2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.

Отметьте наиболее близкое Вам утверждение
Верю в персонифицированную сущность, сотворившую и непрерывно творящую все, что только можно пронаблюдать вокруг 0%  0%  [ 0 ]
Верю в персонифицированную сущность, сотворившую исходные условия и законы развития всего существующего, но не вмешивающуюся в дальнейший ход событий 0%  0%  [ 0 ]
Верю в неперсонифицированную сущность, имманентно присущую всему вокруг и дающую этому всему возможность существовать постоянный импульс к развитию 5%  5%  [ 2 ]
Верю, что есть нечто, что мы не в силах описать утверждениями ни о роли его в сотворении, ни о роли его в процессе развития, и не являющееся постигаемыми нами физическими закономерностями 12%  12%  [ 5 ]
Являюсь осознанным сторонником одного из традиционных религиозных течений, стараясь не добавлять к нему ничего из своих умозаключений 2%  2%  [ 1 ]
Верю, что весь окружающий мир и его законы не требуют введения никаких дополнительных сущностей, которые мы могли бы назвать их источником и/или поддерживающей силой 65%  65%  [ 28 ]
Нет моего варианта ответа 16%  16%  [ 7 ]
Всего голосов : 43
 
 Re: Опрос по следам прочтения Р. Докинза
Сообщение08.01.2016, 17:25 


06/09/12
890
provincialka в сообщении #1088946 писал(а):
Имя Докинза как-то не связывается именно с вопросами веры... Товарищ совсем другими темами занимается!

Не соглашусь. Судя по его же ссылкам и роллбэкам в книге - он чуть не половину своего времени уделяет именно дискуссиям с креационистами всех мастей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Опрос по следам прочтения Р. Докинза
Сообщение08.01.2016, 19:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Это не совсем то же самое! Креационизм -- только частная теория, вопрос веры/атеизма гораздо шире.

 Профиль  
                  
 
 Re: Опрос по следам прочтения Р. Докинза
Сообщение08.01.2016, 20:19 


06/09/12
890
provincialka в сообщении #1089061 писал(а):
Это не совсем тоже самое!

Мне известно, что совсем не то же самое. Просто дискуссии с креационистами проходят гораздо острее из-за достаточно зыбкого фундамента аргументов против них. С традиционными верованиями и борьбой против них у Докинза все несколько проще, он их просто высмеивает.
И потом, Докинз ведь этолог. Его интересуют не только эти дискуссии сами по себе, но и вопрос возникновения и развития в человеческой популяции самого феномена религий. Он дает и свои гипотезы, и приводит гипотезы других биологов, основанные на моментах, связанных с (групповым) отбором. Поэтому эти дискуссии - часть его непосредственной научной работы, а не просто какая-то дополнительная форма популяризации эволюционной биологии.

 Профиль  
                  
 
 Re: Опрос по следам прочтения Р. Докинза
Сообщение09.01.2016, 00:28 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Я хотел презрительно промолчать на столь нелепо сформулированные вопросы, но раз тут начали такие люди высказываться, тоже выскажусь.

Но поскольку тема эта поднималась неоднократно, то процитирую себя.

    Munin в сообщении #604621 писал(а):
    По мере познавания научной картины мира (я имею в виду личное знакомство с ней, уже наработанной наукой), неоднократно наступает "впечатление Коперника" о том, что человек - далеко не выделенное явление мироздания. Наше Солнце - одна из мириад звёзд в одной только нашей Галактике, и она в свою очередь - одна из мириад мириад галактик. Мы - пылинка во Вселенной. На нашей собственной Земле жизнь насчитывает миллиарды лет и мириады видов. Из них многие куда многочисленней нашего. По положению в пищевой цепи, по ареалу распространения, по долговечности вида - мы далеко не уникальны, а весьма рядовые, а иногда и мимолётные визитёры на своей планетке. Если идти из микромира, и рассматривать разные формы организации материи, то оказывается, что их разнообразие бесконечно, и его невозможно предугадать, а наш собственный случай - настолько частный, что волнует нас исключительно из эгоцентризма.

    Что при этом думается про Бога? Бог - Создатель, и более того, Бог - Проектировщик, остаётся весьма правдоподобным вариантом. Но Бог - Надзиратель, Бог - Судия оказывается всё более и более нелепым. Если даже его взор сосредоточен на нашей планетке, то нас он должен судить не больше, чем инфузорий-туфелек. Да и чем ему приглянулась наша планетка? Получается, есть некий единый Судия во всей Вселенной, который судит грехи астероидов, разумных кристаллов с планеты ХххыВав, и заодно, походя, нас? Но в законах Вселенной были обнаружены законы физики, и не было обнаружено законов этики. Астероид, сбивая с орбиты другой астероид, не стыдится своего поступка. Да и стыдиться ему или гордиться - ни в каких скрижалях не написано. И даже если мы всё ещё настаиваем на наличии такого Бога, мы должны смириться с тем, что он, скорее всего, не антропоморфен. Ведь мы ничем не лучше даже инфузорий-туфелек, не говоря уже о разумных кристаллах. И следующий шаг - его этика тоже не антропоморфна. Попросту не выражается в наших понятиях.

