2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 ... 19  След.
 
 
Сообщение02.05.2009, 20:10 


06/04/09
398
zbl,
Цитата:
Можно, но тогда будет трудно рассуждать о роли предмета в том действии, по которому определяется его смысл -- трудно отделить смысл того действия от смысла предмета.
Хм, именно это я и предлагаю. Если смысл копания - вырыть яму, то смысл лопаты тот-же - вырыть яму.

Цитата:
Разве зависть -- это бессмыслица? она ж у многих в жизни основная смысловая единица.
Зависть направленна, имеет цель. Тогда имеет и смысл. Мы про то и говорим, что нельзя ограничиваться пользой.

Цитата:
сразу же становится ясно, что любое понятие относительно (относительно того, зачем конкретно оно потребовалось в данной конкретной задаче). А тогда предельно общие понятия (вроде Вашей любимой сущности) попросту беспредметны.
Не ясно.
Беспредметность общего понятия сущности - ничего удивительного. Сущность и явление - понятия гносеологического подхода. В том-же самом смысле можно и про "истину" сказать, что она беспредметна. Или, скажем, "система".

Кажется, я вас понял. По вашему смысл имеет то, что осмысленно, осознанно, что можно выразить в форме утверждения. Так?

Someone,
Цитата:
некий глобальный смысл жизни вообще: неограниченная экспансия во времени и пространстве
Смысл или сущность? Мы видим этот процесс распостранения жизни. Это характерное свойство жизни, её атрибут.
Другой вопрос, а про жизнь ли это? Вот отдельный организм, он живой. Или несколько живых клеток объединенных в один организм - это жизнь. А механическое объединение отдельных организмов является жизнью?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение02.05.2009, 23:07 
Заслуженный участник


14/12/06
881
eLectric писал(а):
Если смысл копания - вырыть яму, то смысл лопаты тот-же - вырыть яму

Неет.
Смысл лопаты -- инструмент для копания ямы.
Причём, служить инструментом для копания ямы и лопата имеют разные смыслы.
Иначе будет трудно их различать (а они не одно и то же -- смыслы разные, хотябы потому, что одно -- это действие, а другое -- предмет).
Но, если нам не нужно анализировать место лопаты в служении инструментом для копания ямы, то можем и отождествить их -- своя рука владыка.

eLectric писал(а):
Зависть направленна, имеет цель. Тогда имеет и смысл. Мы про то и говорим, что нельзя ограничиваться пользой.

Можно свести цель к пользе, а можно пользу к цели.
Или можно свести всё к набору базовых неопределяемых понятий (традиционный подход).
Всё зависит только от того, что нам нужно от всего этого -- и тут снова всё сводится к пользе.

eLectric писал(а):
Беспредметность общего понятия сущности - ничего удивительного. Сущность и явление - понятия гносеологического подхода.

Использование таких понятий в рассуждениях ничего, кроме неприятностей не даст.
Понятия разной степени общности -- вещь нужная, бочку же качу только на предельно общие понятия: они суть слова ради слов (элементы болтологии).

eLectric писал(а):
Кажется, я вас понял. По вашему смысл имеет то, что осмысленно, осознанно, что можно выразить в форме утверждения. Так?

О полезности чего есть определённое суждение (как способность судить) -- это одно и то же?

eLectric писал(а):
Смысл или сущность?

Могу, если хотите, ещё раз попытаться показать Вам, что говоря "сущность жизни", Вы имеете в виду всего лишь универсальное определение жизни (которого не может быть по неисчерпаемости), то есть, что Вы просто вместо слова "жизнь" ставите везде слова "сущность жизни" и ничего более того.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение03.05.2009, 00:41 


06/04/09
398
zbl,
Цитата:
Смысл лопаты -- инструмент для копания ямы.
Неет.... но можем и отождествить их
Да понятно, что лопата и копание это разное. И вооще, чего-то мы на смысл перешли. Я предлагал считать, что Ц/П предмета, это то же самое, что Ц/П действия, в котором этот предмет используется.

