2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки





Начать новую тему Ответить на тему
 
 Студенты младших курсов и научная работа
Сообщение22.01.2017, 15:26 


17/09/09
191
Вводная :-) Подходит ко мне преподаватель и говорит: есть толковый студент, молодец, задачки решает, интересуется, в общем толковый, в целом, парень. Можно его привлечь как-то в науку? Я согласился посмотреть на него :-). Вот теперь сижу и думаю. Проблема в том, что он учится на втором курсе. Соответственно, уровень знаний - середина курса общей физики ну и такая же математика. Вот и думаю - а что я могу ему предложить? Какую задачу поставить с таким уровнем? Сам я занимаюсь теорией низкоразмерных полупроводниковых структур. Самая простая задача здесь (результаты которой можно опубликовать) требует как минимум знаний квантовой механики. Поскольку живем мы не в столицах, интересующихся наукой студентов не так много, не хотелось бы терять толкового студента. Заставить его самостоятельно учить КМ - нерационально. Сказать - приходи потом - тоже не вариант. Сам я со студентами не работал еще, нет опыта. Может у кого есть опыт в привлечении студентов младших курсов в науку. Поделитесь опытом :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Студенты младших курсов и научная работа
Сообщение22.01.2017, 15:36 
Супермодератор
Аватара пользователя


09/05/12
11828
Кронштадт
Можно дать не научную, а учебную задачу (в том смысле, что ее результат на самом деле уже известен), вплоть до воспроизведения какой-то определенной работы n-летней давности. Ну и, вообще говоря, совершенно не обязательно, чтобы ее тематика в точности совпадала с тем, чем Вы занимаетесь (и к чему затем предполагается привлечь студента) - достаточно, чтобы при выполнении работы появились какие-то навыки и знания, которые потом смогут пригодиться.

 Профиль  
                  
 
 Re: Студенты младших курсов и научная работа
Сообщение22.01.2017, 16:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
5029
Если исследование предполагает вычислительный эксперимент, можно и за чисто программистскую работу посадить. Пусть напишет программу по готовым алгоритмам (тут надо в самых общих чертах объяснить студенту "на пальцах", почему эти алгоритмы такие), а потом обсчитывает на ней что нужно.
А вообще - трудно живется теоретикам:) У экспериментаторов такой проблемы нет, в лаборатории и на обсчете результатов всегда нужны руки.

 Профиль  
                  
 
 Re: Студенты младших курсов и научная работа
Сообщение22.01.2017, 16:24 


17/09/09
191
Спасибо, коллеги, возьму на заметку. У меня были мысли такие.

1) В наноструктурах всегда профиль зон - это некий профиль потенциальной энергии, + некоторые явления можно описывать гидродинамическими моделями, например, плазменные колебания и т.п. Всякие дивергенции/роторы есть в электричество и магнетизме, значит, знает. Таким образом, часто что-то интересное можно описать классическими моделями.
2) Дать ему учебник Матвеева или Шпольского - Атомная физика. Знаний там по КМ достаточно, чтобы уже можно было что-то интересное посчитать.

Как думаете?

 Профиль  
                  
 
 Re: Студенты младших курсов и научная работа
Сообщение22.01.2017, 16:31 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Kamaz в сообщении #1186557 писал(а):
Сам я занимаюсь теорией низкоразмерных полупроводниковых структур.


Пористым кремнием не приходилось, случайно, заниматься?

 Профиль  
                  
 
 Re: Студенты младших курсов и научная работа
Сообщение22.01.2017, 16:38 


17/09/09
191
Нет, не было таких интересов :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Студенты младших курсов и научная работа
Сообщение23.01.2017, 10:43 


29/05/12
235
Я могу поделиться взглядом интересующегося студента, каковым я был когда-то.

На дворе была осень 1996 года, для меня - начало первого курса Химфака МГУ. Помню как куратор курса рассказывала организационные моменты учебы, среди которых прозвучало "выполнение дипломной работы по неорг/химии в конце первого курса, что нужно прикрепиться к какой-либо лаборатории для выполнения". Я воспринял эту информацию с восторгом! Уже не помню точно как я выбрал ту лабораторию, но в итоге я дошел до пятого курса, занимался научной работой и выполнял дипломную работу. Вот так все хорошо сложилось.

