2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: Формирование навыков ведения конструктивного диалога.
Сообщение07.01.2019, 20:31 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли
EUgeneUS, я когда несколько часов назад пытался найти хоть что-то реальное насчёт этого афоризма, тоже и про Полетику вот это всё нашёл и про Вяземского. Надо было сразу запихать это в свой пост. Можно подумать, это добавило бы хоть какой-то реальности.
Munin в сообщении #1366677 писал(а):
Aritaborian
Одно слово я мог поправить.
Какое? Вы его поправили?

 Профиль  
                  
 
 Re: Формирование навыков ведения конструктивного диалога.
Сообщение07.01.2019, 20:39 
Заслуженный участник


12/07/07
4448
А чем ссылка на Вяземского плоха?
Кажется, Полетика сказал: В России от дурных мер, принимаемых правительством, есть спасение: дурное исполнение.
[Набор слов в высказывании из начального сообщения не очень мне напоминают напоминает 19 в. Это, скорее всего, современная адаптация.]

 Профиль  
                  
 
 Re: Формирование навыков ведения конструктивного диалога.
Сообщение08.01.2019, 17:26 
Аватара пользователя


11/08/11
1135
Но эта ссылка ведь совсем не про то! Оригинальная фраза о том, что законы суровы, но от их исполнения возможно увильнуть. А у Вяземского сказано о том, что исполнители часто саботируют самые кошмарные распоряжения начальников. Совсем не одно и то же. Первая фраза скорее о жизни простого человека, порою сталкивающегося с бюрократией; вторая же - конкретно про внутреннюю кухню самой этой бюрократии.

Некоторое сходство между фразами, конечно, есть. Можно предположить, что вторая превратилась в первую в результате эффекта "глухого телефона".

 Профиль  
                  
 
 Re: Формирование навыков ведения конструктивного диалога.
Сообщение08.01.2019, 18:12 
Заслуженный участник


12/07/07
4448
У Вяземского явно не сказано кто. Тут много можно написать и кучу цитат привести, но это всё не имеет особого значения, на мой взгляд.

Вечное — это “Dura lex, sed lex” («Суров закон, но он закон»).

Дальше можно сколь угодно переделывать для смеха (подставляя разные эпитеты, разные страны,… с разными ударениями). И скорее всего разные люди в разное время независимо переделывали. Или даже независимо сочиняли. Поэтому авторство искать, на мой взгляд, — пустая трата времени.

Такие переделки для смеха в кругу семьи или на вечеринке с близкими друзьями, возможно, и допустимы (хотя чему они учат детей?). А вот в прессе, на общественных ресурсах, на мой взгляд, не очень.

Законодатели должны стремиться к созданию «разумных» законов, а граждане к их выполнению и предметной, конструктивной критике. (На этом пути, конечно, не всё будет гладко. Увы. Независимо от страны. Но только так можно строить нормальное общество.)

Это конечно банально и нудно. Хочется веселей. Поэтому глумиться над юристами, законодателями, правительством, конечно, не скучно (и всегда найдутся весело поддерживающие это), но бесперспективно и чревато проблемами (однако пока не нарвешься, не задумаешься).

 Профиль  
                  
 
 Re: Суровость российских законов в СССР
Сообщение09.01.2019, 03:12 


07/06/17
1003
Munin в сообщении #1366605 писал(а):
Ещё в СССР было сказано:
    Суровость российских законов
    компенсируется необязательностью их исполнения.

Несколько раньше. И контекст, на мой взгляд, не совсем такой, какой предполагается обычно. :roll:
Ф.Ф. Вигель "Записки", 1856
Решусь разместить цитату на пару страниц. Очень уж текст забавный, он касается (помимо топика) и распространения образования в России, возможно, кому-нибудь тоже понравится. Болдом выделил топичную цитату.

(Оффтоп)

