2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 08:07 
Аватара пользователя


18/06/12

499
планета Земля
Yadryara в сообщении #1125752 писал(а):
привёл в восторг воспитательницу: в 4-летнем возрасте складывал в уме трёхзначные числа. Сейчас ему 5 и читает как взрослый.
Может быть это офтопик, но мне интересно, какой литературой интересуется нынешняя 5-летняя молодёжь. Как скоро планируете дать ребёнку личный ЭВМ с интернетом и большим диском для хранения образовательных материалов? Когда собираетесь рассказать детям про смерть, секс и оппортунизм? Как нейтрализовываете религиозно-патриотический выхлоп, которым пропитано современное общество?

P.S. Затрудняюсь с пониманием слова "воспитание". У него есть аналоги в других языках?

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 09:08 
Аватара пользователя


07/01/15
1145

(Оффтоп)

Мне лично родители ничего не говорили про секс. Да это и не нужно - о запретных вещах дети всегда узнают сами. Вот было бы здорово, если бы люди относились к матану так же, как и к сексу. Сидит такой пацан, озирается по сторонам, пишет что-то на листке. А поблизости взрослый, злобно, подозрительно жмурясь и быстро приближаясь: "Ты чо, ИНТЕГРИРУЕШЬ?". Мальчик, красный, как рак, виновато глядит вниз. Взрослый прибегает, выхватывает бумажку: "Через спецфункции? Эх, ты..."


5-летняя молодежь интересуется сказками и мультиками. В свое время я читал (не столько читал, сколько слушал) мудрые грузинские сказки про цену чужих денег. А вот кое-то из форумчан, как видно, их не читал... Шарль Перро, Андерсен, братья Гримм, Спирит, В поисках Немо, Зорро, Бэтмен, Человек-Паук, Шрек - вот те вещи, которым я восхищался в детстве. Да и сейчас восхищаюсь.

Что касается одаренности. Чо все так нервничают? Это же прекрасно, когда есть талант! Надо кричать об этом с выпученными глазами на каждой улице: "У моего ребенка есть талант!", в садике "Талаант!", в школе "Талааант!!!", в узком кругу друзей: "ТАЛААААААНТ!!!"

А асоциальность - ну, это больше от родителей и от среды зависит, а не от способностей ребенка.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 09:33 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
SomePupil в сообщении #1125759 писал(а):
Что касается одаренности. Чо все так нервничают? Это же прекрасно, когда есть талант! Надо кричать об этом с выпученными глазами на каждой улице: "У моего ребенка есть талант!", в садике "Талаант!", в школе "Талааант!!!", в узком кругу друзей: "ТАЛААААААНТ!!!"

Вот как раз такой подход может существенно навредить.

Советую почитать Кэрол Дуэк, "Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей". Очень интересная и полезная книга. (По ссылке можно читать онлайн.) И там подробно рассмотрено, в частности, почему очень вредно говорить человеку: "Да у тебя талант!" — и почему вместо этого лучше говорить: "Ты здорово потрудился!"

Это очень тонкий, неочевидный момент, во многом контринтуитивный, поэтому лучше прочесть книгу, там всё объясняется подробно и на примерах. :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 10:11 


18/08/08
157
Denis Russkih в сообщении #1125761 писал(а):
И там подробно рассмотрено, в частности, почему очень вредно говорить человеку: "Да у тебя талант!" — и почему вместо этого лучше говорить: "Ты здорово потрудился!"


