2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 ЗАДАНИЕ ПО ЛОГИКЕ !
Сообщение12.02.2009, 15:04 


11/02/09
5
3. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему): Староста
группы 573-2.
4. Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в
другом - в разделительном смысле: Певец.
5. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?
Слон, африканское животное.
6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера∗:
Мяч, детский мяч, спортивное снаряжение, баскетбольный мяч, гантели.
7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые
задачи):
а) б) в)
А В С А В С А В С
8. Ограничьте и обобщите понятие: Таблица.
9. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:
Круг есть замкнутая кривая.
10. Попробуйте дать определение данным понятиям:
Автомобиль, человек.
11. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?
Источники бывают холодные, солёные, серные.
12. Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предме-
та на части (мереологическое деление):
Час делится на 60 минут.
13. Произведите логическое деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»:
Темперамент.
14. Определите тип суждения по характеру предиката:
Самая удаленная точка Вселенной не существует.
15. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:
С большим трудом и крайне медленно происходит осознание преимуществ экологической переориентации об-
щественных процессов.
16. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четы-
рёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.
Студенты юридического факультета изучают правовые науки.
17. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и осталь-
ных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истин-
ным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.
«Благородный муж», по учению Конфуция, обладает человеколюбием.
18. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):
Все преступники этой группы наказаны “по заслугам”.
19. Переведите на символический язык сложное суждение:
Легко найдешь человека, который окажет тебе услугу, если будешь ценить тех, кто уже оказал ее. (Публилиус
Сир, 42 г. до н.э.).
20. Постройте таблицу истинности формулы:
(¬А∨¬В)→(¬С∨¬В);
21. Установите, является ли выражение логическим законом?
(А→С) → ((А→В) ∧ (В→С));
22. Произведите отрицание данного суждения, используя законы пронесения отрицания:
Если регулярно сдерживать отрицательные эмоции, то может развиться депрессия.
23.* Правильно ли построено рассуждение?
Или Сэлли и Боб одного возраста, или Сэлли старше Боба. Если Сэлли и Боб одного возраста, то Нэнси и Боб
не одного возраста. Если Сэлли старше Боба, то Боб старше Уолтера. Следовательно, или Нэнси и Боб не одно-
го возраста, или Боб старше Уолтера.
24. Какой из основных законов мышления нарушен?
Наказывать преступников – зло? – Нет.
Не наказывать преступников – зло: - Нет.
25. Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление субъекту и
противопоставление предикату.
43
Некоторые летчики – космонавты.
26. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли
приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.
Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи. Санкт-Петербург .не находится за полярным кругом.
Значит, в Санкт-Петербурге нет белых ночей.
27. Из данных посылок осуществите вывод. Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС.
Определите характер вывода.
Квартет – ансамбль из четырех человек. «Квартет» – басня А.И.Крылова.
28. В данном силлогизме установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в
стандартной форме. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?
Некоторые _____растения – хищные, так как непентос - растение, и он – хищник.
29. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.
Увидеть летучую мышь непросто, так как она – ночной зверек.
30. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм. Проверьте его.
П. не обязан свидетельствовать против себя.
31. Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схе-
му умозаключения.
Если я не решу экзаменационную задачу, то не получу хорошую отметку. Тогда у меня не будет стипендии.
32. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер
вывода.
Если правители государства – «благородные мужи» (по Конфуцию), то в государстве естественным образом
устанавливаются гармония и порядок. В государстве Н. нет гармонии и порядка в обществе.
33. По данной посылке постройте условно-категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам.
Если П. признают виновным в этом преступлении, то ему дадут большой срок наказания.
34. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и
характер вывода.
Понятия бывают единичными, общими или пустыми. Понятие «Улан-Удэ» не является ни общим, ни пустым.
35. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему моду-
су; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Определите характер вывода (достоверный или вероятный).
В преступлении виноват П. или К.
36. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Если у больного грипп, то рекомендуется обратиться к врачу. Если у больного острое респираторное заболева-
ние, то рекомендуется обратиться к врачу. У данного больного грипп или ОРЗ.
37. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Опрос почти 4000 европейцев выявил, что дружба является ключом к успешным контактам: если у вас есть
друг, принадлежащий к какому-либо меньшинству, вы становитесь гораздо более склонными к тому, чтобы
выражать этому меньшинству свои симпатии и поддержку, и даже начинаете несколько лучше относиться к
процессу иммиграции этого меньшинства. Это верно для установок западных немцев по отношению к туркам,
установок французов по отношению к азиатам и североафриканцам, голландцев – по отношению к суринамцам
м туркам…
38. Приведите свои примеры умозаключений по дедукции, индукции и аналогии.
39.∗ Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а
затем индукцию.
Это рассуждение не является простым категорическим силлогизмом.
40.∗ Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
Все дети едят много сладкого.
41.* Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений).
Экологическая культура жителей России.__


