2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 05:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/06/12
2129
/dev/zero
Пусть есть приводящая колёсная пара, скажем, поезда, который разгоняется. Если он делает это без проскальзывания колёс, то верно ли, что для этого необходимо и достаточно, чтобы момент трения покоя (=радиус колеса × сила трения покоя) компенсировал вращающий момент от двигателя?

Моё рассуждение слишком какое-то наивное: если колесо стоит на малом элементе $\mathrm dl$, то условие отсутствия проскальзывания эквивалентно покою этого элемента в системе отсчёта Земли, которое заключается в равенстве нулю сил, действующих на этот элемент.

Меня так заклинило на этом месте, что я не могу продолжить решать свою задачу... :-(

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 07:42 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Ваш маленький элемент является составной частью колеса.
Поэтому задача ставится не по отношению к маленькому элементу, а по отношению к всему колесу.
То есть вы правильно начали рассуждение, но затем зачем-то сползли к элементу.
Обычно в физике принято решать задачи на разном уровне абстрагирования.
Когда мы только начинаем учить физику, нас учат законам Ньютона применительно к материальным точкам, что позволяет решать простейшие задачи.
Ваши колеса - это уже не простейшие задачи. Они относятся к разделу вращение твердого тела. Здесь мы должны применять уже уравнения движения для вращения. То есть пользоваться моментами сил, моментами инерции, угловыми ускорениями.
В вашей задаче инерция самих колес достаточно мала по сравнению с инерцией самого локомотива, поэтому в первом приближении мы действительно можем приравнять момент, создаваемый двигателем моменту силы статического трения. Они просто компенсируют друг друга. А про меленький элемент забудьте. Вы же не решаете задачу о динамической деформации колеса, а считаете его просто абсолютно жестким твердым телом.
Нарисуйте колесо. Обозначие ось вращения и нарисуйте две силы, действующие на колесо - силу от привода к двигателю и силу трения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 07:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/06/12
2129
/dev/zero
fred1996 в сообщении #1187045 писал(а):
Нарисуйте колесо. Обозначие ось вращения и нарисуйте две силы, действующие на колесо - силу от привода к двигателю и силу трения.

Угу. Как бы мне так получить количественное соотношение между моментами, я пока так и не понял, к сожалению.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 13:57 


05/09/16
11518
StaticZero в сообщении #1187039 писал(а):
Если он делает это без проскальзывания колёс, то верно ли, что для этого необходимо и достаточно, чтобы момент трения покоя (=радиус колеса × сила трения покоя) компенсировал вращающий момент от двигателя?

В целом - да, но надо аккуратно разобраться с терминами. Проскальзывание здесь имеет отношение к силе трения скольжения, а не силе трения качения. То есть надо брать силу трения покоя материала колеса по материалу дороги. Крутящий момент в разных местах может быть разный -- на валу двигателя он один, после коробки передач (или другого редуктора) он уже другой. Максимальный крутящий момент на валу колесной пары (т.е. на валу жестко соединенным с колесом) чтобы не было проскальзывания будет равен $M_{max}=F_TR$ где справа первое это сила трения покоя материала колеса по материалу дороги, второе -- радиус колеса. Конечно, если все остальное идеальное (колеса и вал невесомые, трение качения ноль, на колесах нет тормозов и т.п.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 14:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
Я, возможно, чего-то не понял... Но если
StaticZero в сообщении #1187039 писал(а):
есть приводящая колёсная пара, скажем, поезда, который разгоняется

то почему моменты равны? В уравнении динамики вращательного движения сказано, что сумма моментов относительно оси определяется угловое ускорение. А отсутствие проскальзывания даёт чисто кинематическую связь углового и линейного ускорений...

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 15:09 
Заморожен


16/09/15
946
Metford Масса колеса на ускорение пренебрежимо мала (по сравнению с силами, которые сравнимы с массой поезда на ускорение)

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 15:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
Так ведь тогда у колёс углового ускорения не будет - откуда линейное-то ускорение возьмётся... Непоследовательно это.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 16:06 
Заморожен


16/09/15
946
Metford в сообщении #1187080 писал(а):
Так ведь тогда у колёс углового ускорения не будет - откуда линейное-то ускорение возьмётся... Непоследовательно это.