Цитата:
Можно свести цель к пользе, а можно пользу к цели.
Или можно свести всё к набору базовых неопределяемых понятий (традиционный подход).
Всё зависит только от того, что нам нужно от всего этого -- и тут снова всё сводится к пользе.
Не надо так сводить. Надо пользоваться словарными определениями.

Цитата:
Использование таких понятий в рассуждениях ничего, кроме неприятностей не даст.
Понятия разной степени общности -- вещь нужная, бочку же качу только на предельно общие понятия: они суть слова ради слов (элементы болтологии).
А никто это понятие так и не использует. В конкретных рассуждениях можно говорить о сущности конкретных вещей.
Вообще-же, не так уж важно общее или не очень общее понятие вы используете, просто надо всегда хорошо представлять, о чем вы говорите.
Болтология возникает при неправильном использовании терминов, тогда-то люди и непонимают друг друга. Исходить надо из словарных значений слов.

Цитата:
О полезности чего есть определённое суждение (как способность судить) -- это одно и то же?
Можно, то же, но попроще?

Цитата:
Смысл или сущность?
Могу, если хотите, ещё раз попытаться показать Вам, что говоря "сущность жизни", Вы имеете в виду всего лишь универсальное определение жизни (которого не может быть по неисчерпаемости), то есть, что Вы просто вместо слова "жизнь" ставите везде слова "сущность жизни" и ничего более того.
Это я не вам писал. Если бы писал вам, то не смешивал бы в одном предложении "смысл" и "сущность". Оба этих слова мы с вами понимаем по-разному.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение04.05.2009, 00:15 
Заслуженный участник


14/12/06
881
eLectric писал(а):
Я предлагал считать, что Ц/П предмета, это то же самое, что Ц/П действия, в котором этот предмет используется.

Нет возражений.

eLectric писал(а):
Надо пользоваться словарными определениями.

Проблема в том, что это иной раз приводит к затруднениям.
Приходится их корректировать -- понятно, что чем меньше бы этого делать, тем лучше.

eLectric писал(а):
А никто это понятие так и не использует. В конкретных рассуждениях можно говорить о сущности конкретных вещей.

Вот именно, что нет.
Если так, то беспроблем: мы слово "сущность" тогда используем как слово естественного языка, которое обозначает в каждой конкретной задаче некий конкретный предмет -- удобство, помогающее быстрее понять друг-друга и только.
Проблемы будут, когда мы начнём рассуждать о всеобщих закономерностях, когда мы будем оперировать сущностью как понятием, а не как словом -- а то и есть как раз предмет философии.

eLectric писал(а):
Исходить надо из словарных значений слов.

Это лишь средство с ограниченной областью применимости.
Давайте, переформулируем: надо стараться говорить на одном языке.

eLectric писал(а):
Цитата:
О полезности чего есть определённое суждение (как способность судить) -- это одно и то же?
Можно, то же, но попроще?

Присвоить смысл чему-то -- это значит сформировать свою способность судить о полезности данного (иметь мнение о полезности).
Сама эта способность и есть то, что мы интуитивно понимаем под смыслом, но именуем неправильно как цель/предназначение/пользу, от чего впадаем в разного рода затруднения.

eLectric писал(а):
Если бы писал вам, то не смешивал бы в одном предложении "смысл" и "сущность". Оба этих слова мы с вами понимаем по-разному.

Согласен.
Просто, мне кажется, что Ваше понимание сущности и смысла ущербно в том смысле, что не позволяет сформулировать, в чём конкретно состоят сущность и смысл жизни.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение04.05.2009, 17:38 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
Нет, а что такого особо ценного есть в толковых словарях? Какую такую истину они несут?

