2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 "Эгоистичный ген" и трагизм человеческого существования
Сообщение27.08.2011, 16:42 


13/01/10
89
Люди, я тут заглянул в книжку "Социобиология: критический анализ" Р.С. Карпинская, С.А. Никольский и прочитал такую мысль.
Цитата:
Человек как "машина для выживания генов" не свободен в выборе поведения. Хотя Докинс в конце книги и призывает к борьбе против "безжалостных репликаторов", апеллирует к силам культуры и нравственности, но трагизм человеческого существования налицо — будучи биологически запрограммированным на эгоизм, человек нуждается в альтруизме, в общении, основанном на поддержке и взаимопомощи. Увы, выхода из этого трагического положения нет. Такова неизбежность пессимистической тональности социобиологических идей Р. Докинса.
http://ethology.ru/library/?id=113

Я вот собираюсь прочитать "Эгоистичный ген", но хотелось бы для начала получить какую-то сильную мотивацию для ее прочтения.
Не могли бы вы более "осязаемо" объяснить (проиллюстрировать) простым людям в чем же заключается этот "трагизм человеческого существования"? Возможно ли каким-то образом доказать на примерах из жизни, что человек "не свободен в выборе поведения"? Как это доказывается? Есть какая-то статистика? Как вы лично ощущаете себя в таком "безвыходном", как написано, положении? :wink: Или хотя бы приведите отрывочек из Докинза, где он прямо пишет о том, что человек "не свободен в выборе поведения"! Отвечать желательно без флуда. :wink: Спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Эгоистичный ген" и трагизм человеческого существования
Сообщение27.08.2011, 17:19 
Заслуженный участник


31/07/10
1393
Вообще не стоило бы, наверное, читать такие книги, имея в качестве мотивации желание понять "трагизм человеческого существования". Книга на самом деле вообще не про то. Основную ее часть занимает изложение идеи, при помощи которой можно объяснить многие явления (такие как альтруизм, например), а тема трагизма человеческого существования затронута как раз в связи с попытками многих сделать из теории далекоидущие философские выводы.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Эгоистичный ген" и трагизм человеческого существования
Сообщение27.08.2011, 22:05 


13/01/10
89
Neloth! Да, авторы этой советской книжки Карпинская и Никольский - философы, я этого сразу не понял. :oops: Но они вроде как раз и увидели в теории Докинза "трагизм человеческого существования". И еще они почему-то противопоставляют Докинза и Эдварда Уилсона, якобы Уилсон в чем-то более оптимистичен и гуманистичен.

(Оффтоп)

Цитата:
Цитата:
Концепция Уилсона о ведущей эволюционной роли альтруизма, напротив, оптимистична и нацелена на активность человека в сопротивлении чуждым ему силам, искажающим его предназначение, и прежде всего предназначение к жизни,- Уилсон восстает против угрозы ядерной войны, против опасности экологического кризиса. Но дело не просто в контрасте пессимизма и оптимизма. Концепции Докинса и Уилсона отражают полярность мировидения, понимания важнейших мировоззренческих вопросов. Уилсон непоследователен, противоречив в своих гуманистических интенциях (об этом подробнее скажем дальше), но тем не менее руководствуется ими в определении главных целей социобиологии. Ему, как ученому, важно возвысить человека и помочь ему осознать
себя. Докинсу же важно дать аналитическое описание эволюции генетических оснований жизни, к тому же представленных в физико-химической интерпретации. Человек как простая "машина для выживания генов" никак не может претендовать на исключительное и центральное место в общем процессе научного познания. Тенденция физикализации
биологии, как реальный и во многом плодотворный процесс, не только абсолютизируется, но и резко противопоставляется тенденции ее гуманизации.
Не понимаю, зачем советским философам понадобилось таким образом интерпретировать Докинза? :roll:
А высказывание о том, что человек "не свободен в выборе поведения" тоже не имеет никакого отношения к книге "Эгоистичный ген"? :roll:

 Профиль  
                  
 
 Re: "Эгоистичный ген" и трагизм человеческого существования
Сообщение27.08.2011, 23:26 
Заслуженный участник


31/07/10
1393
Тут уж каждый видит что захочет. То, что человек в некоторой степени несвободен, было понятно и без Докинза, и изложенная в книге идея ничего к этому не добавляет.

Не могу предположить, чем Уилсон так удачно отличился, но пессимизм философов по поводу концепции Докинза можно понять: достаточно серьезная область знаний уплывает из их рук.

-- Вс авг 28, 2011 00:41:21 --

А книга, кстати, интересная, в ней как раз разбирается тема внутривидовых взаимоотношений, и, в принципе, там есть ответ на ваш вопрос о сдерживающих агрессию механизмах. Наверное, стоило ее порекомендовать в том треде :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: "Эгоистичный ген" и трагизм человеческого существования
Сообщение28.08.2011, 11:39 
Аватара пользователя


06/01/06
967
John в сообщении #478090 писал(а):
Возможно ли каким-то образом доказать на примерах из жизни, что человек "не свободен в выборе поведения"? Как это доказывается? Есть какая-то статистика?

А что значит "выбор поведения"? Что значит "свободная воля"? Что значит "я хочу", что значит "я принял решение" и т.п. с нейробиологической точки зрения? Психическое есть продукт работы головного мозга. Все наши желания, все эмоции, все чувства, все мысли имеют физическую природу.

Допустим, я решил обмануть свой мозг и заставить его работать по-другому. Допустим, я решил сделать это с помощью психоактивных препаратов. Психоактивные вещества влияют на работу мозга, и, казалось бы, я могу волевым желанием повлиять на работу своего мозга. Но откуда появляется "волевое желание" повлиять на работу своего мозга? Что такое вообще желание? Это не что иное, как продукт работы мозга.

Кстати, "Я" — это тоже продукт работы мозга (Prof. Thomas Metzinger: «The Ego Tunnel. The Science of the Mind and the Myth of the Self», «Being No One. The Self-Model Theory of Subjectivity»)

И если вспомнить, что головной мозг является результатом эволюционного развития, и что появился и развивался он как вспомогательный орган, то возникает вопрос: что является основной функцией? На этот вопрос и дает ответ Ричард Докинз, разъясняю свою концепцию понимания биологического процесса, где живой организм является лишь способом существования генотипа, лишь носителем и хранителем идеи – генетической информации.


Я всегда полагал, что мозг – самый замечательный орган в моем теле. Но потом я понял, кто заставляет меня так думать. -- Эмо Филипс

( I used to think that the brain was the most wonderful organ in my body. Then I realized who was telling me this. -- Emo Philips )



John в сообщении #478090 писал(а):
Как вы лично ощущаете себя в таком "безвыходном", как написано, положении?

Меньше всего ощущают себя в "безвыходном положении" в этом смысле именно такие люди, которые по своему психическому устройству меньше других удалены от животных — социопаты и прочие "необузданные". Они даже не задумываются над своими желаниями и побуждениями, над их животной природой.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Модераторы: photon, Deggial, korona, Ende, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group