2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 ПОЛНЫЙ расчёт столкновения шара с неподвижной плоскостью
Сообщение29.01.2009, 10:39 


04/11/08
63
ПОЛНЫЙ расчёт столкновения шара с неподвижной плоскостью Как можно сделать?

В школе изучают расчёты столкновений лоб в лоб и без вращений. Как посчитать столкновение когда точка контакта не лежит на векторе скорости шара, и как учесть то, что шар вращается?

Дано:
1) Плоскость - это типа земля. Она неподвижна.
2) Шар движется относительно плоскости с определённой скоростью и при этом вращается.Вектора скорости и вращения могут быть направлены куда угодно. И вот шар сталкивается с плоскостью.Точка контакта известна и тоже может быть где угодно.
Все коэффициенты трения, момент инерции шара и прочие параметры известны.

Надо:
Рассчитать все параметры шара после столкновения. Узнать как изменятся или перераспределятся его скорость и вращение.

Хотелось бы получить просто список формул которые надо посчитать, чтобы узнать результат. Если это задача из разряда стандартных, то может быть есть ссылки на её решение?

Да, дело происходит в 3D.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 12:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/04/07
1352
Москва
Какой бы не был трехмерный удар, расположим на плоскости систему координат следующим образом. Ось X по направлению компоненты скорости, параллельной плоскости, ось Z вертикально вверх, Y образует правую тройку. При упругом ударе скорость после удара поменяет знак $U_z=-V_z. При этом от стенки передается импульс $F \Delta t=2mV_z. У шара до удара точка контакта движется с линейной скоростью V=\sqrt {(V_x-\omega_yr)^2+(\omega_xr)^2}. После удара эта скорость уменьшится. Линейная скорость на величину $2\mu V_z. Угловые скорости $\omega_y, \omega_x уменьшатся также на соответствующую величину. Угловая скорость $\omega_z не изменится.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 14:13 


04/11/08
63
Zai писал(а):
Какой бы не был трехмерный удар, расположим на плоскости систему координат следующим образом. Ось X по направлению компоненты скорости, параллельной плоскости, ось Z вертикально вверх, Y образует правую тройку. При упругом ударе скорость после удара поменяет знак $U_z=-V_z. При этом от стенки передается импульс $F \Delta t=2mV_z.

А что мы из этой формулы находим?
m - масса шара? Известна. V_z - тоже.
Изменение времени и сила - нет. Можно найти силу умноженную на изменение времени, но не совсем понимаю что это даст.


Zai писал(а):
У шара до удара точка контакта движется с линейной скоростью V=\sqrt {(V_x-\omega_yr)^2+(\omega_xr)^2}. После удара эта скорость уменьшится. Линейная скорость на величину $2\mu V_z.


По моему, если быстро вращающийся объект бьётся о плоскость, то линейная скорость за счёт вращения может увеличиться.


Zai писал(а):
Угловые скорости $\omega_y, \omega_x уменьшатся также на соответствующую величину.


Какую?
То есть у нас три неизвестных. Две угловые скорости и одна линейная.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 14:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/04/07
1352
Москва
Kosmos писал(а):
Можно найти силу умноженную на изменение времени, но не совсем понимаю что это даст.

Этого достаточно чтобы определить все параметры после удара.
Kosmos писал(а):
По моему, если быстро вращающийся объект бьётся о плоскость, то линейная скорость за счёт вращения может увеличиться.

Из-за скольжения при вращении линейная скорость увеличивается на величину
$V_x=\mu2V_z
Kosmos писал(а):
Какую?
То есть у нас три неизвестных. Две угловые скорости и одна линейная.

Представте компоненты угловой скорости в векторном виде.Компонента угловой скорости, параллельная вектору V не измениться. Перпендикулярная компонента изменится на величину
$\Delta \omega = \frac {2mV_z r} J

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 15:25 


04/11/08
63
Zai писал(а):
Kosmos писал(а):
Можно найти силу умноженную на изменение времени, но не совсем понимаю что это даст.

Этого достаточно чтобы определить все параметры после удара.
Kosmos писал(а):
По моему, если быстро вращающийся объект бьётся о плоскость, то линейная скорость за счёт вращения может увеличиться.

Из-за скольжения при вращении линейная скорость увеличивается на величину
$V_x=\mu2V_z


мю - коэффициент трения, да?


Zai писал(а):
Kosmos писал(а):
Какую?
То есть у нас три неизвестных. Две угловые скорости и одна линейная.

Представте компоненты угловой скорости в векторном виде.


Никак не соображу, как перевести угловые скорости из одной системы координат (глобальной) в другую в связанную с точкой контакта с поверхностью, да ещё так, чтобы они шли по или перпендикулярно вектору скорости ...

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 15:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/04/07
1352
Москва
$\mu - коэффициент трения.
С прорисовкой векторов действительно проблема, если у Вас нет опыта.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 15:47 


04/11/08
63
Zai писал(а):
$\mu - коэффициент трения.
С прорисовкой векторов действительно проблема, если у Вас нет опыта.


Проблема в трёхмерности. В 2D вращение возможно только вокруг 1 оси, а в 3D сразу вокруг 3 осей.

А есть какой-нибудь пример как это сделать? У кого-то же должен быть опыт как это сделать.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 16:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/04/07
1352
Москва
Попробуйте почитать о переводе вектора угловых скоростей из одной системы координат в другую в книге Бюшгенс Г.С., Студнев Р.В., 1983 - Динамика самолета. Пространственное движение.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 20:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
А удары в книжках по теоретической механике рассмотрены.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.01.2009, 21:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
18035
Москва
Kosmos в сообщении #182152 писал(а):
Рассчитать все параметры шара после столкновения.