Увы, "здорово потрудился" не мотивирует, мотивирует - "у тебя талант". Труд это что-то из разряда унылого, серого и скучного, "земли". А талант возносит к горним высям, к "небу". Талант может вполне презирать и даже отрицать труд. Так что все сложно :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 10:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
ASH в сообщении #1125768 писал(а):
Увы, "здорово потрудился" не мотивирует, мотивирует - "у тебя талант".
Если приучить ребёнка к похвалам за то, в чём нет его заслуги (дано ему от других или от рождения -- например, волосы, платьице, игрушка) у него действительно представление о мотивации быстро приспосабливается. А очевидная общая рекомендация действительно такая -- хвалить ребёнка за достижения тем сильнее, чем больше в них вложено усилий.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 10:56 
Аватара пользователя


07/01/15
1145
Отец: Ну, сынок, покажи-ка, что ты там накалякал.
Ребенок: (Отдает тетрадку)
Отец: (С огромным удивлением) НИ фига себе! Ты решаешь задачи за девятый класс?! Эй, (зовет жену), смотри, наш карапуз решил задачи за девятый класс!
Мать: (Прибегает из кухни) Где? Где? Покажи. (Тоже в высшей степени удивления). Ничего себе!
Отец: (С гордостью глядя на ребенка) Ну, ты здорово потрудился, брат!
Ребенок: :shock:
Мать: Да, ты здорово потрудился!
Отец: Весь в меня!
(Взаимные подшучивания между отцом и матерью)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 11:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4639
ASH в сообщении #1125768 писал(а):
Труд это что-то из разряда унылого, серого и скучного, "земли".

Вот если у родителей такая установка, что труд - это скучно и уныло, тогда как раз дети эту установку и перенимают. И в результате не умеют получать удовольствие от труда, от роста, от преодоления препятствий.

SomePupil, не пойму, к чему весь этот странный диалог и в чём здесь юмор.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 11:49 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
ASH в сообщении #1125768 писал(а):
Увы, "здорово потрудился" не мотивирует, мотивирует - "у тебя талант". Труд это что-то из разряда унылого, серого и скучного, "земли". А талант возносит к горним высям, к "небу". Талант может вполне презирать и даже отрицать труд.

Эта точка зрения тоже рассмотрена в книге. :) Показано, как опасно бывает "мотивировать" подобным образом. :)


grizzly в сообщении #1125773 писал(а):
Если приучить ребёнка к похвалам за то, в чём нет его заслуги (дано ему от других или от рождения -- например, волосы, платьице, игрушка) у него действительно представление о мотивации быстро приспосабливается. А очевидная общая рекомендация действительно такая -- хвалить ребёнка за достижения тем сильнее, чем больше в них вложено усилий.

Да, всё верно. Если вкратце, то похвалы за "врождённый талант" способствуют формированию у ребёнка так называемой установки на данность (которая очень вредна и является благодатной почвой для будущих комплексов). Тогда как похвалы за проделанную работу способствуют формированию позитивной установки на развитие.

Это очень важные понятия, и в книге К. Дуэк они подробно разъясняются на многочисленных примерах.


SomePupil в сообщении #1125781 писал(а):
Отец: (С огромным удивлением) НИ фига себе! Ты решаешь задачи за девятый класс?! Эй, (зовет жену), смотри, наш карапуз решил задачи за девятый класс!
Мать: (Прибегает из кухни) Где? Где? Покажи. (Тоже в высшей степени удивления). Ничего себе!
Отец: (С гордостью глядя на ребенка) Ну, ты здорово потрудился, брат!
Ребенок: :shock:

Не, ребёнок воспримет это естественно, он ведь ещё не знает, что в таких случаях большинство родителей обычно принимаются ахать "У тебя талант" и т.д. :)

Только в данном случае лучше сказать: "Ты проделал большую работу для своего возраста, молодец!" — или что-то аналогичное. Это ведь правда: карапузу, чтобы решать задачи за девятый класс, нужно прочесть и усвоить немало информации, прорешать ряд других, более простых задач и т.д. Объём проделанной работы остаётся большим, даже если он справляется с ней быстрее, чем остальные дети.