Мне-то кажется, что за значениями слов стоит ходить туда, где они имеют терминологическую нагруженность. Ну, ещё в этимологические словари можно ходить какими-нибудь эвристиками разжиться :oops:.

~~~~

А что, если реальное употребление понятия «жизнь» в словосочетании «смысл жизни» — несобирательное? То есть «жизнь» в этом словосочетании обозначает не некую тотальность, а является общим именем для элементов определённого множества? Множества каких-нибудь «событий жизни», к примеру? Тогда «смысл жизни» — это что-то общее для смыслов её событий. Возможно, слово «общее» в предыдущем предложении нужно употреблять в каком-то специфическом смысле.

Теперь приходится задаться вопросом о том, что такое «смысл события».

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение04.05.2009, 20:57 


06/04/09
398
zbl,
Цитата:
мы слово "сущность" тогда используем как слово естественного языка, которое обозначает в каждой конкретной задаче некий конкретный предмет -- удобство, помогающее быстрее понять друг-друга и только.
Проблемы будут, когда мы начнём рассуждать о всеобщих закономерностях, когда мы будем оперировать сущностью как понятием, а не как словом -- а то и есть как раз предмет философии.
А словами мы только разговариваем. При этом, каждое слово обозначает понятие. Так что любые рассуждения, о всеобщих закономерностях или частной жизни оперируют понятиями. Слова без понятия, это у компьютера, который не понимает, что он хранит или передает.

Цитата:
Приходится их [словарные определения] корректировать -- понятно, что чем меньше бы этого делать, тем лучше.
ОК. Если "рассуждальщик" выводит новое понятие, объем которого не совпадает со старыми понятиями, то лучше и называть его новым термином.

Цитата:
Присвоить смысл чему-то -- это значит сформировать свою способность судить о полезности данного (иметь мнение о полезности).
Сама эта способность и есть то, что мы интуитивно понимаем под смыслом, но именуем неправильно как цель/предназначение/пользу, от чего впадаем в разного рода затруднения.
Т.е., я еще раз повторю свой вопрос: "Кажется, я вас понял. По вашему смысл имеет то, что осмысленно, осознанно, что можно выразить в форме утверждения. Так?"
Ранее вы говорили, что объект имеет смысл, если человек может что-то утверждать о нем. Я так понимаю, что само это утверждение не есть смысл объекта, но является индикатором наличия смысла (у человека). Тогда остается вопрос - что есть смысл объекта?
Поэтому я предположил, и сейчас это имхо подтверждается, что смыслом (по вашему) является осознанность, понимание объекта. Точнее, то, как человек осознает, понимает объект. Ведь вследствии понимания и возможны формулировки утверждений.

luitzen,
Толковые словари, это справочник для взаимопонимания.
~~~~
Т.е. будем разделять смысл "жизни", как биологического явления и смысл "жизни", как процесса бытия.
К тому-же, будем различать "смысл" жизни, как цель или предназанчение жизни, как сущность жизни, и как понятие о жизни.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение05.05.2009, 00:01 
Заслуженный участник


14/12/06
881
eLectric писал(а):
каждое слово обозначает понятие.

Потребного определения понятия, заметьте, не существует пока.
Слово может обозначать понятие, но пакость в том, что одно и то же слово может обозначать разные понятия (в естественном языке так чаще всего и бывает).
Чтобы понимать друг-друга, нужно добиться чтобы слова обозначали приблизительно одни и те же понятия -- это самоочевидно.
Но есть и другая пакость: одни и те же понятия могут иметь разное наполнение и даже быть беспредметными (пустышками).
Чтобы понимать друг-друга одинаково, нужно ещё добиться, чтобы наполнение понятий было приблизительно одинаковым -- это не очевидно и упирается в отсутствующее пока чёткое понимание, что же такое само понятие есть.

eLectric писал(а):
Если "рассуждальщик" выводит новое понятие, объем которого не совпадает со старыми понятиями, то лучше и называть его новым термином.

Не только.
И понимание старых понятий всё равно придётся сверять.
Причём, в конкретной ситуации обычно не требуется словарное определение в его полноте, или требуется незначительная, не меняющая суть, корректировка словарного смысла.
Физики, например, в этом плане уже давно выработали привычку начинать любую дискуссию со слов: "А ну ка, давайте сперва договоримся о языке, на котором мы будем вести данную дискуссию" -- какие именно слова будут использоваться не важно, важно лишь, чтобы понимали их присутствующие одинаково или знали различия в понимании друг-друга.