Результат зависит от деталей взаимодействия в процессе столкновения шара с плоскостью. То есть, может оказаться разным в зависимости от свойств шара и плоскости.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.01.2009, 10:14 


04/11/08
63
Zai писал(а):
Попробуйте почитать о переводе вектора угловых скоростей из одной системы координат в другую в книге Бюшгенс Г.С., Студнев Р.В., 1983 - Динамика самолета. Пространственное движение.


Книжку скачал, вот отсюда: http://www.vokb-la.spb.ru/books2/34.rar
Но она большая и в общем про самолёты. В каком месте там это описано?

Добавлено спустя 1 минуту 4 секунды:

Munin писал(а):
А удары в книжках по теоретической механике рассмотрены.


Как называется книга, в которой расписан именно этот конкретный случай?

Добавлено спустя 1 минуту 18 секунд:

Someone писал(а):
Kosmos в сообщении #182152 писал(а):
Рассчитать все параметры шара после столкновения.


Результат зависит от деталей взаимодействия в процессе столкновения шара с плоскостью. То есть, может оказаться разным в зависимости от свойств шара и плоскости.


А как называются свойства?

Знаю два: коэффициент трения скольжения и коэффициент трения качения.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.01.2009, 10:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Kosmos в сообщении #182377 писал(а):
Как называется книга, в которой расписан именно этот конкретный случай?

Ну вы спросили. Вообще теория удара - не слишком популярная тема, не во всякой книжке вообще есть, а если есть, может быть рассмотрена с разной глубиной. Из того, что у меня под рукой, некоторое описание есть, например, в
А. П. Маркеев. Теоретическая механика
и в
Ю. Ф. Голубев. Основы теоретической механики
но самое полное (на целых 9 страниц! :-) против 61 у Маркеева) - в книге
В. Ф. Журавлёв. Основы теоретической механики.

Kosmos в сообщении #182377 писал(а):
А как называются свойства?

Знаю два: коэффициент трения скольжения и коэффициент трения качения.

Нет, коэффициент трения качения тут вообще ни при чём, а главным является коэффициент восстановления, а для касательной составляющей скорости - либо коэффициент восстановления и коэффициент трения скольжения, либо некий отдельный безымянный коэффициент.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.01.2009, 11:13 


04/11/08
63
Munin писал(а):
Kosmos в сообщении #182377 писал(а):
Как называется книга, в которой расписан именно этот конкретный случай?

Ну вы спросили. Вообще теория удара - не слишком популярная тема,


Почему удара? Просто взаимодействие двух тел.
Назовите мне вообще хоть одну механическое устройство, в котором такого взаимодействия нет. Так, что тема должна бы быть изучена вдоль и поперёк.


Munin писал(а):
не во всякой книжке вообще есть, а если есть, может быть рассмотрена с разной глубиной. Из того, что у меня под рукой, некоторое описание есть, например, в
А. П. Маркеев. Теоретическая механика
и в
Ю. Ф. Голубев. Основы теоретической механики
но самое полное (на целых 9 страниц! :-) против 61 у Маркеева) - в книге
В. Ф. Журавлёв. Основы теоретической механики.


А на каких страницах? А то вот скачал книгу "Динамика самолета", и теперь не знаю где там смотреть.


Munin писал(а):
Kosmos в сообщении #182377 писал(а):
А как называются свойства?

Знаю два: коэффициент трения скольжения и коэффициент трения качения.

Нет, коэффициент трения качения тут вообще ни при чём, а главным является коэффициент восстановления, а для касательной составляющей скорости - либо коэффициент восстановления и коэффициент трения скольжения, либо некий отдельный безымянный коэффициент.


А откуда такая информация? Нет ли, кстати, случайно списка формул, которые надо прорешать, чтобы узнать все параметры после удара? Очень бы он мне пригодился.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.01.2009, 11:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Kosmos в сообщении #182396 писал(а):
Почему удара? Просто взаимодействие двух тел.

Это взаимодействие мгновенное по времени, и называется удар.

Kosmos в сообщении #182396 писал(а):
А на каких страницах? А то вот скачал книгу "Динамика самолета", и теперь не знаю где там смотреть.

Гл. 5 Специальные задачи динамики, § 21 Теория удара.

Kosmos в сообщении #182396 писал(а):
А откуда такая информация? Нет ли, кстати, случайно списка формул, которые надо прорешать, чтобы узнать все параметры после удара? Очень бы он мне пригодился.

Из книжек, всё из книжек. И формулы там же.

Кстати, во многих книжках рассматривается удар (Бать-Джанелидзе-Кельзон, Тарг, Яблонский), но только в частном случае гладких тел. И даже не оговаривается это условие. А в Журавлёве - расписаны негладкие варианты.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.01.2009, 12:14 


04/11/08
63
Чтобы сформулировать задачу перевода сделал такую картинку:

Изображение

Белый полупрозрачный шар и жёлтая плоскость. Маленький белый шар - точка контакта.

Три оси - это угловые скорости в глобальной системе координат. Они по величине равны, но могут быть разные, само собой. Белый вектор - вектор скорости. Салатовый - вектор от центра шара к точке контакта.

Кто-нибудь может прямо на картинке нарисовать как надо проецировать, чтобы получить угловые скорости в точек контакта, и чтобы они были ориентированы по вектору скорости?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: YandexBot [bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group