2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Пример по з-ну Джоуля-Ленца из учебника по электротехнике
Сообщение21.10.2017, 19:44 


01/04/17

69
Приветствую. Есть в одном учебнике следующий пример, находящийся в картинке (надеюсь, она хорошо видна).
Изображение
Долго над ним мучался, и в принципе то все понятно, если забыть об одном моменте, который и хочу здесь уточнить. А именно смущает обозначение потенциометра. В 1-м случае его ползунок в крайнем положении справа, что очевидно должно означать максимальное сопротивление. Во 2-м ползунок находится на середине, что я принимаю, очень может быть по незнанию, за его среднее сопротивление т.е. мне кажется, что там сопротивление этого потенциометра уменьшено в 2 раза. Но математически этого не может быть, исходя из формулы для общего сопротивления (внешней цепи) - получается, что сопротивление этого потенциометра уменьшено до нуля, при том что его максимальное значение равно сопротивлению нагревателя в воде. А если так, то почему было не нарисовать ползунок в крайнем левом положении, ну или вообще зашунтировать или убрать данный потенциометр? Или по неким стандартам схематических изображений такое считается нормой? Ну или может я туплю с математикой...Помогите разобраться.

 Профиль  
                  
 
 Posted automatically
Сообщение21.10.2017, 20:03 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
 i  Тема перемещена из форума «Помогите решить / разобраться (М)» в форум «Помогите решить / разобраться (Ф)»
Причина переноса: как-то не видна связь вопроса с математикой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пример по з-ну Джоуля-Ленца из учебника по электротехнике
Сообщение21.10.2017, 20:05 


01/04/17

69
Спасибо, что перенесли. И извиняюсь - ошибся категорией...

 Профиль  
                  
 
 Re: Пример по з-ну Джоуля-Ленца из учебника по электротехнике
Сообщение21.10.2017, 20:14 


20/04/10
1776
Как мне кажется, к этой картинке не стоит относиться слишком пристрастно.
Но если очень нужно, то можно применить такое рассуждение: пусть максимальное сопротивление реостата много больше сопротивления резистора в воде $R_{\text{р}}\gg R$. Тогда для уменьшения сопротивления цепи в два раза движок как раз нужно установить примерно посередине.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пример по з-ну Джоуля-Ленца из учебника по электротехнике
Сообщение21.10.2017, 20:20 


27/08/16
9426
Sergei32 в сообщении #1257705 писал(а):
Или по неким стандартам схематических изображений такое считается нормой?
Нет.

Sergei32 в сообщении #1257705 писал(а):
при том что его максимальное значение равно сопротивлению нагревателя в воде
Где это написано?

Возможно, это просто не очень аккуратная иллюстрация.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пример по з-ну Джоуля-Ленца из учебника по электротехнике
Сообщение21.10.2017, 20:24 
Заслуженный участник


21/09/15
998
Обратите внимание на значение тока.
Интересно, что за учебник, старинный какой-нибудь?
Там, кажется, время и температура обозначены одной буквой. Это более существенная небрежность

 Профиль  
                  
 
 Re: Пример по з-ну Джоуля-Ленца из учебника по электротехнике
Сообщение21.10.2017, 21:29 


01/04/17

69
realeugene в сообщении #1257716 писал(а):
Sergei32 в сообщении #1257705 писал(а):
при том что его максимальное значение равно сопротивлению нагревателя в воде
Где это написано?

Возможно, это просто не очень аккуратная иллюстрация.

Этой мой вывод...Ну, если сила тока в цепи возрастает в два раза, сопротивление нагревателя не изменяется - значит из суммы двух сопротивлений одно полностью вычитается. Т.к. сила тока возрастает именно в два раза - значит, сумма сопротивлений также уменьшается в два раза. Если так, значит сопротивление переменника на рисунке справа - равно сопротивлению нагревателя.

-- 21.10.2017, 20:39 --

lel0lel в сообщении #1257715 писал(а):
Как мне кажется, к этой картинке не стоит относиться слишком пристрастно.
Но если очень нужно, то можно применить такое рассуждение: пусть максимальное сопротивление реостата много больше сопротивления резистора в воде $R_{\text{р}}\gg R$. Тогда для уменьшения сопротивления цепи в два раза движок как раз нужно установить примерно посередине.

