2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2
 
 
Сообщение09.10.2007, 19:51 
Заслуженный участник


05/09/05
515
Украина, Киев
Macavity писал(а):

...

Чтобы не было неоднозначности толкования я приготовил (и задал) свой вопрос для интернет-интервью на сайте журнала "Наука и жизнь" Владимира Николаевича Васильева - Вице-президент Российского союза ректоров, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО), научный руководитель ВНЦ «ГОИ им. С.И.Вавилова», доктор технических наук, профессор.
Текст вопроса привожу -
Цитата:
Уважаемый Владимир Николаевич! У нас (на научном форуме Мехмата МГУ http://dxdy.ru/ возникла дискуссия о проблемах преподавания математики в школе. Мой оппонент утверждает, что Высшую математику (математический анализ) надо убрать из школьной программы и это необходимо для дальнейшего успешного обучения в ВУЗе. Я же считаю, что Высшую математику ни в коем случае нельзя убирать - это вредно для науки, не способствует отбору и обучению талантливой молодежи и вообще дорогостоящий бессмысленный эксперимент. Пожалуйста, выскажите своё мнение по данной теме.
(Владимир aka Macavity)


Ну что же, вопрос принят - подождём октября.


Вот ответ Владимира Николаевича Васильева на мой вопрос:
Цитата:
В данном случае я больше склоняюсь к мнению вашего оппонента. Мне кажется, что высшая математика должна преподаваться в вузах. Знаний сейчас достаточно много, а ось знаний бесконечна. Ребенку пытаются навязать как можно больше предметов. А школьник сегодня настолько перегружен, что уже не может развиваться. Программа и стандарты базового школьного образования должны быть уменьшены. Если человек имеет тягу к высшей математике, есть дополнительные образовательные программы. Он может изучать математику самостоятельно или ходить во Дворец творчества юных. Я в свое время в девятом классе начал изучать высшую математику самостоятельно и пользовался учебником для техникумов.

Математическая культура - это отдельная культура, и она, безусловно, должна быть. Но если человек ориентирован на гуманитарную сферу, перегружать его теми или иными естественнонаучными дисциплинами, в частности высшей математикой, не перспективно. И это не дорогостоящий бессмысленный эксперимент – специализация по высшей математике должна быть в профильных школах. Если человек имеет тягу к физике и математике, то в спецшколе ему могут дать элементы высшей математики. Но для всех школьников высшую математику вводить не нужно.


Как видно, он со мной не согласен.

Тем не менее его позиция об изучении математики в специализированных школах (как видно из моих сообщений) совпадает с моей.
Вот что я писал в одном из постов:
Цитата:
Здесь, выше промелькнула мысль о том, что в школе высшая математика вообще не нужна. Как человек, который когда-то заканчивал физ-мат школу, никогда с этим не соглашусь.
Другое дело, что надо менять систему образования, вводить некую лицейность или направленность обучения в старших классах. Мне непонятно, если есть дети с ярко выраженными способностями к математике или физике, или химии, пусть даже географии, истории или литературе, почему не помочь им открыть те страницы науки, которые они должны открывать по праву. Такие знания надо беречь и селекционировать, а не делать всем одинаковую чёлку и цвет ботинок...

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение09.10.2007, 20:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/11/06
696
мехмат
Я ни в коем случае не говорю, что нужно ограничивать детей с "ярко выраженными способностями". Я говорю, что та высшая математика, которая преподается в школе сейчас (а именно, мат анализ), неприемлима именно для преподавания в школе. Лично мне (и большинству моих одноклассинков) матан не нравился, причем это никак не зависело от учителя (которого я и мои одноклассинки очень уважаем и на уроки по обычной математики к которому мы ходили с удовольствием). У школьников по-другому устроены мозги, они не могут оценить красоту большинства тех результатов, о которых им рассказывают, тем более что нечто интересное по матанализу в школе почти не рассказывается (на мой взгляд, нечто интересное --- это интегралы с параметрами и дифференциальные формы). По-меому, разумнее было бы попробовать рассказать нечто такое из высшей математики, что, во-первых, является полезным с точки зрения восприятия математики как науки, во-вторых, интересно именно школьнику, и в-третьих, рассказывается мало или не рассказывается вовсе в основных курсах в ВУЗе.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение10.10.2007, 05:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


21/12/05
5907
Новосибирск
Lion писал(а):
По-меому, разумнее было бы попробовать рассказать нечто такое из высшей математики, что, во-первых, является полезным с точки зрения восприятия математики как науки, во-вторых, интересно именно школьнику, и в-третьих, рассказывается мало или не рассказывается вовсе в основных курсах в ВУЗе.

Например, некоторые начала теории чисел и элементы комбинаторики, которые по существу давно уже изгнаны из школы. А ведь они были лет 50 назад.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение10.10.2007, 12:13 


29/09/06
4552
Lion писал(а):
У школьников по-другому устроены мозги, они не могут оценить красоту большинства тех результатов, о которых им рассказывают, тем более что нечто интересное по матанализу в школе почти не рассказывается (на мой взгляд, нечто интересное --- это интегралы с параметрами и дифференциальные формы).


Я хорошо помню свои впечатления насчёт "нечто интересное по матанализу". Я тогда просто обалдел! Ну ладно, движение с постоянной скоростью --- совсем просто. С равноускоренным --- забавно, как-то хитро справились... Но, оказывается, подобным образом можно справиться и с любым законом изменения скорости! В конце концов --- нарисовать достаточно часто эти столбики-прямоугольники и просуммировать (ЭВМов тогда в обычной жизни не было, но мысли приходили. Типа 30 человек в классе, каждый свой столбик сосчитал и с предыдущим сложил...). Так --- на самом деле оказывается!!! --- какой бы там график скорости не задали --- хоть парабола, хоть синусоида, хоть $a^x$, не надо эти столбики суммировать --- всё точно считается формулами! И куча задачек разных сводится к этой площади под кривой --- хоть расстояние, хоть объём дерева. И как теперь забавно выглядят давно известные равномерное и равноускоренное движение...