заранее благодарен!!!!!

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.02.2009, 20:41 
Заблокирован


16/03/06

932
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
3. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему): Староста
группы 573-2.

Единичное понятие (имя собственное ( "староста" , № группы -различительные признаки)). Как обнаружить лицо, обозначенное таким именем? Найти группу 573-2 и спросить у группы: "Кто из вас староста?". Он - один.
Либо собрать всех старост и по номеру выделить конкретного "старосту № 573-2". Он - один .
То есть, можно выделить конкретное лицо по двум возможным основаниям (принадлежность к группе либо принадлежность к старостам).
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
4. Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в
другом - в разделительном смысле: Певец

Певец - исполнитель песен. Иванов - оперный певец.
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
5. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?
Слон, африканское животное.

Единичное с собирательным не сравнить. Слон может быть африканским животным.
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
9. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:
Круг есть замкнутая кривая.

Нет. 1) Не все признаки указаны, что не позволяет однозначно выделить круг среди других фигур, (двумерность, симметричность).
2) Не соответствует стандартному определению (круг- площадная фигура, ограниченная окружностью). Хотя это требование - не обязательное.
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
11. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?
Источники бывают холодные, солёные, серные.

"холодные" - особый признак (температурный) , нельзя его включать в перечислимые признаки другого рода (вещественных).
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
12. Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предме-
та на части (мереологическое деление):
Час делится на 60 минут.

Второе.
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
24. Какой из основных законов мышления нарушен?
Наказывать преступников – зло? – Нет.
Не наказывать преступников – зло: - Нет.

Два противоположных деяния отнесены к одной категории (зло).
Двусмыссленность в логике запрещена.
Добавлено спустя 2 часа 10 минут 22 секунды:

ahtung в сообщении #185844 писал(а):
13. Произведите логическое деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»:
Темперамент.

1) Типологическое деление:
Типы темпераметров (перечислимые признаки):
* Сангвиник(сильный, уравновешенный, подвижный)
* Флегматик(сильный, уравновешенный, инертный)
* Холерик(сильный, неуравновешенный)
* Меланхолик (слабый)
2) Метрологическое деление:
Характеристики темпераметра (перечислимые значения):
*активность(сильная, нормальная, слабая, и т.д. в убывающем порядке)
* моторика (большая амплитуда, средняя, ..и т.д в убывающем порядке)
* эмоциональность (выразительная, имитационная, безразличная и др.)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение14.02.2009, 23:33 
Заблокирован


16/03/06

932
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
27. Из данных посылок осуществите вывод. Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС.
Определите характер вывода.
Квартет – ансамбль из четырех человек. «Квартет» – басня А.И.Крылова.

По-моему, вывода нельзя сделать. "Басня А.И.Крылова - ансамбль из четырех человек" ?
_**_"квартет - ансамбль из 4 человек" (обобщающее определение).
_0_" "квартет" - басня" (пустое определение),
То есть, басня "квартет" существует, но к категории квартетов ее отнести нельзя.
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
34. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и
характер вывода.
Понятия бывают единичными, общими или пустыми. Понятие «Улан-Удэ» не является ни общим, ни пустым.

Вывод: понятие "Улан-Уде" - единичное.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.02.2009, 16:45 
Заблокирован


16/03/06

932
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
37. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Опрос почти 4000 европейцев выявил, что дружба является ключом к успешным контактам
Далее следует индуктивный вывод (от частного - к общему). Схема такая: "этот человек - мигрант, он мне (не мигранту) симпатичен, среди других мигрантов найдутся такие, что мне будут симпатичны".
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
32. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер
вывода.
Если правители государства – «благородные мужи» (по Конфуцию), то в государстве естественным образом
устанавливаются гармония и порядок. В государстве Н. нет гармонии и порядка в обществе.