В ту осень , как я помню, мой будущий науч/рук (не буду называть фамилий) в какой-то момент действительно задумалась о том, чем занять студента-первокура. Естественно, практически все первокуры имели более или менее приличное представление об органической и неорганической химии! Но в моей лаборатории занимались катализом ансамблями частиц, металлокомплексным катализом, явлением самоорганизации в растворах и т.д. И как это все сразу объяснить студенту? Да никак! Мой руководитель поступил очень просто - дал мне работу, представление о которой у меня имелось, и, что я точно смогу сделать без 100%-ного надзора. Тут были и перегонки растворителей, перекристаллизации, потом мне показали как работать со стеклом и газовой горелкой (требовалось паять ампулы разных размеров), параллельно каждый четверг ходил с "дьюаром" за жидким азотом во внутренний двор факультета... Так, постепенно, я вливался в работу, прислушивался к тому, что говорили наши сотрудники, часто бывал на кафедральным собраниях по поводу дипломных работ, диссертаций и т.д. Руководитель постоянно рекомендовал почитать ту или иную главу в книге, статью или тезис. Конечно, не все сразу давалось в руки, такого не бывает, на то и есть учеба! Так я рос!
На мой взгляд, студента нужно брать! Если у него есть искреннее желание постигать "профили зон в наноструктурах", то уверен, студент справится!

 Профиль  
                  
 
 Re: Студенты младших курсов и научная работа
Сообщение23.01.2017, 16:08 
Экс-модератор
Аватара пользователя


23/12/05
9834
Даже студент-отличник, имеющий твердую пятерку по английскому языку, споткнется о перевод научного текста, а без знания англоязычной терминологии современная наука мне слабо представляется. Для "въезжания" в тему полезно подсовывать студенту статейки, чтобы он переводил и рассказывал, что там вычитал. Попутно помимо вопросов перевода будут возникать вопросы и по содержанию, потому что многие вещи будут ему новы и на русском, тогда для разъяснения можно давать того же Шпольского или другую русскоязычную литературу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Студенты младших курсов и научная работа
Сообщение23.01.2017, 17:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/06/08
564
МО
Kamaz
А нет ли возможности выделить (маленькую, но полезную) задачу $+$ компактный набор техник, которые позволяют ее решить?
Так, чтобы в техники, хотя бы и без понимания, почему так, было бы легко врубиться.
Типа "делай вот так, чтобы получилось вот этак. А почему, поймешь позже".
Чтобы студент работал, а паралллельно учился.
Мне кажется, это было бы полезно и для работы, и для учебы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Студенты младших курсов и научная работа
Сообщение24.01.2017, 02:15 
Заслуженный участник


06/07/11
3890
Anton_Peplov в сообщении #1186567 писал(а):
Если исследование предполагает вычислительный эксперимент, можно и за чисто программистскую работу посадить.
Идея хорошая, но неудачная реализация может ее погубить. Расскажу на своем примере. В 1999-м году я тоже был перспективным второкурсником, получившим предложение позаниматься наукой.

(Лирическое отступление для тех, кто забыл или никогда не знал, что такое 1999-й год)

Интернет - по карточкам. Вот буквально по карточкам. Час работы в интернете сопоставим с часом поездки на такси. Скорость интернета - бешеная, 5-мегабайтный файл, выкачанный за час, вызывал искреннее восхищение и зависть у друзей. Яндекс, Гугл, Stackoverflow и русскоязычные форумы по программированию еще не изобрели (а английскому меня еще не научили). Гугл изобрели конечно, но никто про это пока не знал. Да и сам Гугл мало что знал. Апорт считался неплохим поисковиком. Апорт, Карл. Основной источник знаний по программированию - бумажные книги произвольного качества при полном отсутствии в зоне досягаемости хоть кого-то, кто понимает в программировании и способен дать пинка в нужном направлении. Онлайн-документация хоть по чему-нибудь? Не, не слышали.
Привели меня к декану и рекомендовали как... см. выше. Декан сказал примерно в том же духе, что вот с компьютерами у нас никто не дружит, а у тебя как? Потом вручил учебник по статистической обработке экспериментальных данных и сказал, что ему хотелось бы запрограммировать. Я в течение энного времени что-то программировал, показывал декану, декан хвалил, но просил тоже самое, только с перламутровыми пуговицами под виндовс (а не дос). Я помел по сусекам, откуда-то услышал про Delphi, даже что-то такое сделал... Закончилось все тем, что в какой-то момент очередной знакомый мне объяснил, как все тоже самое делать в Excel (который я до тех пор считал просто странной бесполезной программой в сеточку). Несколько поугасший интерес к научной деятельности уснул на пару лет, но это уже другая история. Но некоторая польза (для меня правда, а не для науки) была: в статистической обработке данных я до самого окончания вуза разбирался на порядок лучше всех одногруппников, вместе взятых, да и с программированием хорошо подружился.
В общем, программировать - это хорошо, но главное не прозаниматься никому не нужной фигней полгода. Демотивирует катастрофически.