    Можно ли предполагать такого Бога? Всё ещё можно. Но вспомним про разнообразие форм организации материи. Наши представления о разуме - основаны на единственном примере, который мы считаем эталонным, - на нашем собственном. И то, биологи выясняют в природе множество других примеров тех качеств, которые мы причисляем к разуму: логические заключения, планирование действий, рефлексия и т. д. Но это всё ещё на нашей Земле. Но и наши представления о жизни - антропоморфны. Мы представляем себе жизнь земную, клеточную, углеродную, на водной основе и т. п. - и не можем представить себе устройства жизни разумных кристаллов. У них, наверняка, жизнь устроена иначе, и разум устроен иначе - то есть, спорно, является ли он в нашем понимании разумом вообще. Так что, если мы пытаемся представить Бога всей Вселенной - то его разум не должен быть антропоморфен, и возможно, не будет с нашей точки зрения разумом вообще. И разумеется, его целеполагания не должны быть антропоморфны, если мы их ещё вправе так называть.

    Итого, к чему всё свелось? Во Вселенной есть некая высшая сущность. Бесконечно нам чуждая. Не проявляющая себя в обычных явлениях. А не всё ли равно, есть она или нет? На что это влияет?

    Заодно, мы исказили и Бога - Создателя. Ведь он тоже не должен быть антропоморфен, и его замыслы, и пожелания, и его дары своим творениям. Труднее представить, что он дарит своим созданиям свободу воли, чем закон сохранения импульса.

    И наконец, откуда нам известны заповеди Бога? Что вероятнее - что эта чудовищно всеобъемлющая сущность снизошла до нашей планетки, нашего вида, нашей этики, и нашей лингвистики, и продиктовала одному случайно выбранному человеку (причём случайно не младенцу и не городскому сумасшедшему) набор этических наставлений, или что мы всё-таки в каком-то виде сами их выдумали? На что намекает разнообразие религий, так схожее с разнообразием спонтанно эволюционно возникающих биологических видов, культур, языков, стран, например?

    Всё. Защищать не буду, кушайте как есть, не нравится - не кушайте.
    Munin в сообщении #604724 писал(а):
    Sonic86 в сообщении #604638 писал(а):
    Вы можете указать хотя бы одно свойство, которое у этого Бога есть?

    Например, вездесущести и всемогущества я у него не отнимал: они не антропоморфны (как мне кажется) :-)

    Sonic86 в сообщении #604638 писал(а):
    Если бы это был какой-нибудь эфир - уже бы давно отбросили эту идею и считали бы подобные рассуждения об эфире альтернативщиной.

    Если бы мы рассматривали идею в рамках физики или другой науки - то да, Бога быстро бы отбросили как ненаблюдаемую нефальсифицируемую сущность (собственно, это было одним из мотивов Поппера). Но я же говорю не про науку. Я говорю про личное мировоззрение. К науке оно не сводится. А науку я использую только для того, чтобы взять сообщаемые ею факты, и посмотреть, какое впечатление на формирующееся мировоззрение они производят.

    На всякий случай, ещё одно дополнение: я не против Бога - Утешителя, Дающего Надежду.

    Я думаю, что сам человек может находиться в разных состояниях, в которых он по-разному взаимосоотносится со своим мировоззрением: грубо говоря, когда человеку плохо, и когда человеку хорошо. Я изложил взгляды из позиции "когда человеку хорошо". Тогда он может порассуждать о том, как "космические корабли бороздят Большой Театр", а к предмету веры относиться по-философски, ставя свои логические заключения выше веры. Но бывает, "когда человеку плохо", и тогда ему не до расслабленных рассуждений, а он вынужден цепляться за других людей, и даже просто за символы и идеи, и идею Бога рассматривает не критично, а как шанс в той ужасной ситуации, в которой он оказался, и цепляется за него. На фразу
      Lucis в сообщении #604548 писал(а):
      То есть позволяющая уйти от реальности и реальных проблем человеку не настолько разумному, чтобы понимать, что проблемы на самом деле это не аннулирует, и что их источникам, которые рано или поздно все равно настигнут, стоило бы не показывать спину, но смело встречать их лицом к лицу.
    я тут уточню, что в тех ситуациях, о которых я говорю, часть проблем человеку вообще не решить (например, смерть близких - она бесповоротна), а с частью других лучше справляться, будучи не разбитым душевно, а более спокойным и собранным, даже если это спокойствие и получено эмоциональным самообманом.