Либо правитель государства Н - не "благородный муж" , либо порядок и гармония в государстве Н пока не установились. Модус (точка зрения, модель) в первом суждении направлен в будущее, потому однозначного вывода сделать нельзя. Если бы во втором суждении было сказано "гармония не установилась" (законченное событие), то вывод был бы однозначным.
Вывод зависит от трансляции оригинального высказывания. Если "естественным образом устанавливается" ничего не значит, короме как " существует", то вывод однозначен: "правитель г.Н - не "БМ".
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
28. В данном силлогизме установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в
стандартной форме. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?
Некоторые _____растения – хищные, так как непентос - растение , и он – хищник.

Большая посылка : "непентос - растение", малая:"непентос - хищник", Вывод достоверен, так как из общего и частного суждений выведено утверждение о возможности пересечения признаков.
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
36. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Если у больного грипп, то рекомендуется обратиться к врачу. Если у больного острое респираторное заболева-
ние, то рекомендуется обратиться к врачу. У данного больного грипп или ОРЗ.

Рекомендуется обратиться к врачу (любой из признаков (грипп или ОРЗ) соответствуют условиям). Вид дилеммы - пересечение (ИЛИ).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение16.02.2009, 17:09 
Заблокирован


16/03/06

932
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера∗:
Мяч, детский мяч, спортивное снаряжение, баскетбольный мяч, гантели

Можно не рисовать круги, а изобразить многомерное множество:
(спортивное снаряжение(мяч (детский, баскетбольный),гантели)).
Скобками заменили окружности.
Или изобразить дерево понятий:
1.спортивное снаряжение
1.1. гантели
1.2. мяч
1.2.1 баскетбольный мяч
1.2.2 детский мяч
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые
задачи): а) б) в)
А В С А В С А В С

Не совсем понятно задание. Возможно так:
а) б) в) - "последовательность"
А В С А В С А В С - "периодическая последовательность".
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
8. Ограничьте и обобщите понятие: Таблица.

Ограничение понятия (определения понятия) - выделение видового признака (прямоугольность) таблицы, отличающего этот объект из ряда однородных ему объектов (контейнеров (таблица, круговая диаграмма, и т.д.).
"Таблица - контейнер, имеющий прямоугольную структуру".
Обобщение понятия "таблица" - указание разновидности таблиц, каждая из которых имеет свой видовой признак).
"Таблица (нульмерная (один элемент), одномерная(строка), двумерная (строки, столбцы), трехмерная(страница, строки, столбцы), и т.д)".
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
10. Попробуйте дать определение данным понятиям:
Автомобиль, человек.

Модусы (модели) могут быть любыми: "В определении понятий (логической операции) нет приоритетов и авторитетов, кроме полежащего и сказуемого".
"автомобиль - моя любимая вещь" (частное определение)
"автомобиль - телега с двигателем внутреннего сгорания" (более общее определение)
"автомобиль - вид транспорта" (еще более общее определение)
Таким же образом определим человека ( по собственному разумению (модусу или модели или основанию)).
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
14. Определите тип суждения по характеру предиката:
Самая удаленная точка Вселенной не существует.

Предикт (сказуемое) - отрицательный по характеру, категорический по квантору.
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
18. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):
Все преступники этой группы наказаны “по заслугам”.

"Не все преступники этой группы наказаны" (частичное противоречие)
"Преступники этой группы не наказаны" (полное противоречие).
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
39.∗ Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а
затем индукцию.
Это рассуждение не является простым категорическим силлогизмом.

Если тезис таков: "Это рассуждение не является простым категорическим силлогизмом", то мы не видим самого рассуждения, а только ссылку на него. Требуется уточнение задания.
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
40.∗ Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
Все дети едят много сладкого.

Если подлежащее (субъект, предмет) - "все дети", то предикт (сказуемое) - "едят", дополнение - "сладкое", определение - "много", то можно опровергать тезис косвенно (опровергая части тезиса) или опровергнуть прямо: "Дети не едят сладкого". Можно более категорично: "Дети - не едят". Косвенное опровержение:" не все дети", "не много едят".
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
38. Приведите свои примеры умозаключений по дедукции, индукции и аналогии.