 Профиль  
                  
 
 Re: Студенты младших курсов и научная работа
Сообщение24.01.2017, 02:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
5029
Трогательная история. Но сейчас уже малоактуальная. Сейчас студенты разбираются в языках и готовом софте лучше многих профессоров, и толковый студент поинтересуется, а точно ли Вам надо именно хрямзика, ведь кузяблика проще и дешевле.

 Профиль  
                  
 
 Re: Студенты младших курсов и научная работа
Сообщение24.01.2017, 11:32 


17/09/09
191
Спасибо, кто откликнулся! Будем думать, что и как.

пианист в сообщении #1186869 писал(а):
А нет ли возможности выделить (маленькую, но полезную) задачу $+$ компактный набор техник, которые позволяют ее решить?
Так, чтобы в техники, хотя бы и без понимания, почему так, было бы легко врубиться.


Вот к этому я вроде как тоже склоняюсь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Студенты младших курсов и научная работа
Сообщение29.01.2017, 16:22 
Заслуженный участник


06/07/11
3890
Anton_Peplov в сообщении #1187027 писал(а):
Трогательная история. Но сейчас уже малоактуальная. Сейчас студенты разбираются в языках и готовом софте лучше многих профессоров, и толковый студент поинтересуется, а точно ли Вам надо именно хрямзика, ведь кузяблика проще и дешевле.
С одной стороны согласен, а с другой - а есть ли гарантия, что сабжевый студент попадает в категорию разбирающихся? Потому что если не попадает, то пройдет по всем тем же граблям, а окружающим останется только вздыхать: "Ну как же так? Почему мы про это не подумали?"
И вторая вещь, о которой я хотел сказать, - это мотивация. Даже если она есть, желательно ее не убить. А если ее мало, надо о ней заботиться. Например, после выдачи первого задания говорить не "приходи когда закончишь" (как в моем случае), а "приходи через неделю, посмотрим, что получилось". А то в моем случае поначалу все шло более-менее, я заканчивал один кусок и приходил за вторым, а потом затык в работе совпал с летней сессией и каникулами, и "когда" превратилось в "никогда".
Я конечно не хочу никого винить, и прекрасно понимаю, что и сам я мог бы быть поактивнее в моем случае, но ведь если задача стоит как "затащить толкового студента в науку", то придется таки его тащить, когда он сам плохо идет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Студенты младших курсов и научная работа
Сообщение29.01.2017, 16:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
5029
rockclimber в сообщении #1188285 писал(а):
а есть ли гарантия, что сабжевый студент попадает в категорию разбирающихся?
Ставим студента перед собой и отеческим голосом произносим: сынок, нам надо автоматизировать это и это. Ты уж сам посмотри, что тут удобнее - программу написать, или в Excel формулу набить, или софт какой готовый найти. Ты, сынок, молодой, Google у тебя есть, давай, решай задачу. Через недельку приходи, расскажи, что надумал.
Ваша проблема в свое время была не только в том, что Вы не знали, какие средства оптимальны для Вашей задачи, но и в том, что Вы не могли этого нагуглить. Поисковики были плохие, интернет дорогой и медленный, контента в рунете с гулькин нос. У современного студента нет этих трудностей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Студенты младших курсов и научная работа
Сообщение29.01.2017, 20:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
63897
Kamaz в сообщении #1186557 писал(а):
Проблема в том, что он учится на втором курсе. Соответственно, уровень знаний - середина курса общей физики ну и такая же математика. Вот и думаю - а что я могу ему предложить? Какую задачу поставить с таким уровнем? Сам я занимаюсь теорией низкоразмерных полупроводниковых структур. Самая простая задача здесь (результаты которой можно опубликовать) требует как минимум знаний квантовой механики.
Pphantom в сообщении #1186561 писал(а):
Ну и, вообще говоря, совершенно не обязательно, чтобы ее тематика в точности совпадала с тем, чем Вы занимаетесь (и к чему затем предполагается привлечь студента) - достаточно, чтобы при выполнении работы появились какие-то навыки и знания, которые потом смогут пригодиться.
Anton_Peplov в сообщении #1186567 писал(а):
Если исследование предполагает вычислительный эксперимент, можно и за чисто программистскую работу посадить. ...в лаборатории и на обсчете результатов всегда нужны руки.

В голову приходит задача делать fit-ы экспериментальных данных какими-то известными или подгоночными моделями.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group