2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Школьный парадокс в текстовой задаче на движение)
Сообщение19.03.2018, 22:49 


25/10/09
832
Из пункта A в пункт B едет теплоход за $7$ часов, а обратно за $5$ часов. Найти время, за которое плывет плот из А в В.

Есть 2 идеи, ответы разные. Но почему? Первая идея моя, вторая другого человека, я ее что-то не до конца понял, но мне кажется, что у него неверно. Но как объяснить -- почему неверно?

1 идея. Скорость течения равна $\dfrac{1}{5}-\dfrac{\frac{1}{5}+\frac{1}{7}}{2}=\dfrac{1}{35}$, значит $35$ часов.

2 идея. Время в пути, если бы не было течения -- $6$ часов.
Значит скорость течения в $6$ раз меньше скорости теплохода (пример можно взять, например для $S=350$, скорость по течению будет $70$, против $50$, значит скорость течения $10$, что составляет $\dfrac{1}{6}$ скорости течения, значит времени затрачивается в 6 раз больше, чем теплоход в неподвижной воде, тогда время плота будет $36$ часов, в шесть раз больше шести часов. Но результат не сходится с результатом в 1 идее.

Больше всего меня волнует -- откуда взялось утверждение скорость течения в $6$ раз меньше скорости теплохода? Как можно было до этого дойти? Я что-то не догоняю. Это магия чисел из контекста примера про 350 км? Тот человек, чья вторая идея -- не смог мне объяснить по поводу $\frac{1}{6}$. Ну и почему получились разные ответы?

-- Пн мар 19, 2018 23:51:34 --

Кстати, а походу, с другим расстоянием скорость течения -- не есть $\frac{1}{6}$ собственной скорости.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный парадокс в текстовой задаче на движение)
Сообщение19.03.2018, 22:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9529
Москва
Первая идея правильна. Во второй ошибочно предполагается, что если по течению 5 часов, а против 7, то в отсутствие течения $\frac {5+7} 2=6$, после чего делается вторая ошибка, вычитая время вместо скоростей.
Кстати, для частного примера видно, что, правильно вычислив скорость течения, можно разделить на неё выбранное условно расстояние в 350 км и получить 35 часов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный парадокс в текстовой задаче на движение)
Сообщение19.03.2018, 22:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
8451
Цюрих
integral2009 в сообщении #1298434 писал(а):
Из пункта A в пункт B едет теплоход за $7$ часов, а обратно за $5$ часов.
Вопрос: в какую сторону в этом случае направлено течение?) Сколько в этом случае мы по течению будем плыть из $A$ в $B$?
Если счесть это опечаткой, то всё равно непонятно, откуда
integral2009 в сообщении #1298434 писал(а):
Время в пути, если бы не было течения -- $6$ часов.
Нельзя просто усреднить время по и против течения: против течения мы плывем дольше, так что его вклад "больше". Представьте, что скорость течения почти равна скорости теплохода: в этом случае мы по течению будем плыть всего в $2$ раза меньше, чем в стоячей воде, но против течения, возможно, будем плыть ооочень долго.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный парадокс в текстовой задаче на движение)
Сообщение19.03.2018, 23:04 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
integral2009 в сообщении #1298434 писал(а):
Из пункта A в пункт B едет теплоход за $7$ часов, а обратно за $5$ часов. Найти время, за которое плывет плот из А в В.
Кстати, именно в такой постановке ответ - бесконечно долго. В самом деле, вне зависимости от корректности вычисления скорости течения движение теплохода вниз по течению происходит за меньшее время, чем вверх по течению, и из условия задачи следует, что B находится выше по течению, чем A.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный парадокс в текстовой задаче на движение)
Сообщение19.03.2018, 23:58 


25/10/09
832
Евгений Машеров в сообщении #1298437 писал(а):
Первая идея правильна. Во второй ошибочно предполагается, что если по течению 5 часов, а против 7, то в отсутствие течения $\frac {5+7} 2=6$, после чего делается вторая ошибка, вычитая время вместо скоростей.
Кстати, для частного примера видно, что, правильно вычислив скорость течения, можно разделить на неё выбранное условно расстояние в 350 км и получить 35 часов.

