2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Правильно ли я понимаю?
Сообщение31.03.2013, 20:36 


20/12/11
308
Согласно СТО скорость света недостижима, допустим для простоты, для ракеты со мной. Правильно ли я понимаю качественное обоснование этого?

Предположим, что я на ракете разогнался до скорости света - с. В этот момент с носа своей ракеты я испускаю луч света, и согласно СТО я должен увидеть, как этот свет удаляется от меня со скоростью с. Как поживает сторонний наблюдатель? Он не видит факта испускания света с носа моего корабля, потому что корабль уже двигается со скоростью света. И получается парадокс: для меня факт испускания есть, а для него в принципе нету. И этим, по-моему, можно обосновать недостижимость скорости света.

Со скоростью больше с ещё нагляднее. Наблюдатель видит, что я напарываюсь на свет, который обогнал. Для меня же этого события в принципе не происходит и не произойдет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правильно ли я понимаю?
Сообщение31.03.2013, 21:29 


22/06/09
975
Обоснование недостижимости скорости света, насколько я понимаю, следующее - для того, чтобы достигнуть скорости света, необходимо затратить бесконечную энергию. Это просто следствие релятивистской динамики.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правильно ли я понимаю?
Сообщение31.03.2013, 22:03 


20/12/11
308
Нам преподаватель просто на первых парАх объяснял, исходя лишь из инвариантности скорости света. Правда, я дословно его не понял, а лишь интерпретировал для себя так, как написано в первом посте темы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правильно ли я понимаю?
Сообщение31.03.2013, 22:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Качественное обоснование - это то, что происходит при преобразованиях Лоренца. Изучите псевдоевклидову геометрию (она элементарна для человека вашего уровня), и всё поймёте.

А то, что вы написали в первом посте - это так выглядят неуклюжие попытки изложить красивый математический факт для зевак, не знающих математики - в плохих "популярных книгах" про СТО. Не опускайтесь до такого уровня.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правильно ли я понимаю?
Сообщение31.03.2013, 22:29 


20/12/11
308
Под качественным я понимал, что словами, а не формулами. Но и всё-таки хотелось бы понять здесь и сейчас, что имел в виду преподаватель, даже если это "неуклюже" с точки зрения строгости физики.

-- 31.03.2013, 23:54 --

Преподаватель подчеркнул, что это объяснение на пальцах. И я хочу привести, что он сказал, чтобы вы мне пояснили.

"Недостижимость скорости света следует из её инвариантности. Если мы будем лететь с с, то скорость света относительно нашей системы отсчета будет равна нулю, свет относительно нас не двигается, а это перечит утверждению инвариантности."

Так а почему, если классический закон сложения скоростей не работает для околосветовых скоростей, то почему он начинает работать в момент, когда мы сами гипотетически достигли скорости с? Почему исходя из тех же соображений инвариантности нельзя сказать, что мы будем двигаться со скоростью с, а относительно нас свет будет также двигаться со скорость с?

 Профиль  
                  
 
 Re: Правильно ли я понимаю?
Сообщение31.03.2013, 23:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Словами, а не формулами: увеличение скорости есть поворот в пространстве-времени. Оказывается, этот поворот устроен так, что "угол" поворота (гиперболический параметр, или быстрота) может увеличиваться до бесконечности, но при этом вы будете двигаться всегда медленнее $c.$ Такой специальный поворот. Как он устроен - это уже формулы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правильно ли я понимаю?
Сообщение01.04.2013, 00:10 


23/12/07
1757
Munin, но ведь то, что вы говорите - это же тоже математический формализм. А ТС ожидает, насколько я понял, что соответствующее утверждение можно доказать, отталкиваясь от постулатов и задействую только логику, без математики. (Ну как, например, сводят к парадоксам доказательство невозможности путешествия во времени и т.п.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Правильно ли я понимаю?
Сообщение01.04.2013, 00:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Логика - это и есть математика. Я не стану никого обманывать по этому пункту.