Дедукция (посылки - как аксиомы, вывод - как теорема):
"законы физики друг от друга не зависят".
"закон Ома и закон Гука - физические законы"
Вывод: "Закон Ома не зависит от закона Гука".

Предположение - вероятностное утверждение, не обязательно истиное

Индукция (из наблюдения делается предположение о закономерности):
" поскользнулся - упал, поскользнулся - упал"
"сколько раз поскользнулся - столько раз упал"
Вывод: "поскользнулся - упадешь наверняка"

Аналогия (из наблюдения за подобными субъектами делаем предположение для себя в подобной же ситуации):
"По окончании ВУЗа люди получают дипломы".
" Я учусь в ВУЗе, по его окончании тоже получу диплом".

....
Не все задания выполнены верно (нет гарантии), хотя выполнены по некоторым правилам.
Не бойтесь делать ошибки, пока учитесь. На ошибках учатся.
Если бы была заявлена тема "формальная логика", то следовало отвечать на вопросы задания однозначно (как в математике).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение16.02.2009, 17:50 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
ahtung, когда оценку получите, отпишитесь, пожалуйста.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.02.2009, 15:17 
Заблокирован


16/03/06

932
luitzen в сообщении #186789 писал(а):
ahtung, когда оценку получите, отпишитесь, пожалуйста.

Простите, а зачем Вам оценка? Вы сами можете ответы оценить, поправить. Надеетесь, что автор просьбы бездумно скопирует с форума ответы и сдаст для оценки как собственную работу?
Есть способ надежнее: взять у сокурсника подобный тест, уже оцененный на "5", вставить туда свои переменные. Да и в сети можно этот тест найти с готовыми ответами ( но без гарантии).
** Или Вы надеетесь увидеть оценку моих стараний? Я же ответы наугад давал, так как лекции и образцов для решений не имею.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.02.2009, 13:53 


11/02/09
5
Спасиба тем кто отвечал на мою тему!, Я сам вообще не шарю по этому предмету((, Если кто ещё сможет ответить, могу лецкции скинуть!

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.02.2009, 15:09 
Заслуженный участник


15/05/05
3445
USA
Архипов писал(а):
Надеетесь, что автор просьбы бездумно скопирует с форума ответы и сдаст для оценки как собственную работу?
Я, например, даже не сомневаюсь.
У человека может не получиться одна задача, ну две. А когда copy/paste целого задачника - это случай клинически чистый: "Мнеочиньнадазавтраэкзаменаяневзубнагойпамогитектоможит".
Хорошо хоть лекции уже есть, хотя скорее всего - чужие.

Архипов писал(а):
Есть способ надежнее: взять у сокурсника подобный тест, уже оцененный на "5", вставить туда свои переменные...
Вы оптимист. Чтобы подставить свои переменные, нужно сначала найти чужие.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.02.2009, 01:02 
Заблокирован


16/03/06

932
ahtung в сообщении #185844 писал(а):
23.* Правильно ли построено рассуждение?
Или Сэлли и Боб одного возраста, или Сэлли старше Боба. Если Сэлли и Боб одного возраста, то Нэнси и Боб
не одного возраста. Если Сэлли старше Боба, то Боб старше Уолтера. Следовательно, или Нэнси и Боб не одно-
го возраста, или Боб старше Уолтера.

Правильно. Просто вынесли два следствия с логическим знаком ИЛИ за скобки.
( (С=Б) -> (Н<>Б)) ИЛИ ((С>Б) -> (Б>У) ) -> (( Б>У ) ИЛИ (Н<>Б))

Добавлено спустя 16 минут 9 секунд:

ahtung в сообщении #185844 писал(а):
22. Произведите отрицание данного суждения, используя законы пронесения отрицания:
Если регулярно сдерживать отрицательные эмоции, то может развиться депрессия

"Если регулярно НЕ сдерживать отрицательные эмоции, то НЕ может развиться депрессия"
Просто вставили НЕ в условие и в следствие.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.03.2009, 14:24 


11/02/09
5
Помогите плиз додлетаь вопросы !
!!
вот лекции http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_l ... ian_8.html там Гомбоева Л.В., Кузьмин А.В. Задачи по логике. Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. - 154 с

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group