    Но. Дело в том, что "когда человеку плохо" - это не основное состояние человека. Оно сравнительно редко (я говорю, опять же, в среднем). А религии не ограничиваются только множеством людей в этом состоянии, они навязываются и всем остальным, например, закрепляясь в мировоззрении человека после того, как он один раз пережил период, "когда ему плохо".
    Munin в сообщении #604724 писал(а):
    Да, и раз уж напомнили, пару слов про Бога - Объяснение. Это конечный пункт вопросов "Почему?", это стопор мысли и смерть любопытства, и поэтому любой учёный, любой желающий быть учёным, должен избегать этой идеи как болезни - всеми силами. Как "не спи - замёрзнешь", так и "не прибегай к Богу в объяснениях - ничего не объяснишь".

Ещё:
    Munin в сообщении #604840 писал(а):
    Да уж, строго последовательный во взглядах и убеждениях человек - это сферический конь в вакууме :-)

    Munin в сообщении #605154 писал(а):
    KVV в сообщении #605152 писал(а):
    Разумнее всего предположить, что его совсем нет.

    Ну что вы, разве поспешные предположения при недостатке данных разумны?
    Munin в сообщении #605175 писал(а):
    Я считаю, что разумно допустить, что Бога совсем нет. Но предположить... только в режиме диспута.
    Munin в сообщении #605183 писал(а):
    Я считаю, что это слова разные. Допуская, что Бога нет, я не отказываюсь допускать, что он есть. И не отдаю предпочтений какому-то варианту.

И немного отклоняясь в сторону:
    Munin в сообщении #606021 писал(а):
    Научная методология является противником религиозной методологии. Они принципиально несогласны в отношении к знанию, и в источниках знания. Наука считает знание выше веры, а религия - веру выше знания.
    Munin в сообщении #606021 писал(а):
    По-моему, вы позицию настоящего учёного понимаете неправильно, путаете её с позициями скептика и агностика. На самом деле, агностицизм - полная противоположность науке. Наука поклоняется знаниям, а не их отсутствию. Напротив, непознаваемость - это главнейший признак религии, центральный атрибут чуда. Наука развенчивает "сверхъестественное", а не отходит вежливо в сторонку.

На опрос не отвечаю. Я бы выбрал пункты 4 и 6, но их нельзя выбрать вместе, почему-то. Моя личная вера колеблется между ними, и это не составляет существенную часть моего бытия - так, иногда мелкие колебания настроения. Мои взгляды, в которых я уверен, не позволяют сделать выбора между ними, и настаивают на невозможности такого выбора. Пункт 7 в такой ситуации не подходит.

 Профиль  
                  
 
 Re: Опрос по следам прочтения Р. Докинза
Сообщение09.01.2016, 03:20 


02/11/11
1310
Munin в сообщении #1089129 писал(а):
Мои взгляды, в которых я уверен, не позволяют сделать выбора между ними, и настаивают на невозможности такого выбора.

Можете рассказать развернутее, что вас удерживает в поле 4-го пункта?

 Профиль  
                  
 
 Re: Опрос по следам прочтения Р. Докинза
Сообщение09.01.2016, 04:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Ещё раз: разницу между пунктами 4 и 6 (в описанном мной выше смысле) очень трудно заметить, она не обнаружима никакими исследованиями, не подкрепляется никакой серьёзной аргументацией, а в мировоззренческом плане практически иррелевантна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Опрос по следам прочтения Р. Докинза
Сообщение09.01.2016, 05:55 


06/09/12
890
Munin, вы не совсем поняли цели опроса. Она вовсе не в том, чтобы получить разъяснения по поводу сформулированных вопросов. Я вроде честно указал, что и сам полагаю их не вполне корректными. И не знаю, кстати, а можно ли их вообще корректно составить. Цель была увидеть, есть ли тенденция к результатам, приведенным у Докинза.

 Профиль  
                  
 
 Re: Опрос по следам прочтения Р. Докинза
Сообщение09.01.2016, 10:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
statistonline в сообщении #1089173 писал(а):
Я вроде честно указал, что и сам полагаю их не вполне корректными.

Тогда вы сами виноваты в том, что получаете некорректные результаты.

 Профиль  
                  
 
 Re: Опрос по следам прочтения Р. Докинза
Сообщение09.01.2016, 13:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
KVV в сообщении #1089167 писал(а):
Можете рассказать развернутее, что вас удерживает в поле 4-го пункта?

А вот, кстати! Я проголосовала за (6), так как надо было выбрать один вариант. Но и (4) отвергнуть не могу: а чёрт его знает? Может быть, и... Хотя верить я в это не верю, но "честность исследователя" же никуда не денешь!