Когда же родители хвалят ребёнка за его талант, то фактически они тем самым хвалят сами себя, ведь в наличии врождённых талантов никакой заслуги ребёнка нет. :) В результате ребёнок привыкает, что для получения похвалы нужно продемонстрировать, будто ему всё даётся легко и просто. Даже если ты приложил много усилий к достижению каких-то результатов — надо это скрывать и делать вид, будто у тебя "всё само собой получается". Только тогда тебя все будут хвалить и называть талантливым. :) При этом любая неудача является приговором — ведь это означает, что у тебя всё-таки нет врождённого таланта, иначе у тебя всё само собой получилось бы. И поделать с этим ничего нельзя, ведь невозможно второй раз родиться... Поэтому, чтобы избежать неприятных переживаний, надо браться только за такие задачи, которые ты легко и красиво можешь решить. (Излишне говорить, что этот путь ведёт в тупик.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 11:50 


18/08/08
157
Mikhail_K в сообщении #1125788 писал(а):
И в результате не умеют получать удовольствие от труда, от роста, от преодоления препятствий.


Так в том то все и дело, что наличие талантливости как бы избавляет от необходимости затраты усилий, приложения "труда". Что легко получается - не приносит удовлетворения, если случается "без внешнего поощрения", не подпитывается мотивацией гениальности. Так что талантливые вполне могут "не уметь получать удовольствие от труда". И даже испытывать к нему физическое отвращение. И презирать менее талантливых, но более упорных в достижении целей. Все сложно :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 12:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4639
ASH в сообщении #1125792 писал(а):
Так в том то все и дело, что наличие талантливости как бы избавляет от необходимости затраты усилий, приложения "труда". Что легко получается - не приносит удовлетворения, если случается "без внешнего поощрения", не подпитывается мотивацией гениальности. Так что талантливые вполне могут "не уметь получать удовольствие от труда". И даже испытывать к нему физическое отвращение. И презирать менее талантливых, но более упорных в достижении целей. Все сложно :)

Вот у меня вызывает физическое отвращение как раз такая точка зрения.

Возможно, природная талантливость может избавлять от необходимости затраты усилий для достижения некоторых целей; но тогда такому человеку нужно искать другие цели, более высокие, для достижения которых ему придётся затрачивать усилия.
У меня не вызывает уважения человек, не желающий трудиться, с лёгкостью достигающий чего-то там (да и то - только при наличии "внешнего поощрения") и не желающий развиваться дальше. Тем более, если он ещё презрительно относится ко всем остальным. И уж точно, я не хочу, чтобы такими были мои дети.

Кроме того, я сомневаюсь, что описанный Вами тип людей вообще существует. Если талант не развивать, он увядает.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 12:10 


14/01/11
2918
ASH в сообщении #1125792 писал(а):
Так в том то все и дело, что наличие талантливости как бы избавляет от необходимости затраты усилий, приложения "труда".

Согласен с Mikhail_K.
Для любого наперёд взятого гения найдётся задача, которая потребует от него сколь угодно большого количества усилий. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 12:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4639
И если у ребёнка талант, скажем, к математике, то надо не прыгать от счастья, что он решает задачи лучше и быстрее всех, а подкинуть ему или задачи олимпиадного уровня, или новый, более сложный материал (или и то и другое). Надо найти "потолок" его способностей. И когда он в этот потолок упрётся и начнутся неудачи, надо, чтобы они не расстраивали его, а мотивировали пробовать снова и снова, пока не получится. Так будет, если ребёнка хвалили за усилия, а не за талант. Если же его хвалили за талант, то появление неудач может просто расстроить ребёнка и разуверить его в наличии этого таланта.

-- 25.05.2016, 12:24 --

Возвращаясь к началу темы. Я не думаю, что одарённым детям стоит "прыгать" через классы (максимум один раз на один год). Именно чтобы не было проблем с социализацией. А вот поступать в специализированные школы, и/или заниматься самостоятельно вперёд программы - можно и нужно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 12:31 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
ASH в сообщении #1125792 писал(а):
Так в том то все и дело, что наличие талантливости как бы избавляет от необходимости затраты усилий, приложения "труда".

