2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки





Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 09:52 
Аватара пользователя


03/08/14
549
Важнее не это
Подскажите, как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?

Сам пока разложил методики обучения на две главные группы:
1. От простого к сложному.
2. От сложного к простому.

Точнее даже так:
1. От простого и неинтересного, к интересному, но сложному.
2. Наоборот, от интересного, но сложного, к простому, но не интересному.

Первое, это всем известный метод, обычно применяемый почти везде.
А вот второе, это когда, обучение начинается непосредственно с предмета интереса.
Например, ученик интересуется устройством шуруповёрта. А вся теория строится и наращивается вокруг этого предмета интереса.
Тогда обучение начинается непосредственно с самого шуруповёрта. Происходит разборка прибора, и объясняется, что к чему.
Когда доходит до того, что ученик не понимает, то объясняется, что для того чтобы это понять, нужно изучить вот то которое попроще.
Когда и там доходит до того, что он не понимает, то соответственно происходит отсылка к следующему уровню, и т.д.

В результате у ученика образуется достаточно чёткая картина взаимосвязи изучаемых знаний с предметами его интереса.
И полученные знания соответственно у него будут поняты намного глубже и запомнятся намного крепче.

Меня больше интересует второй метод. Используется ли он в каких-то образовательных системах где-то?
И ещё учебную литературу подскажите на эту тему (на тему преподавания по второму методу), если есть.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 12:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/01/11
1900
СПб
AAA1111 в сообщении #1195465 писал(а):
Например, ученик интересуется устройством шуруповёрта. А вся теория строится и наращивается вокруг этого предмета интереса.
Тогда обучение начинается непосредственно с самого шуруповёрта. Происходит разборка прибора, и объясняется, что к чему.

Не всегда так. Формулировка БТФ понятна очень многим. А вот "начать" разборку БТФ с целью в итоге придти к доказательству -- это круче, чем 40 лет по пескам

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 13:22 
Аватара пользователя


03/08/14
549
Важнее не это
alcoholist в сообщении #1195512 писал(а):
Формулировка БТФ понятна очень многим.

Что такое БТФ? Мне ничего кроме - "базовая теория физики," на ум не приходит. :oops:

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 13:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


02/08/11
4430
Большая теорема Ферма

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 13:44 
Аватара пользователя


03/08/14
549
Важнее не это
warlock66613 в сообщении #1195528 писал(а):
Большая теорема Ферма
А-а-а. Тогда не понятно к чему это. И что не всегда так?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 14:11 
Аватара пользователя


07/01/15
739
Нюрба
AAA1111 в сообщении #1195465 писал(а):
Происходит разборка прибора, и объясняется, что к чему.

Можно ограничиться демонстрацией того, как насадки менять да как кнопку нажимать. Сейчас даже сварочные аппараты игрушечные делают, так что дети могут ими пользоваться. Двадцать первый век :)

-- 26.02.2017, 15:11 --

warlock66613 в сообщении #1195528 писал(а):
Большая теорема Ферма


AAA1111 в сообщении #1195531 писал(а):
Тогда не понятно к чему это

Зубы ломаются.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 14:29 
Аватара пользователя


03/08/14
549
Важнее не это
SomePupil в сообщении #1195541 писал(а):
Можно ограничиться демонстрацией того, как насадки менять да как кнопку нажимать.
А кто тогда лет через 20 их усовершенствовать будет? Если так рассуждать, то вскоре и ремонтировать их некому станет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 14:45 
Аватара пользователя


07/01/15
739
Нюрба
AAA1111 в сообщении #1195548 писал(а):
А кто тогда лет через 20 их усовершенствовать будет?

Профессионалы, которые учились по проверенным, прошедшим естественный отбор программам.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 15:13 
Аватара пользователя


03/08/14
549
Важнее не это
SomePupil в сообщении #1195552 писал(а):
Профессионалы, которые учились по проверенным, прошедшим естественный отбор программам.
Т.е. Вы считаете, что лучше учить через теорию, от общего к частному, от простого к сложному. А иначе разве нигде не учат? И есть ли инфа об экспериментах с иной формой обучения? Кто где и когда пробовал учить иначе?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 15:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1651
Москва
AAA1111 в сообщении #1195465 писал(а):
Сам пока разложил методики обучения на две главные группы:
1. От простого к сложному.
2. От сложного к простому.

Ну, это не очень ново :-) Декарт и Ф. Бэкон соответственно. И тот, и другой не канули в Лету.
Но это так - к слову. Сразу скажу, что лично я всегда выступал за подход "от простого к сложному".

AAA1111 в сообщении #1195465 писал(а):
В результате у ученика образуется достаточно чёткая картина взаимосвязи изучаемых знаний с предметами его интереса.

Это если он сумеет добраться до этой самой чёткой картины. Многих отпугнёт обилие факторов и деталей. Если же их отбросить, оставляя основную идею, которая потом обрастает деталями, то получится нелюбимый Вами метод "от простого к сложному".
По-моему если и учить вторым методом по Вашей классификации, то только тогда, когда уже есть некоторая база - и немалая. То есть со школьниками я бы так никогда не стал заниматься (случись такое бедствие, что мне пришлось бы с ними заниматься).

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 17:41 
Аватара пользователя


03/08/14
549
Важнее не это
Metford в сообщении #1195561 писал(а):
Ну, это не очень ново :-) Декарт и Ф. Бэкон соответственно.
Спасибо, почитаю, если найду. А может даже поконкретнее ссылочку дадите (главы, страницы)?

Metford в сообщении #1195561 писал(а):
Сразу скажу, что лично я всегда выступал за подход "от простого к сложному".
Ну, есть ещё вариант, что кого-то лучше обучать так, а кого-то иначе.
Не все же супермены с хорошей памятью. Кто-то не может всё сразу в общем запомнить. И поэтому таким лучше подойдёт подход от частного к общему.
Т.е. сначала один конкретный случай, после второй и т.д.