 Профиль  
                  
 
 Re: Опрос по следам прочтения Р. Докинза
Сообщение09.01.2016, 13:10 


16/09/12
7127
Не могу проголосовать ни за один вариант, потому что они как-то странно сформулированы, хотя я атеист. Видимо 6 пункт. Но слово "верю" (да и "знаю") здесь мне не подходит. Не знаю, стоит ли расписывать свою позицию подробней.

 Профиль  
                  
 
 Re: Опрос по следам прочтения Р. Докинза
Сообщение09.01.2016, 13:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Я говорю, что "я атеист", когда передо мной человек, которому нет смысла что-то долго и подробно объяснять. Вообще, "верующий - атеист", как и большинство подобных делений, слишком примитивно, чтобы уложить в него что-то серьёзное. (И вспоминаются такие примитивные деления обычно при обсуждении философии и философских мировоззрений. Почему-то.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Опрос по следам прочтения Р. Докинза
Сообщение09.01.2016, 13:44 


06/12/14

617
Опрос крив. Во-первых, сама граница противостояния проходит между "верой" и "знанием" (последнее называется у религии "духовной прелестью", т.е человек теряет веру что, например, закон Ома может когда-то нарушиться, он начинает знать что такое невозможно... кстати, это ни есть хорошо, такая упертость. Ну в смысле для прикладного инженера это неплохо, а вот для академического ученого уже плохо, ибо лишает его полета мысли).
Во-вторых, Докинз, на самом деле, воюет с религией, т.е с социальным явлением. А вера/неверие отдельного человека в существование бога - тут, во сути, вообще ни при чем. Ну или проще, на ассоциативном примере - вот есть общеобразовательная школа, в ней есть предмет математика (ан. бог). Есть в школе учитель математики (ан. религия). Так вот Докиензу не нравится как этот учитель преподает сей предмет своим ученикам. А под докиензкую раздачу, ибо она сгоряча, попадает сам предмет, математика. Типа - "математика вредна" получается в его мысли.
Вообще все эти "околобоговые" терки сложны. Тут надо начинать с простого - есть ли у человека душа? Ответ на этот вопрос и ясно обозначает позицию собеседника к богу.
Да и вообще, не плохо-бы заменить термин "бог", на "надсистема", тогда все сведется к наличию/отсутствию чего-то над нами, как минимум выявится четкий общий ответ - а мы (никто из нас) не знаем, есть оно или нет. Ну а если не знаем, то и повода для вражды вроде нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Опрос по следам прочтения Р. Докинза
Сообщение09.01.2016, 13:50 


02/11/11
1310
Munin в сообщении #1089170 писал(а):
Ещё раз: разницу между пунктами 4 и 6 (в описанном мной выше смысле) очень трудно заметить, она не обнаружима никакими исследованиями, не подкрепляется никакой серьёзной аргументацией, а в мировоззренческом плане практически иррелевантна.

Пункт 4 предполагает нечто, перпендикулярное законам природы. В отличие от пункта 6. В мировоззренческом плане, как по мне, разница существенная. Хотя их и можно совместить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Опрос по следам прочтения Р. Докинза
Сообщение09.01.2016, 13:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
KVV в сообщении #1089252 писал(а):
Пункт 4 предполагает нечто, перпендикулярное законам природы.
Скорее, "перпендикулярное" научному знанию о законах природы. Но
Пит Хейн писал(а):
ЧУДО ВЕСНЫ

Законы природы
известны мильонам,
но все ли природа
творит по законам?

Грязь, превращенная
в солнечный крокус, —
это чистейшей воды
фокус — покус.

 Профиль  
                  
 
 Re: Опрос по следам прочтения Р. Докинза
Сообщение09.01.2016, 14:01 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
Я проголосовал за п.6, хотя и испытывал сомнения, подобные озвученным выше. Да, слова "верю", "знаю" мне тоже не показались удобными, но с другой стороны формулировки и так слишком расширены, чтобы заменить эти слова более подходящими "склонен предполагать, что наиболее правдоподобной является гипотеза...". С учётом этого, я не считаю, что так уж важно долго спорить по поводу "верю -- знаю". В идеале должны были быть все эти пункты со словом "верю" в начале, потом со словом "знаю", потом "предполагаю",..., либо какой-то выбор в шкале серого, но неужели нужно всё настолько усложнять?

Что касается п.4, то в моей трактовке формулировок он не противоречит п.6 и в моих представлениях может быть в него включён (например, как существование управляющих законов такого уровня сложности, который в принципе не может быть постигнут человечеством). Поэтому сомнений между этими пунктами у меня не возникло.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 140 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group