-- 01.04.2013 01:21:28 --

Вывести СТО из постулатов можно, конечно. Но это всё равно в конечном счёте будут те же преобразования Лоренца.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правильно ли я понимаю?
Сообщение01.04.2013, 00:41 


23/12/07
1757
Munin в сообщении #704135 писал(а):
Логика - это и есть математика. Я не стану никого обманывать по этому пункту.

Вроде бы нет. Математика использует логику, но не включает ее в себя.

-- Пн апр 01, 2013 01:45:08 --

Munin в сообщении #704135 писал(а):
Вывести СТО из постулатов можно, конечно. Но это всё равно в конечном счёте будут те же преобразования Лоренца.

И ТС интересовало не все СТО, а лишь конкретное утверждение в нем. А потому нет ничего зазороного в том, чтобы попытаться доказать его без привлечения "тяжелой артиллерии".

 Профиль  
                  
 
 Re: Правильно ли я понимаю?
Сообщение01.04.2013, 01:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
_hum_ в сообщении #704147 писал(а):
Вроде бы нет. Математика использует логику, но не включает ее в себя.
Математика готова изучать любые структуры, которые можно в достаточной степени формализовать. Логика формализуется без труда, поэтому изучается математическими методами, и получается математическая логика (в некотором множестве вариантов: классическая, интуиционистская, ...). При этом математические методы основаны, естественно, на логике.

_hum_ в сообщении #704147 писал(а):
И ТС интересовало не все СТО, а лишь конкретное утверждение в нем. А потому нет ничего зазороного в том, чтобы попытаться доказать его без привлечения "тяжелой артиллерии".
Мне кажется, что начинать изучение СТО с доказательства недостижимости скорости света не следует, поскольку для этого нужны кое-какие формулы. Можно было бы ещё до вывода преобразований Лоренца, сформулировав определение одновременности по Эйнштейну и постулаты, объяснить относительность одновременности, сокращение длин, замедление времени. А с обоснованием недостижимости скорости света подождать до вывода формулы преобразования скорости (обычно её называют формулой сложения скоростей).

 Профиль  
                  
 
 Re: Правильно ли я понимаю?
Сообщение01.04.2013, 02:59 


23/12/07
1757
Someone в сообщении #704163 писал(а):
Логика формализуется без труда, поэтому изучается математическими методами

Цитата:
При этом математические методы основаны, естественно, на логике.

Как-то не совсем для меня вяжется одно с другим: математика способна полностью описать логику, но при этом с необходимостью должна ее же задействовать для описания. Получается ссылка на себя же.

Да и в любом случае, то, что логика может быть описана математическим языком не делает ее частью математики.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правильно ли я понимаю?
Сообщение01.04.2013, 09:48 


22/06/09
975
_hum_ в сообщении #704123 писал(а):
то, что вы говорите - это же тоже математический формализм. А ТС ожидает, насколько я понял, что соответствующее утверждение можно доказать, отталкиваясь от постулатов и задействую только логику, без математики.

Отталкиваясь от постулатов и задействуя логику - это самый настоящий математический формализм :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Правильно ли я понимаю?
Сообщение01.04.2013, 13:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
_hum_ в сообщении #704179 писал(а):
Как-то не совсем для меня вяжется одно с другим: математика способна полностью описать логику, но при этом с необходимостью должна ее же задействовать для описания. Получается ссылка на себя же.
Есть понятие метатеории. Так называется теория, которая служит для описания и изучения другой теории. Например, мы можем изучать теорию множеств ZFC, используя в качестве метатеории ZFC. При этом это разные теории: у них разные языки с разными алфавитами: алфавит предметной теории является объектом метатеории, а алфавит метатеории является объектом "мета-мета-теории".
В качестве универсальной метатеории (неформализованной) используется естественный язык.
Разумеется, та логика, которая изучается математическими методами, и та логика, которая используется для этой цели - это разные теории. Как я уже сказал, у них разные алфавиты, являющиеся объектами разных теорий.
Вообще, математика - это очень большой и постоянно растущий комплекс различный теорий, в разной степени формализованных. Разделение на математику и логику, в общем-то, условно. Формализованная теория (например, арифметика) обязательно должна включать логические аксиомы и правила вывода, а не только собственно свои аксиомы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правильно ли я понимаю?
Сообщение01.04.2013, 13:56 
Аватара пользователя