Касательно же данного разговора, я не пытаюсь ввести новое понятие смысла, а утверждаю, что старое понимание наполнения данного понятия неверное (в том смысле, что ведёт к неоправданным затруднениям).
То есть, утверждаю, что все мы понимаем интуитивно смысл одинаково, а вот в словарях формулировка его не совпадает с этим пониманием -- неправильная она.

eLectric писал(а):
Я так понимаю, что само это утверждение не есть смысл объекта, но является индикатором наличия смысла (у человека). Тогда остается вопрос - что есть смысл объекта?

"Утверждение" вещь ведь более чётко определённая, чем "мнение", но различие не велико -- пусть так, способность судить -- это способность сделать утверждение.
Смысл объекта -- это сама эта способность.
Утверждение (мнение) -- это не смысл, но суждение (способность иметь мнение) -- это и есть смысл.
Если задаться вопросом, каков тот смысл, то придется анализировать уже то мнение.
Ну, если хотите, мнение тут явление смысла, а суждение -- сущность смысла.

eLectric писал(а):
Поэтому я предположил, и сейчас это имхо подтверждается, что смыслом (по вашему) является осознанность, понимание объекта.

"Осознанность" и "понимание" по отношению к объекту не вполне понимаю, что такое.
Соглашусь, если понимание -- это система смыслов, и если осознанность -- это наличие смысла.
Смысл отражает объект? -- в какой-то степени да, но в основном смысл отражает наше отношение к объекту, а конкретно, опять же, -- нашу способность судить о его полезности.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение05.05.2009, 14:07 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
Мастак вечером 27 апреля писал(а):
И эти вероятные испытания будут проверкой правды!
Если от правды отказываются, то это не правда.

Ещё тогда вспомнил, но только сейчас подыскал ссылку:

Борхес в рассказе «Смерть богослова» писал(а):
В последних сообщениях о Меланхтоне говорится, что колдун и один из безликих уволокли его на косу, и там он прислуживает бесам.
:lol: :lol:

~~~~

Дискуссия, кажется, приняла следующее направление. Что имеют в виду под «смыслом жизни» — более или менее понятно. Предпринимается попытка как-то дисциплинировать это словосочетание, используя слово «смысл» довольно строго, но при этом так, чтобы традиционный скулёж вокруг смысла жизни не утратил своего отношения к проблеме.

В этом случае непонятна причина любви eLectric к толковым словарям. Zbl верно отмечает, что при систематическом употреблении слов в некоторых из их словарных значений могут возникать различные неприятные эффекты (к примеру, противоречия). Я, в свою очередь, утверждаю, что следует брать лишь некое «ядро значений», а дальнейшее его разрастание может быть проведено вручную: естественное разрастание словарных гнёзд происходит не столь стремительно, чтобы за ним нельзя было поспеть.

Теперь о том, где брать это «ядро». Тут, по-видимому, есть два варианта. Первый из них назовём синхроническим, второй — обратным диахроническим.

Первый вариант заключается в том, что к «ядру» будут отнесены исходные этимологические значения слова. Здесь, конечно, будет полезно знать, кем и когда было впервые употреблено словосочетание «смысл жизни». Да и причины предпочесть этимологию отечественного «смысл» этимологии английского «meaning» неясны.

Второй вариант состоит в отнесении к «ядру» тех значений, в которых это слово употребляется в дисциплинарных сообществах, где оно становится элементом жаргона, и где умудряются писать целые тома с этим словом в заглавии. Собственно, второй вариант я и отстаиваю, постоянно намекая участникам, что хорошо бы почитать хотя бы Фреге, чтобы наполнить упомянутое «ядро» соответствующими значениями.

~~~~

Безликое «понимание», о котором печётся eLectric, мы имеем уже давно. В любом толковом словаре сообщается, что слово «смысл» употребляется ещё и так, как в словосочетании/фразеологизме «смысл жизни».

