Не понимаю, с какой стати социальные науки должны отвечать за т.н. "теорию познания"?
С такой, что у социальных и гуманитарных наук возникает методологическая проблема, что человек оказывается у них и субъектом, и объектом исследования. Проблема это известна с конца XIX-начала XX в., и сейчас для решения этой проблемы предложен ряд вариантов.
По моим понятиям социология могла бы претендовать на звание нормальной науки
Простите, а социология нуждается в Ваших понятиях и понимании? Она является самостоятельной наукой с середины XIX века, а конкретно как раз с конца 1830-начала 1840ых годов, а со времен классиков конца XIX она встает на рельсы наблюдательной, описательной и затем экспериментальной методологии. И именно под нужды методологии социологии сперва случилось возникновение позитивной философии (позитивизма), а уж потом позитивная философия распространилась на методологию других частных наук, и общенаучную методологию.
предсказательной силы как в произведениях Азимова
Черпать представления о социологии из художественных произведений Азимова - все равно, что черпать представления о физике, астрономии и космологии в научной фантастике. Ну хорошо, что хоть не из фэнтези.
Эта идея давно доказала свою бесполезность
Эта идея оказалась настолько полезна, что она давно включена в фундамент современной рационалистической гносеологии. И именно она, кстати, в дальнейшем привела в своём развитии к разработке понятий "объективная реальность" и "субъективная реальность" - той идеи, которая вызывает у Вас столь негативную реакцию и с которой Вы длительное время спорите. Странно, что Вы не поинтересовались в этом плане историей обсуждаемого вопроса.
кроме искусственно раздутой конфронтации между т.н. "материалистами" и т.н. "идеалистами"
В онтологии крах идеализма произошел еще в 17 столетии, т.е. за век до Канта. В гносеологии материализм выиграл в середине XIX века, а сейчас и в онтологии доминируют в основном или измененные виды материализма, или вовсе нонсубстанционалистские подходы - примерно после разгрома метафизики и смены смысла самого понятия "метафизика" на синонимичное старой онтологии.
Вообще идея Канта ошибочно причисляется к идеализму и в области гносеологии: Кант не говорил, что идеальное первично по отношению к материальному (в этом плане он был между позициями агностицизма и материализма), он лишь первым (хотя и развил идеи ранее высказанные Юмом) указал на то, что нам разум не контактирует напрямую с реальностью и все наши представления о реальности представляют из себя отражение это самой реальности - затем его идею уже развивал Гегель.
я бы приписал её авторство Платону с его "пещерой", а не Канту
Ошибочно приписали бы: Платон говорил про онтологию и только в меньшей степень про гносеологию, а Кант - про гносеологию/эпистемологию. То есть Платон пытался понять истинную природу реальности, а Кант писал работы про то, как мы познаем и взаимодействуем с реальностью как познающие субъекты.
Говоря об этических императивах, Вы выходите за рамки обсуждения теории познания
Вы просили примеры того, как идеи Канта используются и сейчас. Они были приведены. В чем смысл этого дальнейшего обсуждения? Хотите выразить свое "фи" работам Канта? Ок, пожалуйста.
По моим понятиям из настоящих наук это относится к предмету психологии
Простите, мне не очень интересно обсуждать эти представления о "настоящих науках" и "нормальных науках": в
science wars пусть кто-нибудь другой поучаствует.
-- 02.07.2024, 15:21 --«Критику способности суждения» забыли.
Не забывал: у Канта очень богатое наследие, и нет смысла перечислять все, как мне кажется. Иначе просто запутаемся, особенно учитывая, что вряд ли на форуме многие читали работы Канта.