^3/24+x^4/120+o(x^4)\right)^2 = 1+x+7x^2/12+x^3/4+31x^4/360+o(x^4)$$

Теперь раскладываем знаменатель как $\frac{1}{1+x}$
$$1 - (x+7x^2/12+x^3/4+31x^4/360) + (x+7x^2/12+x^3/4+31x^4/360)^2 - (x+7x^2/12+x^3/4+31x^4/360)^3  + (x+7x^2/12+x^3/4+31x^4/360)^4 + o(x^4)$$
(не влезло, да и чёрт с ним)

Выкидываем лишнее
$$1 - (x+7x^2/12+x^3/4+31x^4/360) + (x+7x^2/12+x^3/4)^2 - (x+7x^2/12)^3  + (x)^4 + o(x^4)$$
Раскрываем, упрощаем
$$1-x+5x^2/12-x^3/12+x^4/240 + o(x^4)$$

Раскрываем скобки с числителем и окончательно получаем ответ
$$\left(1+x+x^2/2+x^3/6+o(x^3)\right)\cdot\left(1-x+5x^2/12-x^3/12+x^4/240 + o(x^4)\right) = 1 - x^2/12 + x^4/240 + o(x^4)$$

Последнее можно улучшить до $1 - x^2/12 + x^4/240 + o(x^5)$ вследствие чётности.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 61 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group