Вероятно, eLectric недоволен банальностью и аналитичностью такого понимания: он хотел бы разжиться нетривиальными мыслями. Лично я сомневаюсь, что в рамках поставленной цели («дисциплинирование» обсуждаемого словосочетания) ими можно разжиться, но считаю себя обязанным послать участника eLectric в далёкие области, надлежащее расстояние до которых только и может дать искомую им синтетичность.

~~~~

Всё-таки мне нравится трактовать употребление второго слова в обсуждаемом словосочетании как несобирательное. Это как если бы я трактовал выражение «командир полка» как «любой член полка, являющийся чьим-либо командиром». Причём элементами множества «жизнь» хотелось бы иметь события. И вот какой пример на тему того, что такое смысл события, приходит в голову.

Пусть меня бросила некая девушка. Лично у меня в таких случаях всегда бывает желание услышать некое «объяснение». Я понимаю, что задавать вопрос «почему ты меня бросила» глупо, ибо ответ будет простой: «потому что ты мне не нравишься». Собственно, и хотелось бы назвать смыслом события то, к выяснению чего приближаешься вопросами «а за что ты меня бросила», «почему я тебе не нравлюсь» и т. п.

Вот только их тоже не задаёшь: довольно жестоко делать источником смысла бедную девушку. Но что тогда является источником этого смысла? В карму я не верю…

Или, быть может, у смысла нет никакого источника, смысл лежит на поверхности, он — это то, что звучит в ответ на первый вопрос «почему ты меня бросила», а прочие вопросы следует счесть относящимися к причинам или к чему-то ещё?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение05.05.2009, 22:23 
Аватара пользователя


27/02/09

416
Мегаполис
zbl в сообщении #211034 писал(а):
"Осознанность" и "понимание" по отношению к объекту не вполне понимаю, что такое.
Соглашусь, если понимание -- это система смыслов, и если осознанность -- это наличие смысла.
Смысл отражает объект? -- в какой-то степени да, но в основном смысл отражает наше отношение к объекту, а конкретно, опять же, -- нашу способность судить о его полезности.


Все же польза - ограниченное понимание: жизнь бесполезна, если побывать на кладбище и спросить - зачем у тех, кто под могильными плитами?

Также неразумно придавать СМЫСЛ ЛЮБОМУ ЖИВОМУ: биологи, которых уже немало с рождества Христова - относят к живым: Дробянки, Растения, Грибы, Животные.
Тогда поговорим о смыслах грибов? А где люди - или люди в других размерностях? Или смысл НАД ЖИЗНЬЮ?

Добавлено спустя 39 минут 49 секунд:

А вегеторианцы с аргументами - "мы не жрем живых"? (Специфика некоторых знакомств может быть.) А растения жрут без проблем?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение06.05.2009, 00:28 


12/09/08

2262
Мастак в сообщении #211314 писал(а):
А вегеторианцы с аргументами - "мы не жрем живых"? (Специфика некоторых знакомств может быть.) А растения жрут без проблем?
И не говорите. Эти вегетаринцы-лицемеры делают вид что не слышат, как плачут помидоры умерщвляемые ими и расчленяемые. А как взывает к разуму капуста? Она же ведь интеллектуальная элита растительного мира. Но эти вегетарианские сволочи игнорируют ее страдания и жрут, жрут, жрут. Каннибалы! Всех вегетарианцев вздернуть на реях! Защитим капусту и помидоры!

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение06.05.2009, 00:53 


06/04/09
398
luitzen,
Цитата:
Zbl верно отмечает, что при систематическом употреблении слов в некоторых из их словарных значений могут возникать различные неприятные эффекты (к примеру, противоречия)
Забавно. Неужели Zbl такое говорил?

Zbl,
Цитата:
Потребного определения понятия, заметьте, не существует пока
А чё так? Пока я не вдаюсь в нюансы философско-логического различия понимания понятия между Кантом и Гегелем у меня все тип-топ достаточно потребно. Надеюсь, мы до этих нюансов не дойдем.

Цитата:
все мы понимаем интуитивно смысл одинаково, а вот в словарях формулировка его не совпадает с этим пониманием -- неправильная она.
Тоже примечательное утверждение. "Я думаю так, а в словарях по другому - конечно врут словари".
Когда-то я считал, что "смысл" связан с "осмысленный". Т.е. в процессе осмысления человек и создает/получает смысл предмета. Однако осмысление, осознание, понимание - это синонимы и давно уже существует термин для результата этого процесса - понятие о предмете.
Можно было-бы сказать, что смысл и понятие одно и то же, но там есть противоречия. Я пошел с другой стороны. Осмысленным действием считается рациональное, осознанное. Его непременным атрибутом является целенаправленность. Тогда смысл действия - его цель. Это согласуется со - смысл предмета, это его предназначение, цель использования.
К этому надо добавить, что "понятие" давно и подробно разработано в философии. А "смысл" оставлен для "ширпотребовского" более бытового применения. Так в Краткой Философской Энциклопедии статья "понятие" занимает целую страницу, а статьи "смысл" вообще нет.
В принципе, я и не спорю по поводу определений. Вопрос о смысле жизни риторичен из-за его широты и неопределенности. Его надо сузить, чтобы сам вопрос получил какой-то конкретный смысл. В этом плане я и не спорю, а допытываюсь вашего конкретного понимания "смысла".
В прошлом посте я писал о возможных вариантах сужения вопроса о "смысле жизни"
= Жизнь, как биологическое явление
- Определение жизни
- Сущность жизни
- Цель жизни
= Жизнь, как процесс бытия - те же вопросы об определении, сущности и цели.
Наконец, под биологическим явлением жизни можно рассматривать жизнь организма, жизнь вида, жизнь экосистемы.

Без подобного сужения тема обречена на болтологию. Пока один будет говорить о значении белков, другой о целенаправленном потоке бытия.
~~~~~~~~~~~
вздымщик Цыпа,
Неправда ваша. Капуста давно приспособилась и получает удовольствие, когда её рубят и квасят. Только дикие родственники считают белокочанную извращенцами.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.05.2009, 00:02 
Заслуженный участник


