Во всей природе господствует строжайший математический расчет…Желательно, чтоб кто-либо из православных христиан, изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество православной Церкви, и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах. Мудрец греческий Платон воспрещал упражнение в философии без предварительного изучения математики. Верный взгляд на дело! Без предварительного изучения математики с зиждущимися на ней другими науками и без деятельных и благодатных познаний в христианстве невозможно в наше время изложение правильной философской системы.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
«Слово о смерти». М., «PS», 1991 г., сс.123-125
Как представляется, решение поставленной святителем Игнатием задачи соединения математики и христианского вероучения возможно на основе формулы закона связи времен В.Шекспира – человека, на деле воспринявшего древнеотеческий завет: «И предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростию все, что делается под небом; это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Экл.1,13).
Формула этого закона имеет вид:
В данном общем случае:
с — элементы прошлого в настоящем: «Отцы ели зеленый виноград, а у детей на зубах — оскомина»
(Иер.31,29);
v — элементы настоящего в настоящем: «…потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а
человеку великое зло от того» (Экл.8,5-6);
m — элементы будущего в настоящем: «Таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее,
то есть будущность» (Пр.24,14), m = m'v ;
m' — cтепень устремленности в будущее: «Добрый оставляет наследство и внукам» (Пр.13,22),
m' = m/v;
k — издержки процесса: «Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед, и
наказываются» (Пр.22,3), k = v + c;
W — общие затраты труда человечества (Экл.1,8: «Все вещи в труде».) по созданию людей, этот закон понимающих: «Когда умножаются праведники, веселится народ; а когда господствует (в количестве — Авт.) нечестивый, народ стенает» (Пр.29,2).
Возможно, прежде всего надо увидеть, что именно в соответствии с этим законом — «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фел.5,21) — развиваются наука и техника, и именно поэтому они развиваются столь стремительно и успешно: «…научи правдивого, и он приумножит знание» (Пр.9,8). Но именно потому, что ученые и техники не способны подняться до понимания, что закон, которому они бессознательно следуют в своей научной или технической деятельности, является всеобщим законом природы и жизни, в этой самой жизни они, вслед «за большинством» (Исх. 23.2), оказываются в положении «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2 Тим.3,7). И прежде всего они оказываются неспособными понять, что при всех настоящих и будущих грандиозных достижениях науки и техники, — «Злой не имеет будущности» (Пр.24,20).
Воплощенные же в этом законе, «прежде бытия Земли» (Пр.8,23) существовавшие вечные истина и мудрость взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия людей, в соответствии с вытекающим из этого закона законом отрицания отрицания, требуют, собственно, одного — «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерять…» (Матф.7,1-2).
То есть, главным условием истинного будущего развития общества и людей является их способность видеть элементы будущего в опыте их предшественников (c2 — c1), усваивая и развивая которые они будут идти вперед, а не назад: «…глупый повторяет глупость» (Пр.26,11).
При этом самое главное — научиться видеть эти элементы будущего в каждом человеке, являющемся воплощением истины и мудрости связи времен. И точно так же, как «…заповеди: «не убий…» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего своего, как самого себя» (Римл.13,9), все другие разумные, добрые, вечные выводы христианства и других мыслителей вытекают из такого понимания человека. Ибо «Дружбу, не скрепленная умом, легко разрывает глупость» (В.Шекспир).
* Одни из первых публикаций этой формулы можно найти в журналах “ЭКО”, 1990 г., № 2, с. 81 и “Наука в СССР”, 1991 Г., № 2 (№ 3 на ин. языках), с. 79.