2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Философская загадка
Сообщение27.01.2016, 14:42 
Заморожен


14/03/14
223
Предлагаю решить философскую загадку. Рассмотрим такое интересное рассуждение:
Anton_Peplov в сообщении #1088520 писал(а):
На данный момент нам известен только один разумный вид - человечество. Поэтому все, что мы знаем о свойствах разума, получено индукцией по одному члену. Мы, таким образом, не знаем, какие свойства нашего разума присущи любому разуму вообще, а какие - именно человеческому разуму. Эрго, любые рассуждения на эту тему будут иметь характер фантазий и спекуляций.
Действительно, чтобы сказать, какие отличительные признаки есть у разумных существ, надо их изучить и найти общие для них свойства, которых нет у существ неразумных, у неразумной природы.

Но здесь проблема: чтобы изучить разумных существ, надо отсеять неразумных от разумных, а для этого надо знать, какие общие отличительные особенности есть у разумных существ. Перед нами замкнутый круг. Даже для того, чтобы первоначально назвать наш "единственный член индукции" (человечество) разумным, надо понимать, что такое разум и не-разум.

Что будем делать? Откуда будем брать определение разума? То есть по каким признакам будем классифицировать существ на разумных и неразумных? Почему выберем эти признаки, а не другие? Совершенно произвольно выдумаем определение? А если не произвольно, то на что будем ориентироваться, чем будем ограничивать фантазию?

Далее. Предположим, что каким-то образом мы определение выбрали = как-то расклассифицировали существ. Будем ли мы изменять определение в процессе изучения? Будем ли мы выбрасывать элементы из множества разумных существ или добавлять элементы к этому множеству? Почему? При каких условиях будем модифицировать определение? К какому идеальному определению будем стремиться, и откуда мы получили представление об этом идеале?

(О разуме говорить не обязательно. Проблема касается любых индуктивных умозаключений.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Философская загадка
Сообщение27.01.2016, 15:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8077
A_Nikolaev в сообщении #1094617 писал(а):
Но здесь проблема: чтобы изучить разумных существ, надо отсеять неразумных от разумных

Эта проблема (действительно серьезная) обсуждается в этой теме: http://dxdy.ru/topic58242.html

-- 27.01.2016, 15:28 --

По теме. Наверное, лучше не пытаться сразу классифицировать наблюдаемых существ по признаку разумные/неразумные, а сначала расклассифицировать их по более простым признакам: обучаемые языку или нет, изготовляющие орудия или нет, способные к арифметическим действиям или нет... И когда будет набран материал, когда каждый вид займет свое место во всех этих классификациях - можно будет ловить всякие корреляции и уже на их основе вырабатывать определения. Принцип, общий для любой науки (и отличающий, кстати, науку от философии): не пытаться с наскока объять необъятное и утоптать неутоптаемое, начать с хорошо определимых и проверяемых вещей, а уж от них переходить (или не переходить) к обобщениям.

 Профиль  
                  
 
 Re: Философская загадка
Сообщение27.01.2016, 15:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4641
Пусть все лебеди, которых мы знаем, белые.
Можно сформулировать утверждение "Все лебеди белые" и считать, что оно, скорее всего, верно.
У нас при этом может не быть точного определения лебедя, но смутное интуитивное понятие точно есть.

Но однажды мы встречаем чёрного лебедя.
После этого мы можем:
- либо причислить его к лебедям и признать наше утверждение неверным (уже точно);
- либо же сказать, что это не лебедь, и уточнить наше понятие о лебеде, так чтобы эта птица, которую мы увидели, под это понятие не подходила. Видимо, в новом определении лебедя (может быть, тоже неточном) белизна будет уже явно прописана, так что утверждение станет верным (тоже уже точно).

По-моему, оба пути равноправно допустимы. Суть в том, что сталкиваясь с новыми объектами и явлениями, мы уточняем имеющиеся у нас понятия. Эти новые явления вынуждают нас уточнять свои понятия. Как именно мы их уточняем - наверное, не так уж важно, главное, что они становятся всё более точными.

К какой цели при этом мы стремимся? Вот к какой: чтобы все наши утверждения, в которые мы верим (или хотя бы некоторый каркас этих утверждений, составляющий основу нашего представления о Мире) мы могли подтвердить одновременно и эмпирически (имеющимися у нас фактами), и теоретически (доказательством на основе наших теоретических моделей). Разумеется, убедительное теоретическое доказательство предполагает, что наши понятия достигли определённой точности.