09/06/11
158
Моздок
А мне преподаватель говорил так: чтобы что-то понять в ТО необходимо работать с диаграммами Минковского...
Ну, к слову, он у нас как-то не очень хорошо об Эйнштейне отзывается. Я так понял это мода какая-то прям.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правильно ли я понимаю?
Сообщение01.04.2013, 15:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
_hum_ в сообщении #704147 писал(а):
И ТС интересовало не все СТО, а лишь конкретное утверждение в нем.

Если вывести СТО, то будут доказаны и конкретные утверждения :-)

(Оффтоп)

_hum_ в сообщении #704179 писал(а):
Получается ссылка на себя же.

Это называется проблемой оснований математики. Да, в конечном счёте математика ссылается на себя же. Но выяснено, что это можно делать по-разному, и если вы сомневаетесь, например, в логике, то можно вместо этого взять что-то другое, например, арифметику - и уже на этом основании сформулировать логику. Одна из вещей, в которых сейчас принято всем вместе сомневаться по минимуму - это естественный язык, и тогда получается схема, которую описал Someone, с универсальной метатеорией.


FFMiKN в сообщении #704299 писал(а):
А мне преподаватель говорил так: чтобы что-то понять в ТО необходимо работать с диаграммами Минковского...

Всё правильно. И диаграммы Минковского, и геометрия Минковского - это как раз та самая псевдоевклидова геометрия и пространственно-временные диаграммы, о которых я упоминал. Другие названия для.

FFMiKN в сообщении #704299 писал(а):
Ну, к слову, он у нас как-то не очень хорошо об Эйнштейне отзывается. Я так понял это мода какая-то прям.

К этому надо выработать иммунитет, и как можно более быстро. Чтобы отскакивало.

Ситуация такая. СТО - теория, имеющая нескольких авторов, строившаяся поэтапно. Такое вообще часто бывает, гораздо чаще, чем когда теория создана целиком одним автором. Наиболее крупные вклады в её построение совершили такие учёные:
1. На первом этапе (по 1904) начал строится математический аппарат теории - это сделал Лоренц.
2. На втором этапе (1905-1906) математический аппарат теории принял завершённую форму, охватил кинематику, механику частицы и электродинамику. Был выяснен физический смысл теории. Это сделали почти одновременно и независимо Пуанкаре и Эйнштейн.
3. На третьем этапе (1907) был выяснен геометрический смысл теории. Это сделал Минковский.
Кроме того, менее значимые вклады по более частным вопросам совершили и другие учёные, например, Фитцджеральд, Планк. Около 1907 года в пользу СТО (против конкурирующих теорий Абрагама и Ланжевена) были получены экспериментальные результаты Кауфмана.

Потом для широкой публики очень полюбилась фигура Эйнштейна, и в общественном сознании создание СТО стало ассоциироваться с Эйнштейном, а вклад других учёных стали забывать. Соответственно, возникло "противодействие", когда другие начали приписывать всю заслугу Пуанкаре (или как вариант, Пуанкаре и Лоренцу), и недооценивать вклад Эйнштейна. Частично эти два лагеря сгруппировались как "физики" и "математики". И те и другие взгляды основаны на недостаточном знании истории. А история - нечто среднее. И со множеством нюансов. Часть высказываемых претензий с обеих сторон неверна, часть верна, но малозначима. И хотя искать историческую истину - можно, но пытаться её представить как одно из полярных утверждений "всё сделал Эйнштейн", "всё сделал не Эйнштейн" - ошибка. И лично мне последнее напоминает ещё тягу копаться в чужом грязном белье, шумно его оценивая.

Настоящие оценки всему этому делу история уже вынесла. Правильное название теории - СТО (не "чья-то личная теория"). Преобразования Лоренца. Группы Лоренца и Пуанкаре. Постулаты Эйнштейна. Геометрия (пространство) Минковского. Эти вещи называются именно так, и по-другому называться уже не будут.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 22 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group