14/12/06
881
luitzen писал(а):
Я, в свою очередь, утверждаю, что следует брать лишь некое «ядро значений», а дальнейшее его разрастание может быть проведено вручную: естественное разрастание словарных гнёзд происходит не столь стремительно, чтобы за ним нельзя было поспеть.

Можно автоматизировать процесс выделения такого ядра.
Начинаем с того, что в дискуссиях особо не следим за лексиконом, но, понятно, стараемся тем не менее говорить на одном языке: то, зовутся ли вершки вершками, а горшки горшками, или же как раз наоборот, будет определяться целиком только удобством в рамках данной конкретной дискуссии.
Если достаточно много людей будет участвовать в достаточно многом количестве подобных дискуссий, то с течением времени обязательно выработается некое устойчивое общепринятое смысловое ядро для каждого популярного термина.
Вот его-то мы и поместим в словарь, но не как догму, а как общепринятое на данный момент основное значение термина (причём, "данный момент" тут чётко определён частотой переиздания словарей).

luitzen писал(а):
Причём элементами множества «жизнь» хотелось бы иметь события. И вот какой пример на тему того, что такое смысл события, приходит в голову.

Так можно построить смысл жизни, но не просто будет так выделить смысл чего-то, что не состоит из событий.
Останется и вопрос, что же такое есть само событие.

Добавлено спустя 2 минуты 12 секунд:

Мастак писал(а):
Все же польза - ограниченное понимание: жизнь бесполезна

Смысл -- это не польза.

Добавлено спустя 56 минут 11 секунд:

eLectric писал(а):
luitzen,
Цитата:
Zbl верно отмечает, что при систематическом употреблении слов в некоторых из их словарных значений могут возникать различные неприятные эффекты (к примеру, противоречия)
Забавно. Неужели Zbl такое говорил?

