2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки





Начать новую тему Ответить на тему
 
 Задачи по Го
Сообщение08.03.2017, 14:22 


02/05/14
34
Москва
Задачи по Го бывают следующих типов:
- начало игры (фусеки): развивают чувство гармонии, необходимо выбирать между срочными и большими ходами, расширением и вторжением, усилением и атакой... почти всегда в начале игры ход выполняет минимум две цели;
- угловые розыгрыши (джосеки): чаще это задачи на память, но если научиться понимать законы взаимодействия камней и пространства, то можно самостоятельно создавать равные розыгрыши углов (и это не изобретение велосипеда, а очень полезный навык);
- задачи на жизнь и смерть (цумего): самый распространенный тип задач, от элементарных до невероятно сложных многоходовок. Несомненно, определять статус группы окруженных камней (живет при своем или даже чужом ходе или умирает при чужом или даже своем ходе, возможно ли организовать ко-борьбу...) очень важно! Очень важно знать - стоит ли делать ход для защиты или атаки или нет!
- задачи на использование потенциала позиции (тесудзи): широкий спектр задачи частично захватывающий и задачи на жизнь\смерть, задачи конца игры. Часто это позиции из середины игры, где правильная последовательность ходов должна либо атаковать чужие камни или защитить свои, причем наиболее эффективным способом (эффективность работы камней сама по себе большая тема не для одной книги);
- задачи конца партии (йосе): когда стоимость ходов падает до, примерно, двадцати очков (удвоенная стоимость большой обезьяны равна 18... как считать стоимость ходов в конце игры тоже есть много книг) начинается завершающая стадия. Здесь полезно точно заранее знать сколько стоит тот или другой ход, чтобы выстроить последовательность розыгрыша между собой и оппонентом, которая даст вам максимально возможный перевес в сумме. Часто задачи на йосе даются в виде небольшой доски с почти доигранной партией и требуется довести игру до конца оптимальным образом за обоих игроков.
- тренировка захвата камней: я отдельно выделил эти задачи, поскольку они часто не относятся к реальным игровым позициям, а призваны научить игрока просчитывать статус лесенки. Лесенка - фундаментальный вид борьбы между камнями.
- задачи на борьбы между двумя смертными группами (семеай): случается так, что две группы зажаты каждая между камнями противника и второй группой, тогда надо знать "время жизни" групп, кто кого быстрее захватит или им суждено существовать вместе.
- творческие задачи: задачи, которые в реальной партии просто не получатся, но их решение открывает "магию Го" в виде произведения искусства
Подборочку ссылок на задачи смотрите тут:
https://vk.com/godvigenie?w=wall-74316109_3009

Чуть позже напишу общие методы решения каждого типа задач.
(Кому интересно Го - заходите ко мне в гости: ссылка на сайт в профиле)

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по Го
Сообщение09.03.2017, 01:51 


02/05/14
34
Москва
Несколько задач дня начинающих:
белые убивают черныхИзображение
что могут белые?Изображение
белые играют и делают коИзображение
белые почти с двумя глазами, что же делать?Изображение
Чуть позже напишу решение задач с объяснением как его искать ;)

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по Го
Сообщение09.03.2017, 12:37 


10/04/12
457
Лучше объяснить, как записывать решение :)

В первой можно сыграть по диагонали от отмеченного камня. Если чёрные играют справа от отмеченного камня, то атари двойке справа и выкалываем глаз слева.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по Го
Сообщение09.03.2017, 14:36 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
16/11/17
63897
Можно нарисовать решение на странице http://senseis.xmp.net/?SandBox , и дать сюда изображение.
Изображение
(как я понял ваше описание)

Можно использовать системы координат на доске го: по горизонтали ABC.D.EFGHJ.K.LMNOP.Q.RST, по вертикали 1...4...10...16...19 (счёт снизу вверх). (Восточную систему координат, использующую западные 1234... и восточные 一二三四... цифры, упоминать не буду.)
Тогда F2 F1.