Вообще-то они равны $rdw/dt=a$ (когда не прокручивается).Речь о том, что у колес масса $m$ маленькая и поэтому $1/2mr^2dw/dt\approx0$

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 16:15 


12/07/15
2940
г. Чехов
StaticZero в сообщении #1187039 писал(а):
верно ли, что для этого необходимо и достаточно, чтобы момент трения покоя (=радиус колеса × сила трения покоя) компенсировал вращающий момент от двигателя?

Небольшое терминологическое уточнение: сила трения покоя - это такая сила трения, которая действует при отсутствии движения (скольжения), т.е. при $\upsilon = 0$. С другой стороны, из первого закона Ньютона следует, что $\upsilon = 0$ только в том случае, когда силы скомпенсированы. А теперь заново перечитайте Ваш вопрос (который я процитировал)... Видите? Сила трения покоя по определению компенсирует остальные силы, при этом важно: модуль силы трения покоя и ее направление зависит от результирующей остальных сил, действующих на тело.
Есть еще сила трения скольжения - это сила трения, которая действует при $\upsilon \ne 0$. Сила трения скольжения обычно постоянна по модулю и направлена против вектора скорости $\upsilon$ (не против результирующей остальных сил как в случае силы трения покоя).

Теперь стало понятно?..

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 16:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
Erleker в сообщении #1187088 писал(а):
Вообще-то они равны $rdw/dt=a$ (когда не прокручивается).

А где я говорил, что они не равны? :shock:
Я прекрасно понял, что Вы сказали. Мне это категорически не понравилось (и не нравится). Почему - уже сказал. Всё. Ушёл.

P.S. Не помню, чтобы угловую скорость обозначали $w$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 16:53 
Заморожен


16/09/15
946

(Оффтоп)

Metford Тогда простите пожалуйста, если не так понял вас. Я же считаю, что равны и указал, почему это так ("непоследовательность" тут из серии $0/0=a$, а не $0$ ).
Metford в сообщении #1187094 писал(а):
Не помню, чтобы угловую скорость обозначали $w$.

Иногда мне просто лень писать греческие буквы.Какая разница,
$\omega$ или $w$ ? :D Не думал, что кто-то на это обратит внимание.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 19:33 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/06/12
2129
/dev/zero
Metford в сообщении #1187075 писал(а):
А отсутствие проскальзывания даёт чисто кинематическую связь углового и линейного ускорений...

А динамической связи в этом случае разве нет?

На наклонной плоскости, например, тело покоится, если $\mu > \tg \alpha$. А тут нет такого же, что-то типа "колесо проскальзывает, если $M > f(\mu)$?"

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 19:38 
Заморожен


16/09/15
946
Ну, сила трения не может быть больше $mg \mu$ (масса поезда)(пока колесо не скользит (внизу $v=0$), сила трения - любая меньшая величина).То есть $M<mgr\mu$.
А Metford имел ввиду, что, зная, что колесо не скользит, мы знаем, как ускорение поезда выражается через угловое ускорение колеса, и что если равно 0 одно, то и другого тоже нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 19:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
Erleker в сообщении #1187128 писал(а):
А динамической связи в этом случае разве нет?

Отсутствия проскальзывания не гарантирует, что сила трения покоя достигла своего максимального значения, которое пропорционально реакции опоры. Поэтому наоборот: из условия отсутствия проскальзывания бывает возможно вывести величину силы трения.
StaticZero в сообщении #1187125 писал(а):
На наклонной плоскости, например, тело покоится, если $\mu > \tg \alpha$.

Фокус в том, что колесо-то не покоится. (Поэтому таких задач в школе и не обсуждают.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Вращающий момент
Сообщение24.01.2017, 19:46 
Заморожен


16/09/15
946
Metford в сообщении #1187129 писал(а):
Фокус в том, что колесо-то не покоится. (Поэтому таких задач в школе и не обсуждают.)

Покоится.Нижняя точка колеса имеет скорость нуль.И кстати обсуждают.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group