Вообще-то правильно писать zbl, а не Zbl (ZBL, например, -- это ленточная пилорама, а Zbl -- код в Zentralblatt MATH Database), но, понятно, не суть.
Я говорил так об общепринятом понимании смысла как цели/предназначения/пользы -- если его принять, это приводит к затруднениям.
Если же принять описанное мной ранее понимание смысла, данные затруднения пропадут, но появится много новых малоприятных следствий (которые в основном логично выглядят, но звучат слишком крамольно).

eLectric писал(а):
Zbl,
Цитата:
Потребного определения понятия, заметьте, не существует пока
А чё так? Пока я не вдаюсь в нюансы философско-логического различия понимания понятия между Кантом и Гегелем у меня все тип-топ достаточно потребно. Надеюсь, мы до этих нюансов не дойдем.

Известно четыре вида понятий, и нет пока определения, которое охватывало бы одинаково хорошо все эти четыре вида -- это, конечно, лишь внешнее проявление того, что просто нет пока чёткого понимания, что же такое само понятие есть.
Но это всё, действительно, мелкие детали: вряд ли присутствующие существенно по-разному понимают, что такое понятие.

eLectric писал(а):
Тоже примечательное утверждение. "Я думаю так, а в словарях по другому - конечно врут словари".

Нет, совсем другая цепочка: а) беру словарное значение, б) применяю в конкретной задаче, в) сталкиваюсь с затруднением, г) ищу причину затруднений, д) нахожу только ту причину, что общепринятое понимание неверное, е) корректирую его, ё) анализирую следствия корректировки, ж) ужасаюсь получающимися следствиями, з) возвращаюсь к поиску причин затруднений, иклмн) не нахожу других причин, ещё больше ужасаюсь; и так далее по кругу с положительной обратной связью.

eLectric писал(а):
в процессе осмысления человек и создает/получает смысл предмета. Однако осмысление, осознание, понимание - это синонимы и давно уже существует термин для результата этого процесса - понятие о предмете.

Думается, это вообще не логично: причинно-следственные связи зацикливаются в "смысл получается в результате осмысления".

eLectric писал(а):
Осмысленным действием считается рациональное, осознанное.

Снова та же трудность: осознанное в основном и есть то, чему присвоен смысл.
Рациональное же слишком узкое понятие: мистические смыслы и интуиция выпадают, например.
Можно, наверное, и представить себе что-то осознанное, но бессмысленное -- скороговорку, например.

eLectric писал(а):
Его непременным атрибутом является целенаправленность.

Вот это, думается, уже логично с любой точки зрения.
Но, если цель -- это атрибут осмысленного действия, то что же всё таки такое сам смысл?
И не может ли быть так, что цель у действия появляется благодаря наличию смысла, а не наоборот?
Могу ещё выделить тут ту особенность, что цель -- вещь субъективная.
Смыслы же мы довольно легко экспортируем посредством коммуникации -- они, видимо, в большей степени объективны, чем цели.

eLectric писал(а):
К этому надо добавить, что "понятие" давно и подробно разработано в философии.

Давно используется -- соглашусь, хорошо понято и понимание общепринято -- сомневаюсь.

 Профиль  
                  
 
 Re:
Сообщение19.05.2009, 06:00 
Аватара пользователя


27/02/09

416
Мегаполис
eLectric в сообщении #211370 писал(а):
Когда-то я считал, что "смысл" связан с "осмысленный". Т.е. в процессе осмысления человек и создает/получает смысл предмета. Однако осмысление, осознание, понимание - это синонимы и давно уже существует термин для результата этого процесса - понятие о предмете.
Можно было-бы сказать, что смысл и понятие одно и то же, но там есть противоречия. Я пошел с другой стороны. Осмысленным действием считается рациональное, осознанное. Его непременным атрибутом является целенаправленность. Тогда смысл действия - его цель. Это согласуется со - смысл предмета, это его предназначение, цель использования.
К этому надо добавить, что "понятие" давно и подробно разработано в философии. А "смысл" оставлен для "ширпотребовского" более бытового применения. Так в Краткой Философской Энциклопедии статья "понятие" занимает целую страницу, а статьи "смысл" вообще нет.
В принципе, я и не спорю по поводу определений. Вопрос о смысле жизни риторичен из-за его широты и неопределенности. Его надо сузить, чтобы сам вопрос получил какой-то конкретный смысл. В этом плане я и не спорю, а допытываюсь вашего конкретного понимания "смысла".