Если "труд" — это выпученные от усилия глаза, то отчасти да, но вот если воспринимать "труд" как объём проделанной работы — то нет. :) Трудиться приходится в любом случае, просто при наличии таланта тот же объём работы даётся быстрее.

ASH в сообщении #1125792 писал(а):
Что легко получается - не приносит удовлетворения, если случается "без внешнего поощрения", не подпитывается мотивацией гениальности.

А то, что легко получается, и не должно приносить удовлетворения. :) Человек должен переходить к более сложным и интересным задачам, которые для него трудны и не даются легко. Но вот с этим у "талантливых" (захваленных окружающими) как раз большие проблемы, потому что каждая новая неудача ставит под сомнение "талантливость", и возникает искушение браться лишь за то, что сравнительно легко получается. Однако без неудач и преодоления препятствий невозможно расти над собой, и в итоге человек оказывается в ловушке.

Кстати, помимо всего прочего, вознесение похвал гениальности — вообще-то довольно сомнительная мотивация. :) Если подумать, ну что приятного может быть в том, что хвалят не тебя, а твой талант?.. Все твои усилия, всё твоё упорство — это вещи, которых нужно стыдиться, которые нужно скрывать. Потому что окружающие должны быть уверены, что у тебя всё выходит само собой. :) По-моему, это совсем не весело.

ASH в сообщении #1125792 писал(а):
Так что талантливые вполне могут "не уметь получать удовольствие от труда". И даже испытывать к нему физическое отвращение. И презирать менее талантливых, но более упорных в достижении целей.

Вот они обычно и сдуваются потом, дойдя до предела своих врождённых способностей. :) Человек привыкает, что ему всё легко даётся, и тут вдруг сталкивается с задачами, которые даже для него сложны. А навыка упорного труда у него нет. В итоге он сходит с дистанции. Менее талантливые, но более трудолюбивые его обгоняют. :)

ASH в сообщении #1125792 писал(а):
Все сложно :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 12:50 
Аватара пользователя


18/06/12

499
планета Земля
SomePupil в сообщении #1125759 писал(а):
5-летняя молодежь интересуется сказками и мультиками.
Это какая-то типичная ошибка выжившего. Да, я тоже в 5 лет читал сказки и смотрел мультики. Но это не потому, что меня интересовали эти "бе бе му му" по Фреско, просто время было девяностые и читали что могли. Я, лично, точно помню свой интерес к радиоэлектронике, зародившийся ещё раньше, чем я себя помню - ну, так получилось, что мне рассказали, как читать схемы и как работают радиолампы до того, как я научился связно разговаривать. А ещё я много про Ленина читал - вовсе не потому, что меня интересовала эта историческая личность, а какая была макулатура в небогатой семье, такую и читал, надо же хоть куда-то тратить время, свободное от просмотра 3х с половиной каналов.
Но ведь должен где-то чей-нибудь ребёнок расти с Деграс Тайсоном вместо Спанч Боба и не тратя безграничную способность к запоминанию на заучивание каждого рекламного ролика наизусть...

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 13:15 
Аватара пользователя


18/01/16
627
Я помню, когда учился в HMУ, то довольно неплохо общался с одним парнем, которого можно с уверенностью назвать одаренным. Все лекции он понимал с полуслова, часто я видел, что ему просто становилось скучно. в то время как основная аудитория сверлила лектора глазами, пытаяьс хоть что-то понять. Притом добрую половину задач из листочков, он решал в уме во время лекции. Добавлю так же, что он призер Всероса по математике. Ну так вот, к чему я веду.
Парень был чертовым гением в математике, но совсем не умел контактировать с другими людьми. Его речь– примитивные предложения на уровне третьеклассника. Он был абсолютно безэмоциональным. Этакая счетная машина с анатомией человека. Жизнь этого человека была наполнена только просьбами о решении задач ( что он делал за весь курс) и простыми задачками по математике. При этом, кажущийся нам элементарно простым мир эмций и творчества остался для него непонятным и недоступным. Мне кажется, что через несколько лет он тоже покончит с собой.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 122 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group