Спасибо.
1) А почему так нельзя усреднять время? Я понимаю, что время без течения $t=\dfrac{1}{\frac{\frac{1}{5}+\frac{1}{7}}{2}}=\dfrac{35}{6}=5\dfrac{5}{6}$

Но можно ли с точки зрения здравого смысла объяснить -- почему нельзя усреднять время?

2) Что-то не вижу, где вычитаются скорости..

-- Вт мар 20, 2018 00:59:17 --

mihaild в сообщении #1298439 писал(а):
Вопрос: в какую сторону в этом случае направлено течение?) Сколько в этом случае мы по течению будем плыть из $A$ в $B$?
Если счесть это опечаткой, то всё равно непонятно, откуда

Плот плывет из В в А, да опечатка, спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный парадокс в текстовой задаче на движение)
Сообщение20.03.2018, 00:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
8451
Цюрих
integral2009 в сообщении #1298446 писал(а):
Но можно ли с точки зрения здравого смысла объяснить -- почему нельзя усреднять время?
mihaild в сообщении #1298439 писал(а):
Представьте, что скорость течения почти равна скорости теплохода: в этом случае мы по течению будем плыть всего в $2$ раза меньше, чем в стоячей воде, но против течения, возможно, будем плыть ооочень долго.

Ну или так: если скорость теплохода $x$, течения $y$, то время по течению равно $\frac{1}{x + y}$, время против течения $\frac{1}{x - y}$, время в стоячей воде $\frac{1}{x}$.
Легко проверяется, что, вообще говоря, $\frac{1}{x} \neq \frac{\frac{1}{x + y} + \frac{1}{x - y}}{2}$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный парадокс в текстовой задаче на движение)
Сообщение20.03.2018, 00:24 


25/10/09
832
mihaild в сообщении #1298447 писал(а):
Легко проверяется, что, вообще говоря, $\frac{1}{x} \neq \frac{\frac{1}{x + y} + \frac{1}{x - y}}{2}$.

Хорошо, спасибо, понятно!

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный парадокс в текстовой задаче на движение)
Сообщение21.03.2018, 09:14 


01/12/11

1047
После драки ...
integral2009 в сообщении #1298434 писал(а):
2 идея. Время в пути, если бы не было течения -- $6$ часов.
Значит скорость течения в $6$ раз меньше скорости теплохода (пример можно взять, например для $S=350$, скорость по течению будет $70$, против $50$, значит скорость течения $10$, что составляет $\dfrac{1}{6}$ скорости течения, значит времени затрачивается в 6 раз больше, чем теплоход в неподвижной воде, тогда время плота будет $36$ часов, в шесть раз больше шести часов. Но результат не сходится с результатом в 1 идее.

Скорость течения $10$, а плот проплывёт $S=350$ за $36$ часов!?

После упрощения $$\dfrac{1}{2}(\dfrac{1}{5}-\dfrac{1}{7})=\dfrac{1}{35}$$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный парадокс в текстовой задаче на движение)
Сообщение21.03.2018, 11:45 
Аватара пользователя


22/07/08
1374
Предместья
integral2009 в сообщении #1298446 писал(а):
Но можно ли с точки зрения здравого смысла объяснить -- почему нельзя усреднять время?

Время можно усреднять, если делать это правильно!
Существует несколько средних значений:
среднее арифметическое
среднее геометрическое
среднее гармоническое.

Если бы на все случаи жизни хватало одного среднего арифметического,
других бы просто не было.
Поскольку в формуле скорости равномерного прямолинейного движения:
$v=\frac{S}{t}$
время - в знаменателе, то и среднее время будет не средним арифметическим двух временнЫх
интервалов, а их средним гармоническим:
$\frac{1}{t_{cp}}=\frac{\frac{1}{t_1}+\frac{1}{t_2}}{2}$

Если же взять среднее арифметическое, которое составляет 6 часов,
то окажется, что 6 часов против течения пароход идет с меньшей скоростью,
и пройдет за это время 300 условных километров.
А другие 6 часов будут состоять из двух интервалов:
1 час против течения и 5 часов по течению уже с бОльшей скоростью.
За эти 6 часов пароход пройдет 400 условных километров.