Да надо как-то сужать, а точнее сводить к явным однозначным формам как в доказательстве теорем. То есть рассматривать ситуации и явления, где вопросы о смыслах жизни имеют центральное значение.

Например, почти очевидно, что человек умирает, когда утрачивает смыслы своего существования. Обычночеловеческие просто не задаются явно вопросом об этом, но смыслов у них бывает достаточно.

А то, что человек умирает от болезней - не совсем верно тогда. Человек умирает от того, что в таком больном и разрушенном теле утрачиваются смыслы их жизни.
P.S. Даже может быть сами болезни (если не травмы и т.п. внешние атаки) возникают из-за того, что смыслы жизни утрачиваются.

 Профиль  
                  
 
 Re: Смысл жизни
Сообщение20.05.2009, 08:50 
Заблокирован


28/03/07

455
Первопричины умирания

Мастак в сообщении #215136 писал(а):
А то, что человек умирает от болезней - не совсем верно тогда. Человек умирает от того, что в таком больном и разрушенном теле утрачиваются смыслы их жизни.
P.S. Даже может быть сами болезни (если не травмы и т.п. внешние атаки) возникают из-за того, что смыслы жизни утрачиваются.


Человек умирает от утраты смысла жизни ...

Мысль хорошая, но не продолженная аналитически ни в начало, ни в конец, является незавершенной. Поможем автору.
1) Для одной группы умирающих от утери смысла жизни :
- пенсионеры,
- работники госсектора кап. экономики,
- военнослужащие,
- дети, -

эта утеря смысла не является первопричиной, она стоит в середине цепи причин, заканчивающихся утратой средств для дальнейшего физического существования, болезнями и невозможностью их вылечить из-за отсутствия либо дороговизны, либо фальшивости лекарств, недоступности платных операций и т.п.

А первопричиной утери смысла жизни и последующих за ней причин и финала являются :

- лишение людей зарплаты за совершенный труд, пособий, пенсий,
- изъятие денег из обращения, приводящее к остановке и банкротству предприятий,
- увольнения работников и безработица,
- лишение людей жилища, тепла, света,
- лишение лекарств,
- ликвидация госмонополии на производство и продажу алкоголя,
- открытость границ для трафика наркотиков,
- лишение людей защиты от преступности,
- развязывание и отпуск на волю порнографии, проституции, педофилии,
- культивирование морали ниже пояса : тяги к наживе, обогащению, карьеризма, воровства, потребительства, цинизма, замещения любви сексом
и т.п.

2) Для другой группы умирающих от утери смысла жизни :
- "успешных предпринимателей",
- "работодателей",
- "олигархов",
- "среднего класса",
- "чиновников"
и т.п., -
это утрата смысла является первопричиной, но она приводит к двум следствиям : одному очевидному :

- стяжательству,
- воровству,
- наживе и обогащению любой ценой,
- грабежу достояния страны
и т.п.,

а другому - парадоксальному - фактической смерти уже при жизни, т.е. животному существованию, увеличению энтропии вселенной.

 !  Prorab:
Бан за нескончаемое политиканство

 Профиль  
                  
 
 Re:
Сообщение20.05.2009, 17:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10440
вздымщик Цыпа в сообщении #211367 писал(а):
Мастак в сообщении #211314 писал(а):
А вегеторианцы с аргументами - "мы не жрем живых"? (Специфика некоторых знакомств может быть.) А растения жрут без проблем?
И не говорите. Эти вегетаринцы-лицемеры делают вид что не слышат, как плачут помидоры умерщвляемые ими и расчленяемые. А как взывает к разуму капуста? Она же ведь интеллектуальная элита растительного мира. Но эти вегетарианские сволочи игнорируют ее страдания и жрут, жрут, жрут. Каннибалы! Всех вегетарианцев вздернуть на реях! Защитим капусту и помидоры!

Предлагаю учредить партию анти-вегетерианцев. Будем призывать есть исключительно животных, причём растительноядных - это им в отместку за пожирание ни в чём неповинных растений.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 275 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 ... 19  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group