Я, например, когда общею теорию изучаю без прикладной практики, то ловлю себя на том, что пока изучаю новые параграфы, то старые (2-3 параграфа назад) за это время уже забываю.
Даже элементарно слесарно-сборное дело если рассмотреть, прочитал какие вообще бывают виды крепежей, далее там ещё много чего. В итоге теперь не помню даже одного вида крепежа (ну не интересно мне это было, еле-еле заставил себя прочесть).
А если бы мне на практике показали бы как собирается (а после дали бы сделать самому) что-то полезное (понятно для чего нужное) сначала с одним видом крепежей, далее со вторым ещё что-то полезное, то я бы запомнил как минимум эти два вида крепежей на всю жизнь.
Мало, зато навсегда. И уж точно лучше, чем ничего.

Ну, и эти методы ведь чередовать можно. Когда ученику надоело изучать общую теорию, можно разбавить это пусть сложной, но зато конкретной и прикладной практикой (рассмотрением конкретных частных прикладных случаев).

Короче говоря, это всё конечно моё дилетантское мнение, но по-моему, что-то в этом есть.
Или это только мне одному так кажется?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 17:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1651
Москва
AAA1111 в сообщении #1195584 писал(а):
А может даже поконкретнее ссылочку дадите (главы, страницы)?

Поискать-то, конечно, можно. А кое-что и сразу назвать. Только меня за это будут морально бить :-)

AAA1111 в сообщении #1195584 писал(а):
Ну, есть ещё вариант, что кого-то лучше обучать так, а кого-то иначе.
Не все же супермены с хорошей памятью.

Нет, память тут не до такой степени играет роль. В Вашем втором подходе память задействована ничуть не меньше. Человеку нужно удерживать в голове общую конструкцию, потом входя в детали. В первом подходе наоборот: нужно держать в голове простые вещи, восходя к сложным. Да, обучение должно включать в себя индивидуальный подход, но на мой взгляд (статистики не знаю; не знаю даже, есть ли она), начинать с простых вещей подавляющему большинству должно быть легче.
AAA1111 в сообщении #1195584 писал(а):
прочитал какие вообще бывают виды крепежей, далее там ещё много чего. В итоге теперь не помню даже одного вида крепежа.
А если бы мне на практике показали бы как собирается (а после дали бы сделать самому) что-то полезное (понятно для чего нужное) сначала с одним видом крепежей, далее со вторым ещё что-то полезное, то я бы запомнил как минимум эти два вида крепежей на всю жизнь.

Это вообще о другом. Это относится к любому занятию. Можно сколько угодно читать о любых вещах: простых ли, сложных ли - но пока сам не сделаешь, толку не будет. В одном задачнике мне в своё время встретилась отличная фраза (именно в оригинале привожу): "Exercises, whether mental or physical, are meant to be done, not read about!"

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 18:43 
Аватара пользователя


03/08/14
549
Важнее не это
Metford в сообщении #1195589 писал(а):
Только меня за это будут морально бить :-)
Даже так? Не думал, что это настолько крамольная тема.

Metford в сообщении #1195589 писал(а):
Нет, память тут не до такой степени играет роль. В Вашем втором подходе память задействована ничуть не меньше. Человеку нужно удерживать в голове общую конструкцию, потом входя в детали.
Но зато во втором подходе больше наглядности и связи с прикладной практикой, т.е. с привычным, понятным и полезным бытом.

Metford в сообщении #1195589 писал(а):
... начинать с простых вещей подавляющему большинству должно быть легче.
Так то оно так, но у простоты есть две стороны. Точнее у каждой стороны, есть своя простота. Частный прикладной подход он тоже по своему проще. А общая теория тоже по своему сложна.
Особенно, если взять, для примера, даже квантовую механику. :-) Т.е. если очень углубляться в "простую" теорию, то можно и до КМ углубиться.

Metford в сообщении #1195589 писал(а):
В одном задачнике мне в своё время встретилась отличная фраза (именно в оригинале привожу): "Exercises, whether mental or physical, are meant to be done, not read about!"
Не сочтите за занудство, но я ещё немного продолжу о своём.
Проблема на мой дилетантский взгляд ещё в том, что все задачки в большинстве своём не прикладные. Они конечно по практике, но по практике какой-то бесполезной малосвязанной с конкретной профессиональной деятельностью. Например, вычислить то, найти сё, а для чего оно обычно, например, электротехником на работе вычисляется, не ради забавы же. А для того, чтобы починить то, или расчитать сё, чтобы сделать какое-то конкретное дело. А в задачниках об этом деле ни слова обычно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 18:49 
Аватара пользователя


08/08/14
963
Москва
Учителя как написана книга "Хоровиц, Хилл. Искусство схемотехники"

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 18:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1651
Москва
levtsn в сообщении #1195603 писал(а):
Учителя как написана книга

Простите, я Вас не понял...

AAA1111 в сообщении #1195601 писал(а):
Проблема на мой дилетантский взгляд ещё в том, что все задачки в большинстве своём не прикладные.

Загляните в задачник Мещерского по механике - получите массу удовольствия. Гарантирую :-) Хотя правда в Вашем высказывании есть. Существуют и довольно искусственные задачи. Они тоже нужны, чтобы методы отрабатывать. Но их не должно быть слишком много. А так... Знаете, сложную задачу часто удаётся разбить или на несколько простых, или представить как последовательность простых (в идеале - конечную последовательность :-) ). Тут и начинают всплывать модельные задачки, отвлечённые вроде бы от реальности.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 75 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group