Хм, спасибо, интересно...Однако как-то это выглядит уж слишком надуманно для такого учебника. Как мне кажется, примеры должны рассчитываться однозначно, это ж не из олимпиадных задачек, это обычный пример в теме про тепловое действие тока и его мощность...

p.s: Ну я так понимаю - вердикт пока такой, что все-таки пример не очень корректный для примера в учебнике (?). Может это конечно специальная задумка - чтоб учащийся помедитировал несколько деньков, и углубился в тему...

 Профиль  
                  
 
 Re: Пример по з-ну Джоуля-Ленца из учебника по электротехнике
Сообщение21.10.2017, 21:39 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Тут ведь важно только то, что ток через нагреватель изменился в два раза. Как именно этого достигли — не важно. Но нарисовали замкнутую цепь — пришлось рисовать и реостат, чтобы «объяснить» изменение тока (реостаты в учебниках вообще очень любят, кажется). Нарисовали и условные положение ползунка. Одно из них совсем не обязано соответствовать максимальному возможному сопротивлению, а другое — среднему арифметическому минимального и максимального (и минимальное не обязано быть нулём). Эта часть иллюстрации не является её фокусом, это часть, если можно так сказать, фона, притом не неотъемлемая.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пример по з-ну Джоуля-Ленца из учебника по электротехнике
Сообщение21.10.2017, 21:46 
Заслуженный участник


20/08/14
11155
Россия, Москва
Кстати да, реостаты бывают и не только с линейной зависимостью сопротивления от перемещения. Потому предположение об изменении сопротивления реостата ровно вдвое необоснованно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пример по з-ну Джоуля-Ленца из учебника по электротехнике
Сообщение21.10.2017, 21:48 


01/04/17

69
arseniiv в сообщении #1257739 писал(а):
Тут ведь важно только то, что ток через нагреватель изменился в два раза. Как именно этого достигли — не важно. Но нарисовали замкнутую цепь — пришлось рисовать и реостат, чтобы «объяснить» изменение тока (реостаты в учебниках вообще очень любят, кажется). Нарисовали и условные положение ползунка. Одно из них совсем не обязано соответствовать максимальному возможному сопротивлению, а другое — среднему арифметическому минимального и максимального (и минимальное не обязано быть нулём). Эта часть иллюстрации не является её фокусом, это часть, если можно так сказать, фона, притом не неотъемлемая.

Позвольте не согласиться с мнением "смотри только на важное, на остальное не обращай внимания". Мне, как обучающемуся по таким пособиям - важно, чтоб примеры были простыми и недвусмысленными. Если я смотрю пример, то я анализурую его полностью - от и до. Ведь сначала может быть трудно понять, что автор подразумевает основным, а на что по его мнению тут не стоит обращать достаточного внимания...Если нельзя с помощью введения переменника сделать пример достаточно простым и недвусмысленным - имхо, не стоит его (переменник) вводить вообще. Просто обозначение, что сила тока в два раза больше - и вопросов бы не было. А так гадай, елки. Ну хорошо, что я вроде как разобрался, не без помощи этого форума. А другой не разберется - останутся сомнения, неуверенность в себе по этой теме, ничего доброго из этого не выйдет потом. Не хорошо это.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пример по з-ну Джоуля-Ленца из учебника по электротехнике
Сообщение21.10.2017, 21:56 
Заслуженный участник


02/08/11
6892
Sergei32, книг без опечаток и ошибок не бывает, и ничего — все как-то справляются. Вы тоже справитесь с этим, я уверен. В конце-концов, форум ведь в том числе для этого и существует?

 Профиль  
                  
 
 Re: Пример по з-ну Джоуля-Ленца из учебника по электротехнике
Сообщение21.10.2017, 22:02 


01/04/17

69
warlock66613 в сообщении #1257750 писал(а):
Sergei32, книг без опечаток и ошибок не бывает, и ничего — все как-то справляются. Вы тоже справитесь с этим, я уверен. В конце-концов, форум ведь в том числе для этого и существует?

Дык вот и справляюсь насчет тех баранов :-) Ну пока вроде как основное, что хотел - выяснил.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group