Корень же парадокса скрыт в том, что если мы перейдём в систему отсчёта, связанную с плотом,
то окажется, что относительно плота скорость парохода будет равна его скорости в стоячей воде,
но при этом, относительно плота, пароход проплывет по течению 300 км, а против течения 420 км.
В сумме это даст уже не 700 км, а 720 км, относительно плота.
И тут, да! -за половину времени (6 часов) пароход пройдет половину этого расстояния (360 км).
В этом и заключается парадокс 350 км. vs 360 км.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный парадокс в текстовой задаче на движение)
Сообщение25.03.2018, 14:59 


01/12/11

1047
Лукомор в сообщении #1298747 писал(а):
Корень же парадокса скрыт в том, что если мы перейдём в систему отсчёта, связанную с плотом,
то окажется, что относительно плота скорость парохода будет равна его скорости в стоячей воде,
но при этом, относительно плота, пароход проплывет по течению 300 км, а против течения 420 км.
В сумме это даст уже не 700 км, а 720 км, относительно плота.
И тут, да! -за половину времени (6 часов) пароход пройдет половину этого расстояния (360 км).
В этом и заключается парадокс 350 км. vs 360 км.

Расстояние в задаче меряется не по воде, а по берегу между городами. Поэтому из 720 км надо вычесть расстояние, которое "проплывут" города. Это будет как раз 20 км.

Никакого парадокса нет, есть ошибка в рассуждениях.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный парадокс в текстовой задаче на движение)
Сообщение25.03.2018, 15:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/06/12
2129
/dev/zero

(Оффтоп)

mihaild в сообщении #1298447 писал(а):
$\frac{1}{x} \neq \frac{\frac{1}{x + y} + \frac{1}{x - y}}{2}$.

А правая часть равна
$$
\frac{x}{x^2 - y^2} = \frac{1}{x} \frac{1}{1 - \cfrac{y^2}{x^2}} = \frac{1}{x} \left(1 + \left(\frac{y}{x}\right)^2 + \mathrm O ( (y/x)^4 ) \right).
$$
Так что этот эффект всего лишь квадратичный по $y/x$, осталось только понять, можно им пренебречь или нет.
mihaild в сообщении #1298439 писал(а):
Представьте, что скорость течения почти равна скорости теплохода: в этом случае мы по течению будем плыть всего в $2$ раза меньше, чем в стоячей воде, но против течения, возможно, будем плыть ооочень долго.

Вот тут нельзя, есть априорная информация об этом. А в условии задачи, видимо, $y/x$ действительно мало.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный парадокс в текстовой задаче на движение)
Сообщение25.03.2018, 18:39 
Аватара пользователя


22/07/08
1374
Предместья
Skeptic в сообщении #1299629 писал(а):
Поэтому из 720 км надо вычесть расстояние, которое "проплывут" города. Это будет как раз 20 км.

За 12 часов, которые теплоход затратит на прохождение "туда" и "обратно" города "проплывут" не 20 км, 120 км.
Против течения, относительно плота, теплоход проплывет 420 км. По течению - 300 км. , опять же относительно плота.
420 - 300 = 120 (км). Это разность путей "туда" и "обратно" относительно плота.
420 + 300 = 720 (км). Это общий пройденный путь теплоходом за 12 часов. Относительно воды.
Я не знаю сколько там топлива нужно теплоходу на 100 км пути, пусть это будет условных 100 литров.
Так на 720 км он потратит 720 литров.
А если вы ему дадите 700 литров, поскольку :
Skeptic в сообщении #1299629 писал(а):
Расстояние в задаче меряется не по воде, а по берегу между городами.

то за 20 км до финиша мотор заглохнет. А это условием задачи не предусмотрено. :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный парадокс в текстовой задаче на движение)
Сообщение26.03.2018, 07:51 


01/12/11

1047
Лукомор
В задаче сказано
Цитата:
Найти время, за которое плывет плот из А в В
.Вот и берите расстояние по суше, а не по течению.
Успехов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный парадокс в текстовой задаче на движение)
Сообщение26.03.2018, 11:23 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
 !  Skeptic, Вас неоднократно просили не лезть в ПРР с неграмотными советами и утверждениями. Поскольку в предыдущий раз за это был месячный бан - этот становится бессрочным.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group