Не страшно, что это нельзя подать строго, --- не надо тратить время на строгую подачу. Это --- ежели математика будет избрана индивидуумом в качестве будущего ремесла. Зельдович, "Высшая математика для начинающих" --- именно такой подход, и я её прочитал в 9-м классе и охренел от открытий чудных.

Так что я за интегралы без параметров...

Естественно, в классе есть десяток таких, которые и квадратное уравнение "прошли", т.е. забыли, и прямую не нарисуют, и кто такая функция не ощущают. Издеваться над ними основами анализа неразумно. Отпустить в футбол играть или решать квадратное уравение.

А лучше --- пусть играют в карты. В кинга хотя бы, потом --- в преферанс. С участием учителя, разумеется. Развивает здорово. Умение анализировать вероятности и статистику должно тоже прививаться школьнику. И тем, которых мы оставили на уроке анализа тоже, конечно, надо в карты поиграть. Насколько мне известно, только в Венгрии была (или есть) такая практика.

Лабораторные работы нужны. Пусть посуммируют ручками или компьютером, график частичных сумм составят, глядишь --- и сами откроют, и запомнится. В парадокс Монти-Холла можно ведь просто поиграть на уроке: "А теперь, когда мы запротоколировали 30 игр, и знаем во всех 30 случаях за какой дверью когда была коза, а за какой --- автомобиль, давайте посмотрим, что было бы, если бы игрок применял другую тактику. Сколько бы машин он выиграл в этом случае (при тех же раскладах)? Опаньки... Ни хрена себе...

И информатики с математиками могли бы согласовывать свои действия. --- те же интегралы посчитать вовремя, не называя их этим именем, диффуры порешать (собака за кошкой гонится и проч., не называя это диффуром).

И сочинения по русскому языку на тему "Отцы и дети" или "Татьяна Ларина" --- ерунда. Никто их не пишет от души. Есть же прекрасная тема ---- две трубы, одна за 3 часа наполняет, другая за 5. Изволь расписать подробно, так, чтоб мама поняла, без этих штучек ("перв. за 3 ч. втор. за 5 ч. вм. за 3+5=8ч."). Суждения, выводы, связи, отступления, может, шутки... Естественно возникающие придаточные предложения и знаки препинания. Даже учительнице русской литературы только в радость будет попроверять такое --- как ей надоел этот однообразный бред про Таню Ларину. Да что там говорить --- нет лучше темы для сочинения, нежели конкретная, не самая тривиальная задача.

Не стоит убирать из школы основы анализа. Сэкономить можно на утомительных фокусах с тригонометрическими уравнениями и неравенствами, например.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.10.2007, 23:43 


25/10/07
1
Munich
bot
Цитата:
Именно. У нас это называют синдромом фымышат. Сначала пропускают потому, что всё понятно, а потом забивают вовсе, потому что уже ничего непонятно, а напрягаться-то уже отвыкли.
Из нашей фымышовой группы до второй сессии дожили 66%.

Думал у меня у одного такое было. А почитал - вижу я оказывается не так одинок. И хотя мне удалось проскочить первую сессию и дальше взятся за ум - но хотелось бы отметить, что преподавателям наверное надо было отдельно как-то отметить для фымышат, что с ними может случится и случится, если будут думать, что на голову выше других и все знают.

И не в школьном матане дело. Просто так брать что-то и выбрасывать из программы нельзя - иначе у нас пол-страны так и не узнают, что такое интергал, а зря :)
Я помню когда впервые встретился с матаном в школе то ходил и задавался вопросом, а почему я сам до этого не додумался - открылся совершенно новый тип мышления и соответственно задач. На смену зачастую просто хитрости в решении или набору технических действий пришел новый класс задач.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение26.10.2007, 08:54 


29/09/06
4552
bot писал(а):
Именно. У нас это называют синдромом фымышат.


marienplatz писал(а):
Думал у меня у одного такое было. А почитал - вижу я оказывается не так одинок.


Не одинок! Пока был уже знакомый матан --- можно было быстро всё порешать и --- гулять в Москву из Долгопы. На лекции не ходить (я об этом уже даже упомянул, рассказывая байку про целое число между 7 и 8). Потом незнакомые ТФКП, диффуры --- учиться разучился, двойки-тройки пошли... На старости лет пришлось, однако, постигать пропущенное...

Интересно было узнать, что это факт медицинский.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.10.2007, 12:57 
Заслуженный участник


05/09/05
515
Украина, Киев
Алексей К. писал(а):
...
Потом незнакомые ТФКП, диффуры --- учиться разучился, двойки-тройки пошли... На старости лет пришлось, однако, постигать пропущенное...


:) - Вы не исключение.

Кстати, недавно читал книгу Зелига об Эйнштейне и Ваше сообщение мне напомнило, приводимую им полуанекдотическую историю:
Цитата:
Забавную историю рассказывают о том, как однажды вечером в гостях Эйнштейну задала вопрос сидевшая против него восемнадцатилетняя девушка:"А кто Вы, собственно говоря, по специальности?" "Я посвятил себя изучению физики", - ответил седовласый ученый. "Как, в таком возрасте Вы ещё изучаете физику?- удивленно воскликнула девушка. - Я и то разделалась с ней больше года назад".

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 22 ]  На страницу Пред.  1, 2

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group