Можно отсчитывать числа от угла (это удобно, если угол ориентирован по-разному, как в задачах 2, 3, 4).
Тогда Б 2-6 Ч 1-6.

Как-то так...

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по Го
Сообщение09.03.2017, 15:17 


10/04/12
457
Нарисовать можно и в igo, я надеялся на лёгкий web-интерфейс, где бы можно было накидать мышой позицию, плюс подвигать камни... В принципе, для этого есть CGoban 3, но что-то он сегодня у меня не завёлся...

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по Го
Сообщение09.03.2017, 16:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
16/11/17
63897
А точно, есть такой! На сайте http://eidogo.com/#blank

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по Го
Сообщение09.03.2017, 23:57 


02/05/14
34
Москва
В качестве легкого интерфейса предлагаю и советую http://webgoboard.com/19.html - сравнительно новая разработка.
Проект к тому же существует в виде дополнения к браузерам и может даже быть клиентом для КГС! Подробности здесь: http://kido.com.ru/483-novyj-klient-dla-kgs

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по Го
Сообщение10.03.2017, 18:42 


02/05/14
34
Москва
Как и обещал, краткий урок по принципам решения простых задач на жизнь/смерть.
Определение двух глаз: Два глаза - это два запрещенных по правилам хода, которые обеспечивают группе камней полную безопасность.
Изображение - один из вариантов двух глаз
Для жизни группе не обязательно доделывать два глаза. Достаточно иметь возможность построить два глаза при любых ходах противника. Собственно в этом и заключается решение задач, если построение двух глаз для вас не очевидно :)
Очевидные для опытных игроков задачи можно порешать тут http://gochild2009.appspot.com/ - раздел "цумего".

Теперь два основных подхода. (ответы к примерам найдите и подумайте над ними сами)
Для убийства.
Первый:уменьшить пространство, где камни могли бы построить два глаза. Изображение
Второй: соединить пространство внутри в один большой глаз. Изображение
Для выживания зеркально.
Первый:увеличить пространство, где камни могли бы построить два глаза.Изображение
Второй: разбить пространство внутри на два глаза. Изображение

Первая задача: Решение через объединение пространства в один большой глаз первым ходом, потом уменьшение пространства. Чтобы найти первый ход надо представить куда черные могут поставить камень и создать два глаза, разбив пространство.
Вторая задача: Решение через ход угрожающий или соединить пространство в большой глаз или уменьшить его.
Третья задача: Уменьшение пространства изнутри с созданием ко. Получается как будто внутри черной группы появляется белая, которая борется с черной за жизнь. (убийство через ко-борьбу это подкласс и первого типа и второго, в данном варианте - первого)
Четвертая задача: Так же уменьшение пространство. Но здесь надо успеть уменьшить его два раза подряд, исходя из этого условия первый ход найти проще.

В целом решение задач по мере их усложнения становится все более творческим процессом. Задача в задаче в задаче... Как из исходной задачи сделать что-то, что решалось бы проще. Другими словами, приведение задачи к уже знакомым задачам, которые мы решать научились. Напоминает подход в других сферах деятельности? :) К вопросу о похожести Го на жизнь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по Го
Сообщение12.03.2017, 03:09 


02/05/14
34
Москва
Бывают задачи притягивающие взгляд своей симметрией:
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Как вам такие "орешки"? Где чей ход писать не буду, пусть это тоже будет частью задачи ;)

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по Го
Сообщение12.03.2017, 15:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
16/11/17
63897
AlexeyAl в сообщении #1199321 писал(а):
Где чей ход писать не буду, пусть это тоже будет частью задачи ;)

В таких задачах часто бывает, что "лучший ход белых - это лучший ход чёрных".

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по Го
Сообщение15.03.2017, 12:35 


02/05/14
34
Москва
Бывают очень сложные задачи, цель которых построить лесенку:
Изображение Изображение Изображение
Созерцание этой картины погружает в медитативное состояние и обучает игре Го подсознательно :) *почти шутка

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group