Когда я начал знать Сперанского, из дьячков перешагнул он через простое дворянство и лез прямо в знатные. На новой высоте, на которой он находился, не знаю, чем почитал он себя; известно только, что самую уже знатность хотелось ему топтать. Пример Наполеона вскружил ему голову. Он не имел сына, не думал жениться и одну славу собственного имени хотел передать потомству. Он сочинил проект указа, утвержденный подписью государя, коим велено всем настоящим камергерам и камер-юнкерам, сверх придворной, избрать себе другой род службы, точно так, как от вольноотпущенных требуется, чтобы они избрали себе род жизни. Несколько трудно было для превосходительных и высокородных, из коих некоторые были лет сорока, приискание мест, соответствующих их чинам (в коллегии не определяли новых членов); по нескольку человек посадили их за обер-прокурорские столы, других рассовали по министерствам. Чувствуя унижение свое, никто из них, даже те, которые имели некоторые способности, не хотели заняться делом, к которому никто не смел их приневоливать.
Все после этого указа вновь жалуемые камергеры и камер-юнкеры должны были оставаться в тех чинах, в коих прежде находились, и все сии малочинные, так же как и чиновные, должны были занимать какую-нибудь должность в гражданской службе. Можно ли было ожидать от графчика или князька, наследника двадцати, тридцати или пятидесяти тысяч душ, чтобы он охотно, в звании канцелярского служителя, подчинил себя засаленному повытчику и по его приказанию переписывал бумаги? В России всякий несправедливый закон исправляется неисполнением его. Все эти баричи числились только по департаментам, а главное начальство само способствовало их повышению.
Этим указом с своею знатью похристосовался государь в день Светлого воскресенья. Между нею произвел он некоторый ропот; дворяне же и разночинцы тому обрадовались, особенно же те, кои, подобно мне, воспитанием, образованием своим почитали себя равным баричам, но дотоле не смели им завидовать.
Спрашивается после этого: не сам ли государь возбуждал подданных своих к идеям о равенстве и свободе? Как никто не умел тогда заметить, что от этого единого удара волшебного царского прутика исчез существовавший у нас дотоле призрак аристократии. Сперанскому хотелось республики, в том нет никакого сомнения. Но чего же хотелось Александру? Неужели представительного монархического правления? Оно нигде без высших, привилегированных сословий не существовало. Ему хотелось турецкого правления, где один только Оттоманский род пользуется наследственными правами и где сын верховного визиря родится простым турком и наравне с поселянином платит подать.
Указ, о коем говорю, был только прелюдием другого более жестокого и несправедливого указа: великий преобразователь России Сперанский объявил его в день Преображения Господня, 6 августа. Он давно смотрел с негодованием и некоторою завистью на молодых дворян, которые без больших трудов подвигались в чинах, благодаря покровительству родных и друзей их семейств. Нельзя этого одобрять, однако же и никакой большой беды от того не было. Чины не были так расточаемы, как ныне, сохраняли еще свою цену; люди были умереннее в своих желаниях, и немногие упорно лезли вверх. Чины получать даром можно было только в Петербурге, и немногие соглашались оставаться в нем целую жизнь. Было много и таких людей, кои не почитали обязанностью часто посещать департаменты, к коим принадлежали, лучше сказать, были только приписаны и не хотели изнурять, убивать умственные свои способности ежедневными мелочными канцелярскими трудами. Тех и других задумал Сперанский уничтожить одним ударом.
До 1803 или 1804 года во всей России был один только университет, Московский, и не вошло еще во всеобщий обычай посылать молодых дворян доканчивать в нем учение. Несмотря на скудость тогдашних средств, родители предпочитали домашнее воспитание, тем более что при вступлении в службу от сыновей их не требовалось большой учености. Не прошло двух или трех лет после основания Министерства народного просвещения, как вдруг учреждены и уже открыты пять новых университетов. У нас на Руси все так быстро делается: да будет сеет и бысть. Несмотря, однако же, на размножение сих наскоро созданных университетов, число учащихся в них было невелико. Государь и без того уже не слишком благоволил к своим русским подданным; Сперанский воспользовался тем, чтобы их представить ему как народ упрямый, ленивый, неблагодарный, не чувствующий цены мудрых о нем попечений, народ, коему не иначе как насильно можно творить добро. Вместе с тем увеличил он в глазах его число праздношатающихся молодых дворян-чиновников. Сего было более чем достаточно, чтобы склонить царя на принятие такой меры, которая, по уверениям Сперанского, в будущем обещала большую пользу гражданской службе, а в настоящем сокрушала все надежды на повышение целого, почти без изъятия, бесчисленного сословия нашего.
Что распространяться о содержании указа, многие лета многими тысячами проклинаемого? Скажем о нем несколько слов. Для получения чинов статского советника и коллежского асессора обязаны были чиновники представлять университетский аттестат об экзамене в науках, в числе коих были некоторые, о коих они прежде и не слыхивали, кои по роду службы их были им вовсе бесполезны, как, например, химия для дипломата и тригонометрия для судьи, и которые тогдашние профессора сами плохо знали.
Нелепость этого указа ослабляла в общем мнении всю жестокую его несправедливость.
Никто не хотел верить, чтобы строгое его исполнение было возможно. Все полагали, что оно, после временной остановки в производстве, будет только относиться к юношам, вновь поступающим на службу. Как бы на смех, как бы на зло правительству, университеты долго еще оставались почти пусты; ни старый, ни малый, ни служащий, ни служивший, ни даже приготовляющийся на службу не спешили посещать их. С своей стороны цари не любят сознаваться в ошибках, и Александр в этом случае никак не хотел уступать всеобщему ропоту. В продолжение всего царствования его указ этот отменен не был; только гораздо позже последовали в нем некоторые изменения.
Зло, им причиненное, неисчислимо, хотя совсем не то, которого мог ожидать Сперанский. От всюду рассеянных и везде возрастающих неудовольствий чего мог ожидать он, если не смут, заговоров и возмущений, в виду торжествующего Наполеона? В случае неудачи мог Сперанский надеяться другого. «Сыновья людей духовного звания учатся все в семинариях, — думал он, — почти все ни не любят отцовского состояния и предпочитают ему гражданскую службу, множество из них в ней уже находится. Семинарским учением приготовленные к университетскому, они и ныне составляют большую часть студентов их: новый указ их всех туда заманит. Придавленные им дворянчики не захотят продолжать службы; пройдет немного времени, и управление целой России будет в руках семинаристов».
Так верно думал он, но не совсем так случилось. В одном он только не ошибся: самолюбие заставляло служить почти всех дворян.
Мы видели людей с седеющими волосами, покупающих книги, будто их изучающих, и смело потом идущих в университеты на экзамены, как на торговую казнь. Без тайного у них согласия с экзаменаторами (впрочем, весьма несведущими) не могли б они получить аттестата. Последних надобно было задобрить. Итак, гнусное лихоимство, благодаря Сперанскому, проникло даже в святилище наук. Люди, дотоле известные чистотою правил, бессребреники-профессора осквернились взятками. Несколько позже, проведав о том, молодые дворяне, желающие вступить в службу, не брали труда ходить слушать лекции, а просто за деньги получали аттестат, открывающий им дорогу к почестям: самый нежный возраст научался действовать подкупом. Лет пять так продолжалось, пока не приняты были меры к пресечению постыдного торга ученостью.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу Пред.  1, 2

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group