2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: Зачем изучать историю наук?
Сообщение07.10.2012, 16:13 


22/01/11
309
Munin

Если говорить о математической науке, то там была уже весьма себе наука. Доказательства, алгоритмы. Академий не было - это да. Но науку делают не в академиях в конечном счете, а в умах людей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем изучать историю наук?
Сообщение07.10.2012, 20:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Я не знаю современного научного метода в математике. Если дадите почитать, может быть, соглашусь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем изучать историю наук?
Сообщение07.10.2012, 22:52 


28/11/11
2884
Может быть, математика сама по себе является научным методом? (Способом добывать научные знания.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем изучать историю наук?
Сообщение07.10.2012, 23:04 


20/12/09
1527
ozes в сообщении #623962 писал(а):
У нас ни одного портрета Лежандра и Гука нет - о какой истории в такой ситуации можно говорить?

Зато есть портреты Евклида, Пифагора, Архимеда.

-- Вс окт 07, 2012 23:09:43 --

В интернете есть портреты Лежандра и Гука.

Портреты - коварная штука.
Например, всем известный портрет знаменитого российского путешественника Витуса Беринга,
оказался портретом датского поэта Витуса Беринга, который дальше Копенгагена никуда не уезжал.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем изучать историю наук?
Сообщение08.10.2012, 01:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
longstreet в сообщении #628163 писал(а):
Может быть, математика сама по себе является научным методом?

В других науках - да, применение математических инструментов - мощная составляющая научного метода. Но создание самих инструментов требует отдельного метода.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем изучать историю наук?
Сообщение08.10.2012, 01:52 


28/11/11
2884
Ах, да, согласен.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем изучать историю наук?
Сообщение08.10.2012, 15:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9490
Москва
История наук - гуманитарная дисциплина. Изучаемые в негуманитарных ВУЗах гуманитарные дисциплины можно разделить на специальные и общеразвивающие.
К первым относятся те, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности, например, иностранные языки. Есть дисциплины этого ряда, которые будут использованы не всеми, но достаточно большим числом выпускников. Например, методика и дидактика будут использованы только теми выпускниками математических факультетов, которые будут математику преподавать, экономика и юриспруденция - теми, кто будет руководить коллективами и т.п.
Общеразвивающие дисциплины позволяют повысить навыки устной и письменной речи, долговременную и кратковременную память, приёмы работы с неточно сформулированными утверждениями и плохо структурированными текстами. История науки относится, полагаю, к этой группе, и ничем не хуже изучения Священной Истории или Истории КПСС. Но она может вызвать меньшее отторжение у студентов по сравнению с заведомо не относящимися к основному курсу дисциплинами. В остальном её польза такая же - умение бойко говорить, умение прочесть смутно написанный текст, что-то понять и затем воспризвести, умение держаться перед аудиторией.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем изучать историю наук?
Сообщение08.10.2012, 19:09 


22/01/11
309
Munin в сообщении #628095 писал(а):
Я не знаю современного научного метода в математике.


А можете привести пример несовременного или вообще какого-нибудь?
Именно в такой формулировке "научный метод в математике" я лишь догадываюсь, что вы имеете в виду.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем изучать историю наук?
Сообщение09.10.2012, 02:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Евгений Машеров
1. Оказывается, физвоспитание - общеразвивающая гуманитарная дисциплина, а я и не знал. :-)
2. Я говорил, похоже, о другой истории науки, чем вы. Не о той, где студенты учатся бойко отбарабанивать смутно написанный текст, а о той, где (аспиранты?) учатся историческому развитию научной мысли, извлекают опыт из ошибок прошлого, на конкретных примерах осваивают, что есть научное исследование и достижение, каким оно бывало в прошлом, и каким в сравнении бывает сегодня. Не о той истории наук, где сказано, что Галилей в 1612 году посмотрел в телескоп и увидел Луну, а о той, где сказано, что ему никто из астрономов не верил, потому что не имели навыков наблюдения в телескоп, а зафиксировать и представить в проверяемой воспроизводимой форме результаты своих наблюдений Галилей не смог, никто не подхватил его порыва (только Гюйгенс через полвека), и не начал массово строить телескопы и наблюдать в них небо, улучшая инструмены и уточняя результаты. Об этом написал Фейерабенд, но сомневаюсь, что при подходе "зазубрить и отбарабанить" кто-нибудь задаст студентам его прочитать.

Esp_ в сообщении #628464 писал(а):
я лишь догадываюсь, что вы имеете в виду.

Проблема в том, что я тоже лишь догадываюсь.

Ну например, как происходит исследование новой теории, в каком порядке? Как от одной теории переходят к другой? Откуда берут постановки задач, как они эволюционируют? Для естественных наук я знаю про цикл эмпирика - теория - эмпирика, который могу описывать подробней, а для математики - не знаю, как она продвигается и развивается.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем изучать историю наук?
Сообщение09.10.2012, 12:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9490
Москва
В каком-то смысле гуманитарная;)
Предмет-то её - человек (как, впрочем, и у патанатомии).
А что до Фейерабендов... Их дают, только в курсах философии. Отчего-то у меня чувства, что прослушанный курс философии полезен в моей работе, не возникло. Хотя Фейерабенда, Куна, Поппера и многих других поминали...

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем изучать историю наук?
Сообщение09.10.2012, 23:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Евгений Машеров в сообщении #628731 писал(а):
А что до Фейерабендов... Их дают, только в курсах философии.

Это-то понятно. Многое на свете неправильно оценивается. "Против метода" - шикарное исследование по истории науки, и изучать его надо в соответствующем контексте. А называть это философией можно только с очень большим чувством юмора (у Фейерабенда оно было).

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем изучать историю наук?
Сообщение19.10.2012, 11:41 


28/11/11
78
Esp_ в сообщении #628005 писал(а):
Если говорить о математической науке, то там была уже весьма себе наука. Доказательства, алгоритмы. Академий не было - это да.

И академии у них были. :-) Только не в современном смысле.

"Слово «академия» восходит к названию философской школы, которая была создана Платоном около 395 г. до н. э.
и располагалась в оливковой роще близ Афин, названной в честь героя Академа." (цитата из Википедии)

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем изучать историю наук?
Сообщение21.10.2012, 11:42 


22/01/11
309
s.n.s.
Ну не в современном смысле наука там тоже была. вот о чем и речь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем изучать историю наук?
Сообщение24.12.2012, 17:55 


11/03/08
524
Петропавловск, Казахстан
Хоть тема и старая - отпишусь. У нас будущим учителям математики читается курс "История математики". Считаю, что будущему учителю очень полезно знать историю возникновения тех или иных математических теорий. Одна из причин - исторические справки на уроках математики очень оживляют предмет, что полезно для мотивации учения. Да и повышают культурный уровень учителей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем изучать историю наук?
Сообщение04.09.2014, 22:06 


04/09/14
5
longstreet в сообщении #614943 писал(а):
Часто наряду с курсами непосредственно приближающим к переднему краю какой-нибудь науки, включают курс истории этой науки. В чём смысл этого изучения?


Чтобы упершись в тупик, вспомнить отвергнутые ранее идеи и возможно, в них найти решение.

Чтобы понять, что иногда не совсем серьезный и даже обоснованный подход (как послужила гипотеза Де-Бройля) может дать развитие большой теории.

Чтобы, проведя аналогии с развитием старой теории, уметь предвидеть развитие своей собственной.

Чтобы не повторять чужих ошибок и быть в курсе тупиковых веток развития.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 64 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Jnrty, Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group