Рассмотрим утверждение "Все люди смертны". Мы можем подтвердить его эмпирически: нам неизвестны люди, прожившие хотя бы свыше двухсот лет. Но и теоретически, используя наши знания биологии. Поэтому этому утверждению можно доверять.
Что будет, если мы встретим бессмертного человека? Почти наверняка можно будет сказать, что на самом деле это не человек - его биологические свойства должны будут кардинально отличаться от человеческих, иначе бы наше теоретическое подтверждение смертности работало бы и в его случае. Но если он будет обладать разумом и выглядеть как человек, то вполне может быть, что мы уточним, изменим наше понятие о человеке, и всё-таки включим этого человека в число людей. Оба варианта равноправно допустимы.

Вряд ли такое постоянное уточнение понятий когда-нибудь закончится. И вряд ли будет найден некий канонический способ получения определений, сразу безупречно точных. Дело в том, что вводя понятие, мы проводим границу - эти объекты относятся к данному понятию, все другие объекты не относятся. Но в природе нет границ, они есть только в нашем языке и сознании.

Например, когда появились первые люди? Ответ на вопрос сильно зависит от соглашения, кого мы называем уже людьми, а кого - ещё обезьянами. В природе нет такой границы, границу проводим только мы сами.

 Профиль  
                  
 
 Re: Философская загадка
Сообщение27.01.2016, 15:49 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли
Давайте уже сведём проблему к вопросу о яйце и курице и закончим на этом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Философская загадка
Сообщение27.01.2016, 16:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8077
Вопрос о яйце и курице в категориальном научении вполне законно в свое время всплыл в когнитивной психологии (а до нее - в философии). Предположим, что абстрактные понятия возникают в нашей голове из опыта - путем отбрасывания одних свойств наблюдаемых объектов и выделения других. Скажем, после рассматривания книги, кирпича, стены дома, крышки стола и т.д. может сложиться понятие "прямоугольный". Таким образом, абстрактное понятие о прямоугольности как будто было выделено из визуального опыта. Но почему мозг сравнивает именно эти свойства, а не иные, которых можно придумать бесконечное множество? Похоже, что в нашей внутричерепной машинке уже есть вполне абстрактное понятие "форма", которое и позволяет нам замечать, что между всеми прямоугольными объектами есть нечто общее, что отличает их от круглых. Получается порочный круг: чтобы выделять абстрактные понятия из опыта, надо уже владеть абстрактными понятиями.

Потом в зрительной коре были найдены нейроны, реагирующие только на вертикальные линии (за это открытие 1958 года в 1981 г. получена Нобелевская премия) и только на горизонтальные, ответственные за восприятие округлых форм и острых углов. Часть геометрических понятий действительно оказалась аппаратно встроена в мозг.

Конечно, вопрос о путях выработки научной терминологии - это не вопрос о категориальном научении, но мы в него неизбежно свалимся, если закопаемся достаточно глубоко.

 Профиль  
                  
 
 Re: Философская загадка
Сообщение27.01.2016, 23:51 


21/11/14
229
A_Nikolaev в сообщении #1094617 писал(а):
1. ...Действительно, чтобы сказать, какие отличительные признаки есть у разумных существ, надо их изучить и найти общие для них свойства, которых нет у существ неразумных, у неразумной природы...
2. ... Даже для того, чтобы первоначально назвать наш "единственный член индукции" (человечество) разумным, надо понимать, что такое разум и не-разум...
3. ...(О разуме говорить не обязательно. Проблема касается любых индуктивных умозаключений.)
1. Если это совокупность признаков, то они могут быть объединены в один общий признак, который будет одним признаком. Аналогично обратное: любой признак может быть разложен на совокупность признаков. Единый признак разума - мышление - может быть разложен на любое количество неотъемлемых признаков.
2. Мышление, как признак отличия разума от не-разума, подходит. Но вот провести различение "мышление и не-мышление" - задача не тривиальная.
3. Индукция - операция логики. Но многие считают, что из логики нельзя построить мышление.

 Профиль  
                  
 
 Re: Философская загадка
Сообщение28.01.2016, 12:07 
Аватара пользователя


11/08/11
1135
Что-то мне кажется, тут больше будет влиять политика, чем наука. Так и вижу ситуацию: встречаемся мы с протосами, признаем друг друга разумными расами, торгуем. Вдруг протосы вводят против нас санкции и прекращают поставки тиберия. В ответ мы заявляем, что более не считаем их разумной расой. А раз так, то конфискуем все имущество протосов, живущих в нашей системе, а самих их сгоняем в зоопарки. А что, они же теперь просто животные, пусть там и живут...

 Профиль  
                  
 
 Re: Философская загадка
Сообщение28.01.2016, 14:33 


21/11/14
229
INGELRII в сообщении #1094787 писал(а):
... А что, они же теперь просто животные, пусть там и живут...
Кстати, хороший тест на разумность: сбежать из зоопарка, охраняемого системами, придуманными самопровозглашёнными разумными существами.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group